Аренда земли у администрации

Содержание

Арендовать землю у государства может любой гражданин РФ или юрлицо. Но процесс предполагает соблюдение определенного порядка. Как по закону оформляется аренда государственной земли в 2019 году?

Аренда земли у государства предполагает подготовку необходимого пакета документов и обращение в местные органы власти.

Но малейшее нарушение порядка оформления может стать причиной отрицательного решения администрации. Как правильно взять в аренду землю у государства в 2019 году?

Основные моменты

Территория России включает в себя огромное количество земельных ресурсов, часть из которых не распределена и ни кем не используется.

По умолчанию все земли, не имеющие собственника, принадлежат государству. Но любое заинтересованное лицо имеет возможность получить в пользование участок земли.

Причем если отсутствуют средства для выкупа его в собственность, можно оформить аренду. Сторонами сделки выступают наниматель – физическое или юридическое лицо и арендодатель – государство или муниципалитет.

Принцип оформления аналогичен стандартной сделке аренды, но есть и некоторые особенности.

Так при выборе территории нужно учитывать соответствие земли определенной категории и деятельности, которую планирует осуществлять арендатор.

Использование земли без учета целевого назначения считается нарушением и поводом для изъятия участка из пользования.

К примеру, если арендатор оформил аренду участка под ИЖС, а сам использует землю под киоск или под автомойку, то это признается нецелевым использованием.

Существуют и ограничения по видам земель, передаваемых в аренду. Некоторые виды участков запрещается передавать во временную эксплуатацию.

Так не получится арендовать земли, принадлежащие к территории:

  • заповедников, парков, природоохранных зон;
  • особых ведомств РФ – ФСБ, вооруженных сил;
  • закрытых административно-территориальных образований;
  • захоронений химических, радиоактивных отходов;
  • объектов, предназначенных для охраны государственных границ;
  • приграничных зон.

Самостоятельно выбирая участок для аренды, нужно учитывать категорию земли, разрешенный вид использования и принадлежность. Игнорирование данных факторов может стать причиной отказа в аренде.

Что нужно знать

Аренда государственной земли может быть краткосрочной и долгосрочной. В первом случае подразумевается передача участка в пользование на срок от 1 года до 5 лет.

Обычно такой вид аренды применяется в случае строительства или реконструкции объектов. По завершении договорного периода можно продлить срок аренды.

Длительная аренда может оформлять на срок от 5 до 49 лет. Данный вариант выбирается при строительстве дома, ведении личного подсобного хозяйства или когда арендатор планирует в последующем выкупить землю.

Долгосрочная аренда является оптимальным вариантом для юридических лиц, когда целью выступает развитие промышленной или коммерческой деятельности.

Также существует и такой вариант как бессрочная аренда. В этом случае срок не оговаривается и в договоре фиксируется только предельная длительность, равная 49 годам.

В любой момент любая из сторон может разорвать договор, предварительно уведомив другую сторону. Что касается видов аренды, то они различаются по видам предполагаемого использования земли.

Можно арендовать участок для таких целей, как:

  • возведение объекта недвижимости;
  • ведение подсобного хозяйства;
  • занятие садоводством и огородничеством;
  • обустройство фермерских угодий.

Преимущества и недостатки такой сделки

Аренда государственной земли имеет как плюсы, так и минусы. К недостаткам можно отнести следующие моменты:

Использовать землю можно только По оговоренному в договоре назначению
Длительность аренды ограничена По ее окончании нужно выкупить участок или продлить договор (что не всегда возможно)
Землю могут изъять безо всякой компенсации Если территория понадобится для государственных целей
Нельзя распоряжаться землей как собственным имуществом Оформление залог, продажа или передача в дар

Арендуя государственную землю, важно помнить, что это такой же объект чужой собственности, как и любое другое частное имущество.

Потому возможности использования земли всецело регулируются договором, заключенным с собственником.

Но есть и свои преимущества в получении от государства земли в аренду. Это:

  • использование земли при отсутствии средств для покупки участка;
  • долгосрочная аренда (49 лет достаточно долгий срок, практически пользоваться землей можно пожизненно);
  • возможность выкупа земельного участка по истечении срока аренды;
  • вероятность сдачи земли в субаренду, если получено разрешение собственника;
  • строительство на участке различных объектов, в том числе и ИЖС;
  • использование природных ресурсов на территории (полезные ископаемые, лес и т. д.).

Кроме того плюсом можно считать и возможность досрочного расторжения договора аренды. Если по какой-то причине участок стал не нужен, можно его вернуть.

Важный нюанс! Максимальный срок аренды доступен не во всех случаях. На 49 лет участок предоставляется, если:

  • арендатор является собственником объекта, ранее построенного на участке;
  • земля используется для с/х нужд;
  • на территории располагаются линейные объекты (ЛЭП, газопровод, иные коммуникации).

Земли под ИЖС предоставляются в аренду максимум на 20 лет. Но, как правило, этого срока достаточно для строительства дома и последующего выкупа земли.

Действующие нормативы

Основным документом, регулирующим правоотношения по аренде земли, является Земельный кодекс РФ.

Кроме того отдельные нормы регламентируют следующие правовые акты:

  • ФЗ № 217 от 21.07.2014;
  • ФЗ № 334 от 3.07.2016;
  • ФЗ № 171 от 23.06.2015;
  • ФЗ № 181 от 24.11.1995;
  • Постановление Правительства РФ № 582 от 16.07.2009;
  • ст. 620—621 ГК РФ.

Арендовать землю у государства не так сложно, как может показаться на первый взгляд. За последние годы процедура значительно упростилась благодаря существующей судебной практике и изменениям земельного законодательства.

Предоставление земельных участков в долгосрочную аренду считается одной из обязанностей органов власти. Но вместе с тем нельзя гарантировать, что гражданин получит в пользование понравившийся надел.

Общепринятый порядок предполагает предоставление земли в аренду по итогам торгов. Победителем признается лицо, предложившее самую высокую арендную плату.

