Аренда земли сельхозназначения

Для аренды частных земель сельхозназначения могут установить минимальные и максимальные сроки

10 ноября 2016

Уведомление1 о начале работы над такой поправкой разметил для общественного обсуждения Минсельхоз России. Сегодня сроки аренды земельных участков, находящихся в частной собственности, не урегулированы. Такие сроки используются только при передаче в аренду земель, которыми владеет государство или муниципалитеты.

К примеру, участок для строительства можно арендовать на срок от трех до 10 лет, а если речь об индивидуальном жилищном строительстве, то срок аренды становится фиксированным и составляет 20 лет. Это же относится к случаям, когда земля выделена гражданину для ведения личного подсобного хозяйства. В любом случае срок аренды государственных и муниципальных участков не может превышать 49 лет (п. 8 ст. 39.8 Земельного кодекса РФ).

Узнайте, как часто может изменяться размер арендной платы по договору аренды земельного участка, из «Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ

Что касается договоров аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, то они заключаются по общему правилу на срок от трех до 49 лет. А для сенокошения и выпаса скота – на срок до трех лет (ст. 9 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).

Важно, что сроки аренды земель, находящихся в публичной собственности, применяются независимо от целевого назначения участка. А сроки аренды частных земель в случае одобрения инициативы будут установлены только для участков из земель сельскохозяйственного назначения. Какими они будут, пока не уточняется.

Минсельхоз России поясняет, что во многих регионах сложилась практика заключения договоров аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на срок до одного года. Это, в свою очередь, создает риски, связанные с ненадлежащим выполнением арендаторами обязанности по воспроизводству плодородия земель, а также иных мероприятий, направленных на поддержание земельных участков в состоянии, пригодном для сельскохозяйственного производства.

В министерстве надеются, что принятие новых правил создаст правовые гарантии для арендаторов, которые несут значительные финансовые затраты по мелиорации и поддержанию земельного участка в состоянии, пригодном для сельскохозяйственного производства.

Источник: ГАРАНТ.РУ

! Перепечатка

Добавить ГАРАНТ.РУ в ваши источники

Документы по теме:

  • Земельный кодекс Российской Федерации
  • Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

Дачников могут обязать предоставлять необходимую информацию для ведения похозяйственных книг

Это также относится и к другим гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство.

Дачные участки могут быть отнесены к землям населенных пунктов
В этом случае дачники будут обеспечены транспортной инфраструктурой, больницами, охраной, услугами по уборке территории.

Президент поручил Минсельхозу России увеличить гранты для начинающих фермеров
Речь идет о фермерах, занятых в сфере молочного и мясного скотоводства, на территории Центрального Нечерноземья.

1 С карточкой законопроекта «О внесении изменений в статью 9 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и материалами к нему можно ознакомиться на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 01/05/11-16/00058778).

Закон разрешает передачу права пользования, полученного при возникновении арендных отношений, третьему лицу. Именно такая сделка, совершенная в отношении земли, носит название – договор субаренды земельного участка. При этом законодательно закреплены обязательные условия, наличие которых делает возможным, или, наоборот невозможным заключение соглашений, порождающих подобные отношения.

Суть субарендных полномочий

Вообще субаренда неразрывно связана с арендой. Это выражается в следующих важных аспектах заключения этой сделки:

  • субарендный договор заключается только с арендатором земельного участка. Ни с собственником, ни с другим законным владельцем заключить его невозможно;
  • субаренду нельзя оформить свыше срока действия сделки, которая стала основанием возникновения новых правоотношений;
  • целевое назначение земли при передаче прав третьему лицу должно оставаться таким, какое закреплено в арендном договоре;
  • государственная регистрация перехода прав по субаренде обязательна, так же как и при заключении арендного соглашения, если договор имеет срок действия более одного года.

Полномочия по соглашению о передачи прав арендатора третьему лицу возникают лишь при официальном оформлении сделки. В договоре обязательно нужно указывать:

  1. Данные соглашения, которое является основанием возникновения права субаренды.
  2. Подробное описание земельного участка, его кадастровые данные.
  3. Права и обязанности сторон.
  4. Срок договорных отношений.
  5. Цели использования земли.

Важно, что только верно оформленное соглашение признается действительным и порождает юридически значимые последствия своего заключения. Так как закон не устанавливает особых требований к договору, составить его можно воспользовавшись следующим образцом:

Договор субаренды земельного участка

Возможно ли отдать арендные права без разрешения

По общему правилу отдать право пользования земельным участком можно лишь с разрешения собственника, и если в договоре об аренде земли или законе нет условий, прямо запрещающих передачу правомочий владения посторонним лицам.

При этом есть случаи, когда можно не спрашивать собственника, а лишь уведомить его о предстоящей пересдаче прав субарендатору:

  • если новые отношения возникают на строение и вместе с ними на земельный надел;
  • если арендованная земля является собственностью государства или муниципалитета, а срок основного договора более пяти лет;
  • если собственник не отвечает на запрос о разрешении пересдачи земельного участка в течение месяца после получения соответствующего письма от арендатора.

Особенности субаренды земель сельхозназначения и доли земельного надела

Закон не накладывает запрет на передачу арендных полномочий третьим лицам, если речь идет о земле сельскохозяйственного назначения. Как и в общих правилах, такие действия арендатора возможны, если договором не установлены иные требования.

Относительно субарендных отношений в долевой собственности, то и в этом случае передача права владения будет законна, если условия сделки прямо не запрещают такое действие.

В любом случае пересдачи землевладения субарендаторам, все запреты и условия первичного договора должны быть определены и в договоре субаренды.

Какие документы нужны для оформления сделки

Документация, сопровождающая субарендную сделку, моет различаться в зависимости от срока договора и соответственно необходимости процедуры государственной регистрации.

При условии, что соглашение заключено на срок менее года и регистрация перехода прав на землю не нужна, то к нему стоит приложить:

  • акт приема-передачи участка;
  • если были разногласия при заключении сделки – протокол их урегулирования;
  • дополнительные соглашения к договору, если они оформлялись.

Если же срок субаренды более года, то список бумаг будет отличаться:

  • согласие собственника на появление в отношениях субарендатора;
  • договор аренды;
  • документ, подтверждающий целевое назначение земельного участка;
  • свидетельство о регистрации права аренды.

Где можно оформить договор и сколько это стоит

Как и любой договор, субарендное соглашение можно составить в любой юридической конторе. Цена оформления гражданских сделок в разных субъектах различна, но найти дешевле тысячи рублей едва ли получится.

Можно оформить соглашение у нотариуса – это хоть и необязательно, но позволит избежать проблем из-за отсутствия юридических знаний при составлении договора. Нотариальные услуги стоят дороже, и начинаются от трех с половиной тысяч рублей, хотя и эта цифра имеет отличия в зависимости от региона нахождения нотариальной конторы.

И, конечно, как и любую сделку, для которой закон предусматривает лишь обязательную письменную форму, составить подобный документ можно самостоятельно при помощи образца в интернете. Скачать образец договора актуальный в 2018 году можно пройдя по ссылке выше.

Несмотря на редкое оформление субаренды земельных участков, закон четко прописывает возможность заключения таких договоров. С помощью подобных разрешительных условий, государство заботится о том, чтобы земля не простаивала в пустую, а приносила прибыль собственнику, арендатору, субарендатору.

Негативные последствия отмены минимально установленного срока аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения (Калинин Г.И.)

Отрасли права Аналитический портал

  • Главная
  • Новости
  • Отрасли права
  • Статьи
  • Контакты

Бесплатная консультация юриста по телефонам:

  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Последние новости: 09.01.2019

Законопроектом вносятся изменения в ст. 4 Федерального закона от 19 июля 1998 г. № 115-ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)», предусматривающие исключение ссылки на минимальный размер оплаты труда, в соответствии с которым номинальная стоимость одной акции и минимальный размер уставного капитала народного предприятия устанавливаются в их абсолютном размере.

31.12.2018

В целях устранения правовой неопределенности в ст. 157 Жилищного кодекса РФ предлагается установить положения уточняющие порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме, в соответствии с которым при наличии общедомового прибора учета и индивидуального прибора учета расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению должен осуществляться на основании указанных приборов учета.

18.12.2018

Из процессуального законодательства исключается термин «подведомственность» как принцип разграничения полномочий между судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Исходя из этого законопроектом предлагается п. 1 ст. 11 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации изложить в новой редакции, указав, что защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд, арбитражный суд или третейский суд в соответствии с их компетенцией.