Без проведения аукциона получить землю в аренду могут только отдельные категории граждан:

  • лица, причисленные к льготным категориям;
  • собственники объектов на арендуемой земле;
  • лица, занимающиеся крестьянско-фермерским хозяйством;
  • граждане, арендующие землю под ИЖС или ЛПХ;
  • лица, у которых земля была изъята под госнужды.

Продолжительность аренды земель регулирует п.8 ст.39.8 ЗК РФ. В частности срок аренды зависит от цели использования участка.

Как арендовать землю у государства

Существует несколько способов получить в аренду землю, принадлежащую государству. Возможные варианты:

  • проведение аукциона по инициативе органов власти;
  • торги по инициативе нанимателя;
  • получение земли без проведения торгов;
  • аренда участка, не поставленного на кадастровый учет;
  • получение участка в порядке очереди.

В каждом отдельном случае порядок оформления будет несколько отличаться. Но общий порядок действий сводится к следующим этапам:

  1. Подготовка необходимого пакета документов.
  2. Обращение в уполномоченный государственный орган с заявлением о предоставлении земли в аренду.
  3. Проведение работ по межеванию и постановка на кадастровый учет, если ранее участок не был зарегистрирован.
  4. Подача заявки и внесение залога, если потенциальный арендатор участвует в торгах.
  5. Обсуждение условий договора и подписание соглашения.
  6. Регистрация договора аренды в Росреестре.

Важно знать, что аренда земли на срок более года требует обязательной регистрации сделки в Росреестре. Только в этом случае арендатор вправе распоряжаться участком в пределах оговоренных полномочий.

Проведение аукциона

Аукцион по предоставлению земельного участка в аренду проводится только в отношении участка, поставленного на кадастровый учет.

Должны быть определены категория земли, вид разрешенного использования, отчего зависит возможное использование земли.

Организатором аукциона выступает непосредственный собственник, то есть местный орган власти. Он же определяет начальную стоимость объекта, величину задатка для участников аукциона и условия предоставления, в том числе и длительность аренды.

Примеры представления наследства по праву смотрите в статье: право представления наследства.

Какая разница между авансом и задатком, .

Организатор назначает время, место и порядок проведения аукциона, форму и срок подачи заявок на участие, порядок уплаты и возврата задатка, шаг увеличения цены (в пределах 1-5 % от начальной цены).

В преддверии аукциона, как минимум за 30 дней, организатор публикует объявление в печатном издании и размещает необходимую информацию на официальном интернет-ресурсе.

Все сведения находятся в открытом доступе, и с ними может ознакомиться любое заинтересованное лицо.

Публикуемое извещение содержит в себе следующие данные:

  • организатор аукциона;
  • наименование органа, принявшего решение об аукционе и реквизиты этого решения;
  • место, дата, время и порядок проведения торгов;
  • предмет аукциона, с указанием месторасположения и всех существенных характеристик;
  • начальная стоимость;
  • шаг увеличения цены;
  • форма заявки;
  • размер задатка и порядок его уплаты;
  • существенные условия договора.

По итогам проведенного аукциона с победителем заключается договор об аренды земли. Всем прочим участникам возвращаются внесенные задатки.

Ход аукциона фиксируется протоколом и в течение трех дней результаты аукциона публикуются в тех же изданиях, где публиковалось извещение о проведении торгов.

Это общий порядок проведения аукциона по предоставлению земли в аренду. Но некоторые нюансы существуют в зависимости от того, кто является инициатором сделки.

По инициативе граждан

Что нужно чтобы арендовать государственную землю по собственной инициативе? Если гражданин принял самостоятельно решение об аренде земли, то изначально ему нужно найти подходящий участок.

При выборе следует учитывать возможность аренды земли исходя из категории и разрешенного вида использования.

Далее нужно убедиться в отсутствии зарегистрированного права собственности на выбранный участок. Сделать это можно посредством карты, размещенной на сайте Росреестра.

Следующим этапом становится обращение в администрацию населенного пункта, к которому относится земля.

Необходимо подать заявление о предоставлении участка в аренду с указанием длительности аренды и цели использования земли. На этом этапе можно получить отказ, если земля зарезервирована для госнужд.

В ином случае обращение будет рассмотрено и заявитель получит согласие или отказ, если цель использования не соответствует назначению участка.

Но это не значит, что сразу будет подписан договор аренды. Муниципальный орган власти выставит участок на аукцион, опубликовав соответствующее извещение в СМИ и Интернете.

Если не поступит других заявок, то землю предоставят в аренду. В ином случае потребуется участие в аукционе. При этом вполне возможно, что победителем станет иное лицо.

По инициативе администрации города

Местные органы власти вправе самостоятельно формировать участки и выставлять их на аукцион с целью предоставления в аренду. В этом случае участвовать в аукционе вправе любое заинтересованное лицо, имеющее право на аренду.

Для участия в аукционе заявитель предоставляет:

  • заявку по установленной форме;
  • выписку из ЕГРЮЛ, ЕГРИП или документы, удостоверяющие личность физлица;
  • документ, подтверждающий внесение задатка.

Прием документов заканчивается за 5 дней до аукциона. При этом составляется протокол о приеме заявок и все допущенные к торгам участники получают соответствующие уведомления на следующий день после подписания протокола (также рассылаются уведомления об отказе).

Не допущенным участникам задаток возвращается в трехдневный срок. По итогам аукциона заключается договор аренды с победителя на заранее установленных условиях и по цене, определенной в ходе аукциона.

Аукцион признается несостоявшимся, если в нем участвовало менее двух человек или никто из участников не захотел приобрести землю по начальной цене.

Если претендент был только один, то спустя десять дней после проведения аукциона он вправе заключить с органом госвласти договор аренды земли.

Оформление для льготной категории граждан

Некоторые категории граждан вправе получить земельный участок в аренду без проведения торгов. Речь идет о так называемых льготниках, перечень которых на федеральном уровне является открытым.

Власти регионов самостоятельно устанавливают список категорий, имеющих право на получения земли от государства. Как правило, это:

  • многодетные семьи;
  • инвалиды;
  • ветераны боевых действий;
  • дети-сироты;
  • молодые специалисты;
  • родители-одиночки и т. д.

Подробный перечень льготных категорий и порядок предоставления земли надо уточнять по месту проживания.