Последние статьи:
Реестр недобросовестных поставщиков: поддержка недобросовестных участников закупок и борьба с ними в законодательстве о контрактной системе и практике его применения (Тасалов Ф.А.)

Дата размещения статьи: 09.01.2019

Особенности налогообложения операций с электронными денежными средствами в Российской Федерации (Бабина К.И., Бабаян З.М.)

Дата размещения статьи: 09.01.2019

Ответственность банковских организаций перед вкладчиками за нарушение положений договора банковского вклада с учетом вносимых изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации (Катвицкая М.Ю.)

Дата размещения статьи: 09.01.2019

Все статьи Негативные последствия отмены минимально установленного срока аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения (Калинин Г.И.)

Дата размещения статьи: 03.05.2015

С января 2014 г. вступили в силу изменения в некоторые законодательные акты, регулирующие земельные отношения в Российской Федерации <1>. Коснулись эти изменения и оборота земель сельскохозяйственного назначения. В частности, были внесены изменения в п. 3 ст. 9 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» <2> (далее — Закон N 101-ФЗ).
———————————
<1> См.: Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. N 327-ФЗ «О внесении изменений в статьи 9 и 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и статью 22 Федерального закона «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2013. N 49 (часть I). Ст. 6328.
<2> См.: Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» // СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3018.
До внесения изменений эта норма имела следующую редакцию: «Договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения может быть заключен на срок, не превышающий сорок девять лет. Минимальный срок аренды земельного участка сельскохозяйственных угодий устанавливается законом субъекта Российской Федерации в зависимости от разрешенного использования сельскохозяйственных угодий, передаваемых в аренду».
В настоящее же время минимальный и максимальный сроки аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения устанавливаются только для участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, — от трех до сорока девяти лет (за исключением участков, использующихся для сенокошения и выпаса скота).
Максимальный срок аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, по нашему мнению, играл скорее психологическую, нежели регулирующую роль, подразумевалось, что за пределами этого срока должны действовать уже иные формы владения землей, предполагающие постоянные сроки. Как отмечает Н.А. Удачина, основная идея установления столь длительного максимального срока аренды связана с желанием законодателя предоставить арендатору дополнительные гарантии для осуществления инвестиций, в том числе и в надежде на последующий выкуп добросовестным арендатором используемого участка в собственность <3>. Теперь же, если такие гарантии и будут установлены, то не законом, а договором.
———————————
<3> См.: Удачина Н.А. О правовом обеспечении создания и развития земельного рынка // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2012. N 5. С. 37 — 44.
О минимальном же сроке аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения следует поговорить особо. Если максимальный срок аренды таких участков стимулировал арендатора на добросовестное владение землей и инвестиции в нее, то минимальный срок, как видится, фактически обязывал арендатора к такому поведению.
Одним из принципов оборота земель сельскохозяйственного назначения является сохранение целевого использования земельных участков (ч. 3 ст. 1 Закона N 101-ФЗ). Достигается это не только путем непосредственно использования таких земель по целевому назначению, но и путем недопущения ухудшения их состояния. В соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» <4> сохранение и повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения должно осуществляться посредством систематического проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных, противоэрозионных и иных мероприятий. Статья 13 ЗК РФ определяет, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: сохранению почв и их плодородия, защите земель, ликвидации последствий загрязнения и захламления земель, сохранению достигнутого уровня мелиорации, рекультивации нарушенных земель, восстановлению и сохранению плодородия почв. В соответствии со ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации <5> (далее — ЗК РФ) сельскохозяйственные угодья подлежат особой охране. Обязанность по соблюдению стандартов, норм, нормативов, правил и регламентов проведения таких мероприятий также возложена на собственников, владельцев, пользователей, в том числе арендаторов, земельных участков. Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях <6> (далее — КоАП РФ) за невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв установлена административная ответственность. Ответственность за неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения за последнее время усиливалась дважды: в 2011 <7> и 2014 <8> гг.
———————————
<4> См.: Федеральный закон от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» // СЗ РФ. 1998. N 29. Ст. 3399.
<5> См.: Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ // СЗ РФ. 2001. N 44. Ст. 4147.
<6> См.: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 1.
<7> См.: Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 435-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения» // СЗ РФ. 2011. N 1. Ст. 47.
<8> См.: Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. N 6-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // СЗ РФ. 2014. N 6. Ст. 557.
Мероприятия по сохранению, а тем более по улучшению плодородия почв невозможно провести за короткий промежуток времени, сроки их проведения исчисляются годами. Так, например, Федеральная целевая программа «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России» <9> была рассчитана на 8 лет. Проведение такого агротехнического мероприятия как севооборот сельскохозяйственных культур также рассчитано на несколько лет <10> и подлежит учету <11>.
———————————
<9> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 99 «О федеральной целевой программе «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 — 2010 годы и на период до 2013 года» // СЗ РФ. 2006. N 10. Ст. 1101.
<10> См.: Воробьев С.А. Севооборот / Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1969 — 1978.
<11> См.: Постановление Совета Министров РСФСР от 6 мая 1961 г. N 511 «О ведении в колхозах и совхозах шнуровой книги истории полей севооборотов и агротехнического паспорта полей севооборотов» // СЗ РСФСР. 1988. Т. 6. С. 327.