Но в основном от льготника требуется обращение в администрацию и предоставление соответствующего заявления с приложением документов, подтверждающих право на льготу.

После рассмотрения обращения и принятия положительного решения заявитель ставится в очередь на получение земли. Участки предоставляются по мере формирования в порядке очереди.

Минус данной процедуры в том, что в зависимости от количества свободных земель в регионе, ждать своей очереди можно от нескольких месяцев до нескольких лет.

По упрощенной процедуре

Упрощенный порядок подразумевает оформление в аренду незарегистрированной земли. Но на практике процедура не слишком проста.

Прежде всего, нужно найти участок, не состоящий на кадастровом учете. Здесь также можно воспользоваться картой Росреестра.

Если участок не имеет собственника, то значит, он не сформирован и не зарегистрирован в Росреестре.

Нужно оформить схему участка и обратиться в местные органы власти, с заявлением о предоставлении земли в аренду без проведения торгов.

В течение месяца администрация должна предоставить ответ. В случае положительного решения заявителю предоставляется постановление главы муниципалитета.

На его основании можно провести межевание и поставить участок на кадастровый учет. Далее остается подать в администрацию заявление о долгосрочной аренде и заключить соответствующий договор.

Дополнительные сведения

Оформляя в аренду государственную землю, нужно знать о некоторых значимых нюансах. После подписания договора арендатор принимает на себя обязательство не только по выплате арендной платы, но и по уплате земельного налога.

В некоторых случаях использование участка может предполагать ограничение. Например, в отношении территории может быть установлен публичный сервитут, если на участке имеются объекты, предполагающие беспрепятственный доступ.

Также следует учитывать, что договор аренды может быть расторгнут государством. Основанием может стать нецелевое использование земли, ухудшение почвы или экологической обстановки, необходимость земли для использования под государственные нужды.

Как взять в аренду землю у государства под бизнес? Каких-то особых условий в данном случае нет. Главное, чтобы вид разрешенного использования земли не отличался от планируемой деятельности.

Например, при оформлении аренды земли под магазин или под павильон, нельзя получить землю, предназначенную под ЛПХ.

С последующим выкупом

Возможна ли аренда земли у государства с правом выкупа? Арендованный участок можно приобрести в собственность по истечении срока аренды.

Общий порядок предполагает выкуп посредством подачи соответствующего заявления на имя главы администрации. Стоимость земли в этом случае зависит от местонахождения участка.
Видео: земля в аренду у государства с правом выкупа

Если земля находится в черте городского поселения, то выкупная стоимость его составит 15-20 % от кадастровой оценки.

Земли на территории сельских поселений обойдутся в сумму не более 3 % от кадастровой стоимости.

Также существует возможность оформления участка в собственность на льготных основаниях. Для этого земля должна относиться к категории ИЖС или ЛПХ.

Оформить в землю в собственность можно, если построить на участке сооружение, зарегистрировав на него право собственности в Росреестре.

Владелец объекта на государственной земле имеет приоритетное право на оформление в собственность участка под сооружением.

Если под сельхозназначение

При предоставлении в аренду земли с/х назначения госорганы обязательно оговаривают возможное целевое использование участка.

Это может быть:

  • садоводство и огородничество;
  • животноводство, рыболовство, охотхозяйство;
  • сенокошение;
  • выпас скота;
  • дачное строительство.

Если арендатор будет использовать землю в иных целях, то собственник, в данном случае госорган имеет полное право через суд отменить действие заключенного договора и забрать землю.

Что по поводу сроков аренды сельхозземли, то согласно ФЗ «Об обороте земель с/х назначения» существует граничный и минимальный срок.

При этом максимальный срок всегда одинаков и равен 49 годам. А вот минимальный период аренды определяется субъектом РФ. При этом сроки могут отличаться в зависимости от вида земли.

Сколько это может стоить (цена)

Арендная плата устанавливается в процессе аукциона. Начальной ценой обычно назначается сумма в 1,5% от кадастровой стоимости участка.

Если при проведении торгов не было выявлено больше одного претендента, то плата составит размер начальной ставки.

Начальное значение ставок определяют по формуле:
Когда участок предоставляется без проведения торгов, то для льготных категорий граждан величина аренды не может превышать размер земельного налога.

Для новообразованных участков цена рассчитывается исходя из кадастровой стоимости и коэффициента поправки:
Поправочный коэффициент может соответствовать таким значениям:

01 Для льготных категорий граждан
06 Для использования земли под с/х нужды
5 Для строительства жилых и промышленных объектов
2 Для разработки недр участка с целью добычи полезных ископаемых

Сколько стоит оформить генеральную доверенность у нотариуса узнайте из статьи: сколько стоит генеральная доверенность у нотариуса.

Что дает постоянная прописка в квартире, .

Как правильно написать объявление о продаже квартиры на Авито, .

С учетом всех возможных вариантов аренды земли у государства получается, что величина арендной платы гораздо привлекательнее, чем при взаимодействии с частными и юридическими лицами.

Конечно, нужно учитывать затраты на оформление, необходимость подготовки документов, временные затраты на участие в торгах.

Но если подобные сложности не испугают потенциального арендатора, он может получить землю в долгосрочное пользование на весьма выгодных условиях.

Многие городские жители хотят быть ближе к земле: заниматься садоводством или огородничеством, выращивать скот или разводить цветы. Другие планируют выстроить себе частный дом, а организации — офис или складское помещение. Чтобы ваши желания воплотились в реальность, нужен подходящий участок земли. Если у вас не хватает средств на покупку, не отчаивайтесь — надел можно взять в аренду у местного муниципалитета. Как правильно оформить арендные отношения с администрацией? Какие документы потребуются? Расскажем в статье.

Основания для получения земли

Согласно ст. 22 ЗК РФ и ст. 606 ГК РФ, любое юридическое или физическое лицо вправе арендовать земельные наделы, принадлежащие муниципальным или федеральным органам власти. Чтобы получить участок, необходимо написать заявление и принести его в земельный отдел местной администрации.

Первый шаг в оформлении аренды земли у администрации — составление заявление.

Помните, что арендовать можно не любой участок. Некоторые земли изъяты из оборота — с ними запрещены любые юридически значимые действия. К таким землям относятся:

  • особо охраняемые природные объекты;
  • территории кладбищ;
  • земли общего пользования, лесного и водного фонда России;
  • площади под объектами ВС РФ или других военных структур;
  • национальные парки и государственные заповедники.

Нельзя арендовать землю на кладбище или в заповеднике.

Не удастся оформить аренду и на земельный участок, который:

  • не имеет четко установленных границ;
  • не зарегистрирован в Росреестре;
  • находится в постоянном бессрочном пользовании другого лица;
  • не имеет присвоенной категории земли;
  • имеет недостроенное здание или сооружение;
  • не имеет максимальных параметров строительства и реконструкции.

Арендовать можно только надел, зарегистрированный в Росреестре.

Способы аренды земли у администрации

Взять надел в аренду можно тремя способами:

  1. Открытые торги

Проводятся по желанию местной администрации или по просьбе заинтересованных лиц (граждан, организаций). Если вы выиграли аукцион, участок в дальнейшем можно оформить в собственность.

  1. Без торгов

Такой способ подходит только для льготных категорий граждан.

  1. Без аукциона на несформированные земельные участки

Это особая, упрощенная схема оформления аренды земли у администрации.

Рассмотрим их подробнее.

Аренда земли через аукцион

Порядок проведения процедуры прописан в ст. 39.11 ЗК РФ и ст. 447-449 ГК РФ. Первым делом нужно написать заявление о проведении аукциона и передать его в местный муниципалитет. Можно пойти другим путем — отслеживать информацию о предстоящих торгах на официальной сайте местной администрации. Информацию размещают за 30 дней до начала аукциона. Если вы предложите наивысшую цену аренды, то земля ваша.

Арендовать землю через аукцион можно двумя способами: инициировать его или принять участие в уже назначенном.

Принять участие в открытых торгах вправе любое заинтересованное лицо: простой гражданин или организация. Обязательное условие — своевременно подать заявку и внести аванс.

Сначала администрация подготавливает земельный участок к аренде, а затем выставляет лот на аукцион. Подготовка земли проходит в три этапа:

  1. утверждается схема расположения участка;
  2. осуществляется постановка на кадастровый учет и оформление в Росреестре;
  3. проверяется наличие и состояние подведенных к участку коммуникаций, если планируется строительство жилого дома или офиса.

Минимальную стоимость лота и срок заключения арендного соглашения определяет собственник (администрация). Цена надела устанавливается по итогам независимой оценки. На одних торгах может быть выставлен только один лот.

Выставленный на торги земельный надел должен иметь кадастровый номер и целевое назначение.

Аренда без торгов для льготников

Если вы получаете льготы от государства, то можете оформить землю в аренду на безвозмездной основе (ст. 39.5 ЗК РФ). Торги не проводятся, а надел выделяется исключительно для личных нужд (ИЖС, ЛПХ, огородничество и т.д.).

К льготным категориям законодатель относит следующих граждан:

  • многодетные семьи, имеющие троих и более детей;
  • молодые семьи (возраст супругов не старше 35 лет);
  • герои боевых действий;
  • ветераны труда;
  • инвалиды I и II групп.

Для получения земли в аренду льготники должны быть официально признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий. Но не факт, что им окажут именно такую форму поддержки. Субъекты РФ сами решают, выделить ли землю или оказать социальную помощь в другом виде (например, предоставить муниципальное жилье).

Помимо льготников, получить в аренду земельный надел без аукциона вправе крестьянские фермерские хозяйства (ст. 39.6 ЗК РФ).

Льготники вправе арендовать землю в приоритетном порядке.

Аренда по упрощенной схеме

Если вы не попадаете под категорию льготников или фермеров — не спешите опускать руки. Есть одна процедура, которую можно использовать для аренды земли под ИЖС или ЛПХ.

Чтобы ваши намерения осуществились, придерживайтесь следующего алгоритма действий:

  1. Отыщите подходящий несформированный надел

Для этого загляните в публичную кадастровую карту Росреестра. Как найти свободный земельный участок на карте можно узнать из видео.

Видео:

  1. Составьте схему расположения участка

Если отсутствует план межевания территории, на которой нужно зафиксировать границы выбранного надела, потребуется схема его расположения на кадастровом плане. Она оформляется в виде электронного или бумажного документа. Мы рекомендуем выбрать первый вариант, воспользовавшись сайтом Росреестра.

Составление электронной кадастровой схемы обойдется в 100 руб.

  1. Подайте два ходатайства в местную администрацию

После оформления кадастровой схемы напишите два заявления: об утверждении данной схемы и о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Подайте их в земельный отдел местного муниципалитета. Заявление рассмотрят в течение 1 месяца. По итогу вы получите два постановления: об утверждении схемы расположения земельного участка и о предварительном согласовании предоставления земельного участка без проведения торгов.

Скачать образец заявления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории

Скачать образец заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка

  1. Поставьте землю на кадастровый учет

Далее посетите землеустроительную фирму или частного кадастрового инженера. Специалист проведет межевание надела и сформирует документы, необходимые для оформления кадастрового паспорта участка и межевого дела. Без них вы не поставите землю на учет. Процедура займет примерно 10 рабочих дней.

Стоимость услуг кадастровых инженеров различается в каждом регионе.

  1. Подайте новое заявление в местную администрацию

По завершении кадастровых работ напишите заявление об оформлении аренды. Передайте его в местную администрацию. К ходатайству приложите все ранее полученные бумаги.

  1. Заключите арендное соглашение

Подождите 30 дней с момента подачи документов. За это время сотрудники муниципалитета подготовят арендный договор в трех экземплярах: для собственника земли, арендатора и Росреестра. Когда все будет готово, вам дадут еще месяц на ознакомление с условиями соглашения. Если все хорошо, подпишите документ.

  1. Зарегистрируйте арендный договор

Если срок действия договора аренды более 1 года, его нужно зарегистрировать в Росреестре. Можно лично посетить данное учреждение или подать документы через МФЦ. Вам потребуются:

  • личный паспорт;
  • постановление о выделении земельного участка;
  • арендное соглашение (все три экземпляра);
  • согласие супруга на оформление сделки;
  • оплаченный квиток госпошлины.