Как верно определила М.А. Третьякова, срок аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения связан с отраслевыми особенностями производства сельскохозяйственной продукции <12>. На практике выявилась закономерность: чем выше культура земледелия в регионе, тем выше были и установленные региональным законодательством минимальные сроки аренды земельных участков сельхозназначения. Так, в Свердловской области такой срок составлял один год <13>. В Омской области минимальный срок аренды сельскохозяйственных угодий, предоставляемых под сенокосы, для выпаса скота, огородничество составлял одиннадцать месяцев, а для иных целей — пять лет <14>. В Краснодарском же крае в зависимости от разрешенного использования сельскохозяйственных угодий, передаваемых в аренду, минимальный срок аренды земельного участка для пашни составлял 5 лет; для сенокосов и пастбищ — 7 лет; для залежей — 10 лет; для земель, занятых многолетними насаждениями: ягодными культурами — 7 лет, садами — 15 лет, виноградниками — 20 лет, чайными плантациями — 30 лет <15>. Договоры, которые заключались на меньший срок, являлись ничтожными.
———————————
<12> См.: Третьякова М.А. Бухгалтерский и налоговый учет аренды земель сельскохозяйственного назначения // Бухучет в сельском хозяйстве. 2012. N 2. С. 38 — 44.
<13> См.: Кобяков Э.В. Особенности аренды земельных участков земель сельскохозяйственного назначения // URL: http://blog.pravo.ru/blog/6605.html.
<14> См.: Закон Омской области от 8 февраля 2006 г. N 731-ОЗ (ред. от 28 июня 2013 г.) «О регулировании земельных отношений в Омской области» (недействующая редакция) // Омский вестник. 2006. N 12. 17 февраля.
<15> См.: Закон Краснодарского края от 5 ноября 2002 г. N 532-КЗ (ред. от 4 февраля 2014 г.) «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» (недействующая редакция) // Кубанские новости. 2002. N 240. 14 ноября.
И чем дольше арендатор арендует землю, тем больше он заинтересован в увеличении ее плодородия.
Теперь же договоры аренды земельных участков сельхозназначения можно заключать на любой минимальный срок, даже менее года, что делает возможным его заключение в простой письменной форме и исключает государственную регистрацию такого договора (ст. 651 Гражданского кодекса Российской Федерации <16>). Таким образом, оборот земель сельхозназначения по таким договорам фактически выходит из подконтрольной сферы, а между тем количество сделок по аренде земельных участков очень высоко и продолжает расти. По мнению Д.В. Козлова, аренда становится в последнее время самым распространенным правом на земельный участок; в настоящее время львиная доля договоров аренды земельных участков приходится на земли сельскохозяйственного назначения и на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимости частных организаций; запрет последним владеть земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования и невозможность по финансовым соображениям выкупить данные земельные участки в частную собственность привели к ощутимому увеличению договоров аренды <17>. Н.А. Удачина отмечает, что вторым наиболее распространенным видом сделок после купли-продажи сегодня является аренда земельных участков; удельный вес указанных сделок в общем объеме сделок, совершенных, например, в 2009 г., составляет по количеству сделок — 71,9% и по площади — 85,2%. И такое количество земель, находящихся в обороте и являющееся национальным достоянием, фактически неконтролируемо переходит из рук в руки незаинтересованным в повышении качества земель владельцам!
———————————
<16> См.: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 5. Ст. 410.
<17> См.: Козлов Д.В. Совокупный (комплексный) правовой режим земельных участков: монография. Доступ из информ.-правовой системы «Гарант».
У отмены минимально установленного срока аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, кроме снижения их плодородия, есть и еще один негативный момент.
Согласно Федеральному закону «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» <18> (далее — Закон N 294-ФЗ) плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся не чаще чем один раз в три года, планы проверок находятся в свободном доступе в сети Интернет.
———————————
<18> См.: Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // СЗ РФ. 2008. N 52 (часть I). Ст. 6249.
Таким образом, зная заранее дату проверки и имея при этом возможность составить краткосрочный договор аренды без государственной регистрации, практически — «в поле, на коленке», и прописав в этом договоре ответственность арендатора за соблюдение норм действующего законодательства, владельцы земельного участка имеют возможность уклониться от проверки обязательных требований в отношении земельного участка, которые на момент проверки предоставлены в аренду по таким краткосрочным договорам в простой письменной форме. Ведь спецификой правового регулирования аренды земель является то, что основным источником регулирования выступает не закон, а договор <19>. И такие случаи уже имеются.
———————————
<19> См.: Удачина Н.А. Указ. соч.
На основании вышеизложенного можно, таким образом, сказать, что отмена минимально установленного срока аренды земельных участков сельхозназначения противоречит духу Закона N 294-ФЗ. Противоречит эта отмена и духу нормы об изъятии земельного участка, который не используется в соответствии с его целевым назначением в течение трех лет (ст. 284 Гражданского кодекса Российской Федерации <20>).
———————————
<20> См.: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.
Таким образом, по нашему мнению, положение о минимально допустимом сроке аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения необходимо возвратить в действующее законодательство, установить этот срок в размере трех лет. Дать право субъектам Российской Федерации в зависимости от культуры земледелия и ценности земель сельхозназначения устанавливать более длительные минимальные сроки аренды таких участков.
Литература
1. Воробьев С.А. Севооборот / Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1969 — 1978.
2. Кобяков Э.В. Особенности аренды земельных участков земель сельскохозяйственного назначения // URL: http://blog.pravo.ru/blog/6605.html.
3. Третьякова М.А. Бухгалтерский и налоговый учет аренды земель сельскохозяйственного назначения // Бухучет в сельском хозяйстве. 2012. N 2. С. 38 — 44.
4. Удачина Н.А. О правовом обеспечении создания и развития земельного рынка // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2012. N 5. С. 37 — 44.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Особенности аренды земли сельхозназначения у частных лиц и государства

Аренда земли сельхозназначения – это вариант ведения хозяйства, а значит и получения дохода для хозяйства разных размеров, от частных до крупных. Есть свои нюансы во взятии земель под фермерское хозяйство во временное пользование и их нужно знать, прежде чем арендовать.

Статус и особенности

Прежде чем заключить сделку аренды земель целевого сельскохозяйственного назначения необходимо больше узнать о статусе и особенностях использования подобных участков. Все участки земли, которые существуют в РФ, делятся по видам. Это сделано для создания особого правового статуса и контроля использования. Причем это определяет не только вариант его использования, но и оборот.

Земли сельхозназначения – это 39% от общего объема участков в стране, и они находятся под контролем и охраной государства. Это обеспечивает наличие товарного производства, что важно для продуктовой безопасности.

К с/х землям относятся:

  • Лесополосы, дороги, прогоны, искусственные насаждения.
  • Сенокосы.
  • Пашни.
  • Пастбища для скота.
  • Постройки на территориях с/х участков.

Участки, занятые под лесохозяйством к ним не относятся.

Существует разделение таких наделов на такие группы:

  • Приоритетные – они находятся под особым контролем.
  • Ценные, продуктовые угодья.
  • Участки низкого качества, непригодные для сельскохозяйственного производства.

Зачем нужна аренда

Брать в аренду землю сельскохозяйственного назначения, вопреки устоявшемуся мнению, выгодно даже небольшим хозяйствам и частным лицам. Да, большинство таких участков используется под фермерское хозяйство крупных размеров, ведь это очень выгодно. Основная цель, с которой питаются получить землю в аренду – это потребление земельных ресурсов.