Размер госпошлины — 2 тыс. руб. Также придется внести арендную плату за 6 месяцев вперед.

Как получить земельный участок в аренду через аукцион?

Как мы уже говорили, есть два возможных варианта оформления аренды земли у администрации:

  1. лично подать заявление о проведении аукциона;
  2. принять участие в уже организованных муниципалитетом торгах.

Если вы решили взять ситуацию в свои руки, ознакомьтесь с порядком необходимых действий.

Шаг 1. Выбираем подходящий надел

Для начала отыщите незанятый муниципальный участок, который вам подойдет. Сведения можно посмотреть на официальном сайте Росреестра. Обязательное условие — надел должен иметь кадастровый номер, иначе взять его в аренду не получится.

У земельного участка нет кадастрового номера — его нельзя арендовать.

Шаг 2. Осматриваем земельный участок

Одного просмотра карты мало — нужно убедится, что надел подходит для ваших целей. Поэтому придется осмотреть его лично на местности. Если увидите газо- или трубопроводы, ЛЭП, заброшенные постройки, то лучше откажитесь от аренды. Если вы планируете строить жилой дом, уточните возможность проведения на участок коммуникаций.

Не берите землю «вслепую», а осмотрите участок на местности.

Шаг 3. Подаем заявку на проведение торгов

Если участок вас устраивает, оформляете заявку на аукцион. В ней укажите:

  • наименование госоргана, в который подаете ходатайство;
  • ваши данные (для граждан — Ф.И.О. и адрес; для юридических лиц — название и место нахождения);
  • место расположения надела и его площадь;
  • цель аренды;
  • банковские реквизиты для возврата задатка, если проиграете торги.

К заявке приложите квитанцию о внесении задатка, ваш паспорт или уставные документы организации (копии). Не пропустите сроки — прием заявок заканчивается за 5 дней до открытия торгов.

Скачать образец заявления о проведении аукциона по продаже земельного участка или права аренды на земельный участок

Шаг 4. Участвуем в торгах и заключаем договор

Аукцион проходит в открытой форме. Побеждает участник, предложивший максимальную сумму ежегодной арендной платы.

Итоги торгов заносятся в специальный протокол, который подписывают организатор и победитель. Остальным кандидатам возвращают задаток, а победитель оформляет арендное соглашение с администрацией.

Проиграли торги — задаток вернут через 3 дня.

Сколько стоит аренда земли у государства?

Арендный взнос — важный пункт соглашения. Если процедура проходила через аукцион, сумма зависит от его итогов. Чаще всего исходная ставка равняется 1,5% кадастровой стоимости надела. Если оценка проводилась более 5 лет назад, то торги проводят по процентной ставке от рыночной стоимости.

Если соглашение оформлено без проведения торгов, расчет ежегодной платы проводится на основе базовой ставки категории земель данного региона. Также играет роль площадь участка, его назначение, поправочный и зональный коэффициенты. Обычно стоимость аренды земли под ЛПХ, СНТ и ИЖС составляет около 0,6% от кадастровой стоимости.

Сроки заключения договора аренды

Длительность аренды напрямую зависит от категории и целевого назначения надела:

  • до 3 лет — на участки под садоводство и огородничество;
  • от 3 до 10 лет — на земли, выделенные под частное жилищное строительство;
  • 10 лет — на земли для сельского хозяйства без права строительства.

Максимальный срок аренды земли у администрации — 49 лет.

Продление договора аренды земли

Если период вашей аренды заканчивается, можно продлить соглашение. Но следите за датами — если обратитесь с заявлением после окончания срока аренды, придется заново проходить аукцион.

Как взять землю в аренду у администрации города

Далеко не все граждане могут приобрести в собственность участок земли. К тому же это и не всегда целесообразно, ведь иногда землю можно арендовать у государства на выгодных условиях или даже в предусматриваемых законодательством случаях – получить бесплатно.

Согласно законодательству, любой гражданин или организация вправе взять участок земли в аренду у местной городской администрации.

Не могут передаваться в аренду субъектам хозяйственной деятельности участки земли, отводимые для городских либо государственных нужд.

При аренде земли у администрации арендатор обязан оплачивать оговоренную плату. К тому же на него обычно возлагают ответственность за межевание арендуемого участка земли и подготовку документации.

Каждый российский муниципалитет имеет, помимо федерального законодательства, собственные местные нормативные документы, определяющие порядок передачи земель в аренду для ведения арендатором какого-либо бизнеса, для строительства индивидуального жилья либо иных целей.

Заинтересованное лицо может сегодня получить участок земли от местной администрации на следующих условиях:

  1. Арендовать землю при проведении торгов;
  2. Арендовать у администрации землю без проведения торгов. Для этого, согласно законодательству, использование арендуемого участка должно выполняться в установленных законодателем направлениях, например, для последующей организации арендатором фермерского хозяйства или ИЖС;
  3. Получить участок бесплатно, когда подобная возможность предусмотрена законодателем (например, при переезде молодых специалистов в сельскую местность для трудоустройства). Как правило, составляемый арендный договор устанавливает право арендатора на последующий выкуп соответствующего участка земли в собственность, а до этого (в ближайшие несколько лет) он не должен платить какую-либо арендную плату за использование земли.

Выбор участка для аренды

Для установления арендных правоотношений с городской администрацией потенциальному арендатору, прежде всего, требуется подобрать участок земли, наиболее подходящий ему по всем параметрам и критериям, включая месторасположение участка.

Имеющаяся в собственности муниципалитета земля, как правило, отдается в аренду заинтересованным лицам на платной основе, и теоретически административный орган муниципалитета не вправе отказывать потенциальному арендатору при соблюдении последним всех процедурных условий.

Исключением считается лишь ситуация, когда аренда земель у администрации города недопустима по объективным причинам. К примеру, выбранный заявителем участок земли изъят из оборота или уже зарезервирован для реализации государственных (городских) нужд.