Так целевое использования земель сельхозназначения определяет только общее направление деятельности, а не нюансы. За ними дело в уточнении вида разрешенного пользования. Так земкодекс говорит, что можно брать в аренду разные объемы сельскохозяйственных земель и при этом использовать их для разных целей связанных с сельхозпроизводством. То есть это значит, что можно заниматься на указанных территориях не только выращиванием растений и разведением скота, но и организовывать садовые товарищества, дачные участки и т.д.

При этом нужно понимать, что нельзя возводить жилые постройки на:

  • Огородах.
  • Полях.

Но зато не запрещается это на территориях под:

  1. Садоводство.
  2. Дачных участках.

Что очень важно, в этом случае арендная плата будет намного ниже, чем если бы такого рода участок размещался в пределах поселения.

На данный момент в законе есть норма, которая регламентирует объемы площадей, которые необходимы для ведения личного подсобного хозяйства – сейчас это 2,5 га. Естественно купить такой объем земли в большинстве случаев невозможно, а вот найти того, кто хочет сдавать его, вполне. Но не стоит забывать, что в законе есть четкая норма, которая указывает учтение всех земельных участков при подсчете размеров личного подсобного хозяйства. Причем арендованные, также берут во внимание.

Аренда у частного лица

Перед тем как взять в аренду землю стоит разобраться в особенностях подобных сделок между частным лицом и с государством.

Так сдаваемый в аренду надел земли предназначения с/х может быть предоставлен частным лицом. Если оно в меру обстоятельство самостоятельно обрабатывать его не может. Не стоит забывать, что договор аренды, независимо от того, что именно в нем указано, не может менять вид разрешительного пользования наделом. Это называется самовольным решением и преследуется законом.

То есть, если участок предназначен для ведения животноводства, то возводить на нем любые постройки запрещено, даже если в договоре подобное прописано.

Взять в аренду землю сельхозназначения у частного лица конечно можно, но это осложняется тем что практические все паи, которые сейчас находятся во владении людей – это общая долевая собственность. Она перешла во владение людей после земельной реформы в начале 90-х гг.

Сложность в том, что четкого разграничение паев нет, их границы не выделены, а значит определить точно, кому какая часть принадлежит сложно. Пока участок не будет выделен в натуре, отделить его и использовать в качестве арендованного, не получиться.

Чаще всего собственники таких наделов заключают коллективный договор с организациями и юрлицами.

Аренда у государства

Если первый вариант не устраивает по ряду причин, каждый гражданин страны имеет право попросить в аренду у государства необходимые ему участок, для ведения хозяйства. Сданный таким образом участок можно использовать, в том числе для фермерского хозяйства.

Важно! Передается в аренду выбранный земельный надел, только после проведения аукциона, организованного в соответствие с законными нормами.

Последовательность действия следующая:

  • Физическое лицо выбирает участок, который ему подходит.
  • Направляет соответствующее заявления в органы власти местного масштаба.
  • Подготовка и организация аукциона. Участок проходит межевание, оформляется в кадастре, на него выдается паспорт.
  • После завершения аукциона, с победителем его происходит подписание сделки. Причем проведение аукциона обязательная мера, даже если заявитель был только один.

В отдельных случаях возможно отсутствие аукциона, но только в том случае, если потенциальный владелец сможет аргументировано объяснить, зачем ему этот участок. Если ему это удастся, то уже в течение недели с момента принятия решения, договор аренды будет подписан.

При этом обязанность по межевания и постановке на кадастровый учет не отменяется, и это сделать должен именно заявитель за свои собственные средства.

Сроки договора и арендная плата

Есть несколько существенных условий договора, в частности сроки аренды и плата за землю по такой сделке. Важно обязательно указывать сроки пользования, ведь в противном случае, договор может быть признаваться недействительным. Четких ограничений по срокам в законе нет, стороны могут самостоятельно определять сроки.

Но в законе есть такие две важные нормы:

  • Минимальный срок – определяется в зависимости от целевого использования земли. Причем эти сроки будут зависеть от региона страны.
  • Граничный срок – он не может превышать 9 лет, независимо от региона и целевого использования участка.

Самым удобным и рациональным сроком считается 3 года, за этот срок испортить верхний ценный слой.

Уровень оплаты также обязательно указывается. Размеры платы не ограничивается законом, причем может реализовываться как валютой, так и продукцией.

Вывод

Арендные отношения касательно земли с/х назначения сегодня очень распространены. Причем их удобно и выгодно использовать как государству, так и бизнесу и частным лицам.