Вопрос, как же арендовать земельные территории у администрации города, сегодня имеет несколько конкретных вариантов решения. Заинтересованное лицо, прежде всего, может обратиться с соответствующим заявлением об аренде в полномочный муниципальный орган, ответственный за распределение земли на муниципальной территории. Сотрудники органа помогут потенциальному арендатору подобрать подходящую для аренды альтернативу из имеющихся у муниципалитета в наличии свободных участков.

Второй вариант для потенциального арендатора земли – прийти на открытые торги, регулярно проводимые в городе. На таких торгах выставляются для аренды свободные муниципальные участки земли без обременения, которые уже состоят на общероссийском кадастровом учёте.

К тому же заинтересованное лицо, желающее арендовать землю, может подбирать подходящий участок самостоятельно, используя карту местности. Он может, в том числе, воспользоваться и опубликованной на интернет-ресурсе Росреестра кадастровой картой, предназначаемой для публичного доступа.

Для этого пользователю следует перейти в раздел «Управление картой» и включить интернет-показ кадастрового деления. Отраженная на сайте схема уже будет содержать все поставленные на учёт госкадастра территории земель. Потенциальный арендатор может выбирать участок из свободных земель. Чтобы определить примерную площадь подходящего участка на публичной карте, пользователь может провести ограничительные линии для обозначения рубежей понравившегося участка.

Как выяснить, свободен ли участок?

Прежде чем требовать у администрации города оформления арендного соглашения, целесообразно собрать важную для аренды информацию о понравившемся участке.

Выбрав землю самостоятельно, потенциальному арендатору нужно выяснить, действительно ли участок свободен. Для этого достаточно подать в уполномоченный орган заявление, указав местонахождение и размер подобранной территории земли. Желательно также приложить к заявлению карту с очерченным вокруг интересующего участка квадратом.

Таким образом заинтересованное лицо сможет выяснить точный статус запрашиваемого участка земли, то есть узнать о наличии (отсутствии) собственников и возможных арендаторов земли.

Уточнение важных моментов

Важным условием арендных правоотношений с городской администрацией выступает точное соблюдение арендатором правил землепользования, соответствующих генеральному плану. Поэтому будущему арендатору желательно еще до оформления заявки на аренду получить в полномочном органе полную информацию, касающуюся территориального зонирования, целевого назначения соответствующей площади земли и имеющихся регламентов.

Если все устраивает, а другие претенденты на понравившийся участок земли отсутствуют, потенциальному арендатору можно переходить к следующей стадии — проверке имеющихся на земле особых объектов. К примеру, на интересующем участке может быть расположен газопровод, который помешает будущему возведению жилья. Такая проверка также выполняется сотрудниками муниципальных структур по заявлению потенциального арендатора.

Для оформления арендных правоотношений с городской администрацией принципиально важен вопрос планируемого использования земли. От него непосредственно и зависит порядок требуемых в дальнейшем действий заинтересованного лица.

Когда планируется аренда земель под строительство, возможны два альтернативных варианта:

  1. Место размещения предполагаемой постройки согласовано. В рассматриваемой ситуации потенциальный арендатор, найдя участок, подает соответствующее заявление об аренде, осуществляет кадастровую оценку земли и вносит данные об участке в Реестр. После этого ему требуется получить постановление горадминистрации о сдаче территории земель в аренду и подписать арендное соглашение. Затраты по постановке земельной территории на кадастровый учёт ложатся полностью на будущего арендатора.
  2. Без согласования. При отсутствии согласований участок земли будет выставляться на торги. И, соответственно, потенциальный арендатор сможет оформить арендные правоотношения лишь тогда, когда он предложит муниципалитету наибольшую арендную сумму либо окажется в торгах единственным претендентом на выставленный лот.

Если же заявитель не предполагает проводить строительство, а территория, соответственно, требуется ему под иные нужды, процедура действий, как правило, идентична первому случаю (с согласованием). Арендные правоотношения с администрацией муниципалитета, точнее сама процедура их оформления, начинается с заявления потенциального арендатора о предоставлении соответствующего участка с указанием его месторасположения, размеров и целей планируемого использования.

Постановка участка на учёт

Если не брать в рассмотрение ситуацию с торгами, потенциальный арендатор земли сам занимается процессом межевания арендуемого участка и его регистрацией в базе госкадастра. В результате перечисленных процедур свободная земля, передаваемая администрацией города в аренду, получает чётко обозначенные рубежи и официально высчитанную площадь.

Чтобы выбранный участок был занесена в базу Росреестра, будущему арендатору требуется подать заявление о межевании в территориальный полномочный орган. Когда кадастровый инженер проведет все необходимые межевые процедуры и оформит документацию, арендатору следует обратиться в подразделение Росреестра и получить кадастровый план земли.

Участие в торгах

В крупных муниципалитетах аренда земли у горадминистрации несколько осложняется большим количеством претендентов на свободные участки, и торги становятся почти единственной возможностью оформить арендные земельные правоотношения.

Чаще всего участки, выставляемые на торги, уже территориально сформированы, имеют присвоенные кадастровые номера и официально очерченные рубежи. Всем этим занимаются сами власти муниципалитета.

Претендентам-арендаторам потребуется подавать заявку для участия в соответствующем аукционе. Обычно на практике торги за право использования конкретного участка инициирует сам потенциальный арендатор. Однако бывают и регулярно проходящие аукционы, предоставляющие возможность всем желающим бороться за выставленные участки.

Процедура проведения таких торгов отражена в специальном документе – протоколе, всегда включающем сведения об организаторе торгов и их победителе, предложившем наивысшую арендную цену. Сама аренда земли от местной администрации оформляется с победителем торгов по истечение 20 дней после завершения аукциона. Указанные нормативные сроки продлеваются лишь при наличии каких-то особенных обстоятельств.

ЗК РФ Статья 39.11. Подготовка и организация аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 25.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) (введена Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ) 1. Решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также — аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц. 2. Запрещается объединение двух и более земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в один лот аукциона, если иное не предусмотрено федеральным законом. 3. Образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона по инициативе органа государственной власти или органа местного самоуправления и подготовка к проведению аукциона осуществляются в следующем порядке: 1) подготовка и утверждение уполномоченным органом схемы расположения земельного участка в случае, если такой земельный участок предстоит образовать и отсутствует утвержденный проект межевания территории; 2) обеспечение уполномоченным органом выполнения в отношении земельного участка, образование которого предусмотрено проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее — кадастровые работы); (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 3) осуществление на основании заявления уполномоченного органа государственного кадастрового учета земельного участка, а также государственной регистрации прав на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; 4) получение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории; (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 5) принятие уполномоченным органом решения о проведении аукциона. 4. Проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица. В этом случае образование земельного участка и подготовка аукциона осуществляются в следующем порядке: 1) подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка. Подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка не допускается в случае образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или в границах населенных пунктов; 2) обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка. При этом в данном заявлении указывается цель использования земельного участка; 3) проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса и подпунктами 5 — 9, 13 — 19 пункта 8 настоящей статьи, принятие и направление им заявителю в срок не более двух месяцев со дня поступления заявления об утверждении схемы расположения земельного участка решения о ее утверждении с приложением этой схемы или решения об отказе в ее утверждении при наличии хотя бы одного из указанных оснований. В решении об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка должны быть указаны все основания принятия такого решения. В случае, если на момент поступления в уполномоченный орган заявления об утверждении схемы расположения земельного участка на рассмотрении такого органа находится представленная ранее другим лицом схема расположения земельного участка и местоположение земельных участков, образование которых предусмотрено этими схемами, частично или полностью совпадает, уполномоченный орган принимает решение о приостановлении рассмотрения поданного позднее заявления об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет такое решение заявителю. Рассмотрение поданного позднее заявления об утверждении схемы расположения земельного участка приостанавливается до принятия решения об утверждении ранее направленной схемы расположения земельного участка либо до принятия решения об отказе в утверждении ранее направленной схемы расположения земельного участка; 4) обеспечение заинтересованным лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка; 5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена) на земельный участок, образование которого осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка, на основании заявления заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица либо заявления кадастрового инженера, выполнившего кадастровые работы в целях образования земельного участка, без получения доверенности или иного уполномочивающего документа от уполномоченного органа; (пп. 5 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 6) обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением о проведении аукциона с указанием кадастрового номера такого земельного участка. В данном заявлении должна быть указана цель использования земельного участка; 7) обращение уполномоченного органа с заявлением о государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на земельный участок, образованный в соответствии с проектом межевания территории или с утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка, за исключением случаев, если земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, и случаев, если земельный участок не может быть предметом аукциона в соответствии с подпунктами 1, 5 — 19 пункта 8 настоящей статьи; (в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 252-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 8) получение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, если наличие таких условий является обязательным условием для проведения аукциона, за исключением случаев, если земельный участок не может быть предметом аукциона в соответствии с подпунктами 1, 5 — 19 пункта 8 настоящей статьи; 9) проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи, и принятие им в срок не более чем два месяца со дня поступления соответствующего заявления решения о проведении аукциона либо решения об отказе в проведении аукциона при наличии хотя бы одного из указанных оснований. 5. Заявление об утверждении схемы расположения земельного участка, заявление о проведении аукциона подаются или направляются в уполномоченный орган заявителем по его выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Порядок и способы подачи указанных заявлений, если они подаются в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», и требования к их формату утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. 6. Уполномоченный орган при наличии в письменной форме согласия лица, обратившегося с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, вправе утвердить иной вариант схемы расположения земельного участка. 7. В случае, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка предусматривается строительство зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется путем проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, за исключением случаев проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса. КонсультантПлюс: примечание. До 01.01.2020 допускается отказ в аукционе по продаже или аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности по основаниям закона субъекта РФ, наряду с основаниями п. 8 ст. 39.11 Земельного кодекса (ФЗ от 23.06.2014 N 171-ФЗ). 8. Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если: 1) границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с требованиями Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 2) на земельный участок не зарегистрировано право государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если такой земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; 3) в отношении земельного участка в установленном законодательством Российской Федерации порядке не определены предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений; 4) в отношении земельного участка отсутствуют сведения о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории; (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 5) в отношении земельного участка не установлено разрешенное использование или разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования земельного участка, указанным в заявлении о проведении аукциона; 5.1) земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о проведении аукциона; (пп. 5.1 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ) 6) земельный участок не отнесен к определенной категории земель; 7) земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды; 8) на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, а также случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, если в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации; (в ред. Федеральных законов от 03.08.2018 N 340-ФЗ, от 03.08.2018 N 341-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 9) на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и продажа или предоставление в аренду указанных здания, сооружения, объекта незавершенного строительства является предметом другого аукциона либо указанные здание, сооружение, объект незавершенного строительства не продаются или не передаются в аренду на этом аукционе одновременно с земельным участком, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса; (в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 341-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 10) земельный участок изъят из оборота, за исключением случаев, в которых в соответствии с федеральным законом изъятые из оборота земельные участки могут быть предметом договора аренды; 11) земельный участок ограничен в обороте, за исключением случая проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка; 12) земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд, за исключением случая проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка на срок, не превышающий срока резервирования земельного участка; 13) земельный участок расположен в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о ее развитии, или территории, в отношении которой заключен договор о ее комплексном освоении; 14) земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения; 15) земельный участок предназначен для размещения здания или сооружения в соответствии с государственной программой Российской Федерации, государственной программой субъекта Российской Федерации или адресной инвестиционной программой; 16) в отношении земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления; 17) в отношении земельного участка поступило заявление о предварительном согласовании его предоставления или заявление о предоставлении земельного участка, за исключением случаев, если принято решение об отказе в предварительном согласовании предоставления такого земельного участка или решение об отказе в его предоставлении; 18) земельный участок является земельным участком общего пользования или расположен в границах земель общего пользования, территории общего пользования; 19) земельный участок изъят для государственных или муниципальных нужд, за исключением земельных участков, изъятых для государственных или муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного дома, который расположен на таком земельном участке, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. 9. Аукцион является открытым по составу участников, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 10 настоящей статьи. 10. Участниками аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории, за исключением случая, предусмотренного абзацем вторым настоящего пункта, могут являться только юридические лица. (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) Участниками аукциона, проводимого в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 39.18 настоящего Кодекса, могут являться только граждане или в случае предоставления земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности — граждане и крестьянские (фермерские) хозяйства. Участниками аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, включенного в перечень государственного имущества или перечень муниципального имущества, предусмотренные частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, в отношении которых не может оказываться поддержка в соответствии с частью 3 статьи 14 указанного Федерального закона. (абзац введен Федеральным законом от 03.07.2018 N 185-ФЗ) 11. Организатором аукциона вправе выступить уполномоченный орган или специализированная организация, действующая на основании договора с уполномоченным органом. 12. Начальной ценой предмета аукциона по продаже земельного участка является по выбору уполномоченного органа рыночная стоимость такого земельного участка, определенная в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»), или кадастровая стоимость такого земельного участка, если результаты государственной кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до даты принятия решения о проведении аукциона. 13. По результатам аукциона по продаже земельного участка определяется цена такого земельного участка. 14. Начальная цена предмета аукциона на право заключения договора аренды земельного участка устанавливается по выбору уполномоченного органа в размере ежегодной арендной платы, определенной по результатам рыночной оценки в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», или в размере не менее полутора процентов кадастровой стоимости такого земельного участка, если результаты государственной кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до даты принятия решения о проведении аукциона, за исключением случая, предусмотренного пунктом 15 настоящей статьи. 15. В случае проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории (за исключением случая проведения аукциона в соответствии с пунктом 7 статьи 39.18 настоящего Кодекса) начальной ценой предмета аукциона на право заключения договора аренды такого земельного участка является размер первого арендного платежа, определенный по результатам рыночной оценки в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 16. По результатам аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется ежегодный размер арендной платы. По результатам аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории (за исключением случая проведения аукциона в соответствии с пунктом 7 статьи 39.18 настоящего Кодекса) определяется размер первого арендного платежа. (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 17. Если аукцион признан несостоявшимся и договор купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо договор аренды такого земельного участка не заключен с лицом, подавшим единственную заявку на участие в аукционе, с заявителем, признанным единственным участником аукциона, или с единственным принявшим участие в аукционе его участником, начальная цена предмета повторного аукциона может быть определена ниже ранее установленной начальной цены предмета аукциона, но не более чем на тридцать процентов начальной цены предмета предыдущего аукциона. 18. Организатор аукциона устанавливает время, место и порядок проведения аукциона, сроки подачи заявок на участие в аукционе, порядок внесения и возврата задатка, величину повышения начальной цены предмета аукциона («шаг аукциона»). «Шаг аукциона» устанавливается в пределах трех процентов начальной цены предмета аукциона. 19. Извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее — официальный сайт), не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы. 20. Организатор аукциона также обеспечивает опубликование извещения о проведении аукциона в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. 21. Извещение о проведении аукциона должно содержать сведения: 1) об организаторе аукциона; 2) об уполномоченном органе и о реквизитах решения о проведении аукциона; 3) о месте, дате, времени и порядке проведения аукциона; 4) о предмете аукциона (в том числе о местоположении, площади и кадастровом номере земельного участка), правах на земельный участок, об ограничениях этих прав, о разрешенном использовании и принадлежности земельного участка к определенной категории земель, а также о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения), о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающих предельную свободную мощность существующих сетей, максимальную нагрузку и сроки подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о сроке действия технических условий, о плате за подключение (технологическое присоединение) на дату опубликования указанного извещения (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории); (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 5) о начальной цене предмета аукциона; 6) о «шаге аукциона»; 7) о форме заявки на участие в аукционе, порядке ее приема, об адресе места ее приема, о дате и времени начала и окончания приема заявок на участие в аукционе; 8) о размере задатка, порядке его внесения участниками аукциона и возврата им задатка, банковских реквизитах счета для перечисления задатка; 9) о сроке аренды земельного участка в случае проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка. При этом срок аренды такого земельного участка устанавливается с учетом ограничений, предусмотренных пунктами 8 и 9 статьи 39.8 настоящего Кодекса; 10) о размере ежегодной арендной платы при предоставлении земельного участка юридическому лицу в аренду для комплексного освоения территории, за исключением первого арендного платежа, размер которого определяется по результатам аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории. При этом размер ежегодной арендной платы, если предметом аукциона является размер первого арендного платежа, определяется в порядке, установленном для определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов; (пп. 10 в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 11) о льготах по арендной плате в отношении земельного участка, включенного в перечень государственного имущества или перечень муниципального имущества, предусмотренные частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», если такие льготы установлены соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами; (пп. 11 введен Федеральным законом от 03.07.2018 N 185-ФЗ) 12) об обязательстве по сносу здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, которые расположены на земельном участке и в отношении которых принято решение о сносе самовольной постройки, в срок, не превышающий двенадцати месяцев; (пп. 12 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ) 13) об обязательстве по сносу здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, которые расположены на земельном участке и в отношении которых принято решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, либо по представлению в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района утвержденной проектной документации по реконструкции самовольной постройки в целях ее приведения в соответствие с установленными требованиями в срок, не превышающий двенадцати месяцев; (пп. 13 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ) 14) об обязательстве по приведению в соответствие с установленными требованиями здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, которые расположены на земельном участке и в отношении которых принято решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, в срок, не превышающий трех лет. (пп. 14 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ) 22. Обязательным приложением к размещенному на официальном сайте извещению о проведении аукциона является проект договора купли-продажи или проект договора аренды земельного участка. 23. Обязательным приложением к размещенному на официальном сайте извещению о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории является проект договора о комплексном освоении территории, подготовленный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации. 24. Уполномоченный орган принимает решение об отказе в проведении аукциона в случае выявления обстоятельств, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи. Извещение об отказе в проведении аукциона размещается на официальном сайте организатором аукциона в течение трех дней со дня принятия данного решения. Организатор аукциона в течение трех дней со дня принятия решения об отказе в проведении аукциона обязан известить участников аукциона об отказе в проведении аукциона и возвратить его участникам внесенные задатки. Открыть полный текст документа

Ст. 39.11 ЗК РФ. Подготовка и организация аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной