ДТП виновник без страховки

Содержание

Если случилось ДТП, а у виновного нет страховки ОСАГО

На автофорумах, порталах ответов и в комментариях автосайтов водители часто задают такой вопрос: «Попал в ДТП без страховки ОСАГО виновный я, что делать?».

В сети существует немало публикаций на этот счет, но большинство из них подают информацию неполно, а иногда и неверно. Это может подтолкнуть читателя к избранию ошибочной стратегии в решении вопроса и привести к ощутимым потерям денег, времени и нервов. Вы намного уменьшите подобный риск, если прочитаете данную публикацию.

ДТП без страховки ОСАГО виновный

Основная масса случаев, когда у виновника ДТП отсутствует полис ОСАГО приходится на водителей, имеющих небольшие доходы и вынужденных искать пути экономии. Действительно, в последнее время средняя стоимость автогражданки поднялась до 6-8 тыс. руб. и для некоторых это существенная сумма.

Бывает, что от ОСАГО отказываются по «идейным» соображениям – в основном это безответственные граждане, или мажоры, катающиеся на мощных внедорожниках, но не желающие платить по ним 20-25 тыс. за «какую-то» страховку.

Итак, чаще всего за руль без полиса садятся:

  1. Водители с низкими доходами;
  2. Водители с низкой социальной ответственностью.

Может ли дисциплинированный водитель оказаться виновником ДТП, не имея страховки?

Некоторые автомобилисты, прочитав вышеприведенное, махнут рукой, подумав: «меня это не касается, я честный человек и всегда покупаю полис».

Но есть еще три категории автомобилистов, которым нужно читать статью дальше, несмотря на честность и дисциплину:

  1. Сезонные водители;
  2. Сменные владельцы;
  3. Водители-профи.

Сезонные водители

В последние годы, из-за возросших цен, стали популярны сезонные полисы (на 3 и 6 мес.). Их покупают дачники, студенты, женщины-пенсионеры, некоторые категории отдыхающих и т. п.

Конечно, обеспечение страховкой какого-либо времени года не исключает периодического использования машины вне страхового периода. Ведь разные бывают случаи – не платить же тысячи рублей за пару поездок. И по закону подлости именно в такие моменты случается ДТП.

Сменные владельцы

Еще более обширная категория – это сменные владельцы. Мало кто не ездил на машине с обозначением в страховке, как водитель допущенный к управлению (вписанный). Но зачастую на такое вписание нет времени, т. к. ехать нужно срочно. А спешка чаще всего и приводит к ДТП.

Важно: владельцем транспортного средства (далее ТС) является не его собственник, а тот, кто на законных основаниях находится за рулем. При ДТП время нахождения за рулем не имеет значения – это может быть и пара минут на пробу управления.

Водители-профи

Есть еще и третья, менее обширная категория – это профи вождения, или считающие себя таковыми. Некоторые водители, имея солидный безаварийный стаж, приходят к логическому заключению, что зря «выкидывают деньги на ветер» и приобретают всяческие подделки.

Но в ДТП огромную роль имеет множество случайных факторов, предусмотреть которые на все 100% не сможет никто. Поэтому риск аварии распространяется на всех без исключения, в том числе и в качестве виновного лица.

Итак, из изложенного выше становится понятно, что риск оказаться виновником ДТП не имея автогражданки, касается почти всех, а ознакомиться с приведенной ниже информацией полезно каждому.

Что будет виновнику ДТП, не имеющему ОСАГО?

Начнем с того, что больше всего интересует водителей – какова ответственность за отсутствие страхового полиса в момент аварии.

Эта ответственность разделяется на две формы:

  1. Административную;
  2. Претензионную.

Административная ответственность водителя-виновника ДТП

Что грозит виновнику? Если исключить множество административных взысканий, касающихся сопутствующих происшествию нарушений (опьянение, отсутствие прав, всевозможные нарушение ПДД и т. д.), то за сам полис на сегодня предусмотрена только одна ответственность – штраф.

Его сумма определяется в зависимости от обстоятельств, прописанных в статье 12.37 КоАП РФ. Данная статья имеет две части, которые разграничивают наказания для тех, кто грубо нарушает правила ОСАГО, и для тех, у кого полиса вообще нет.

  • Часть 1 – предусматривает наказание для сезонных водителей и сменных владельцев в виде штрафа суммой 500 руб. Полис у них есть, но он используется с грубыми нарушениями (езда вне страхового периода и езда без записи о допуске к управлению);
  • Часть 2 – предусматривает наказание для лиц, не имеющих договора автогражданской ответственности в виде штрафа суммой 800 руб.

Вот и все наказание. Очевидно, что подобные взыскания довольно гуманны. Но с другой стороны, это является одной из причин широкого распространения практики езды без ОСАГО, особенно в удаленных от оживленных магистралей районах России. Посмотрите видео о взыскании ущерба с виновника.

В каких случаях считается, что полис у водителя отсутствует?

Описанные выше различия в суммах штрафов не должны вводить автомобилистов в заблуждение – это всего лишь различия в мере административного наказания, соответственно степени вины.

Само же нарушение для обоих вариантов едино. Это очень важно понимать т. к. для претензионного взыскания нет разницы, по которой из частей ст. 12.37 вас оштрафовали и на какую сумму.

Для страховщиков и суда засчитывается, что у вас отсутствует ОСАГО в следующих случаях:

  • Если вы его по какой-то причине не приобрели;
  • Если вы просрочили продление страхового периода;
  • Если вы ездите на авто в нестраховой период;
  • Если вы не вписаны в имеющийся чужой полис как допущенное к управлению лицо;
  • Если вы имеете на руках подделку.

Важно: если обнаруживается, что полис является недействительным по халатности или корыстному умыслу штатного работника (или официального представителя) страховой компании (далее СК), то вина за это ложится на страховщика и выплаты должны быть осуществлены в общем порядке.

Оправдывает ли себя езда без ОСАГО с угрозой штрафа?

У некоторых водителей возникнет вопрос: а может без автогражданки действительно выгодно ездить, раз штрафы такие божеские. Для какой-то категории населения, проживающей в малонаселенных и труднодоступных районах, это иногда действительно выгодно.

Но для большинства граждан дело 500 или 800-и рублями не закончится. Ведь данная сумма не является разовым взысканием – вас могут штрафовать бесконечно, в результате чего общий убыток может многократно превысить мнимую выгоду.

Да, после штрафа вы имеете право какое-то расстояние передвигаться безнаказанно, но только до места проживания (если дело было во внерабочее время), или до ближайшего места продажи ОСАГО (если штраф выписан в рабочее время).

Справка: имейте в виду, что в обозримой перспективе указанные штрафы существенно увеличатся – с соответствующим законопроектом давно работают в Думе. Также планируется внедрение автоматической проверки наличия полисов по госномеру автомобиля средствами роботизированного контроля («письма счастья»).

Применяется ли сегодня снятие номеров и эвакуация ТС?

В некоторых старых источниках можно встретить информацию о снятии инспекторами госзнаков (с изъятием СТС) и даже об эвакуации авто на спецстоянку за отсутствие автогражданки.

Да, ранее подобное действительно практиковалось, но сейчас все это отменено:

  • С 2013 г. снятие госзнаков;
  • С 2014 г. эвакуация.

Номерные знаки для наказания водителей сейчас не снимают вообще, а эвакуация ТС сохраняется в качестве санкции за многие другие нарушения.

Претензионная ответственность водителя-виновника ДТП

Под претензионной ответственностью понимаются материальные претензии пострадавшего лица к виновнику происшествия.

Если ваша ответственность не была застрахована, то СК потерпевшего откажет ему в возмещении. Ведь выплаты по ОСАГО осуществляются на принципах регресса – взаиморасчетов, имеющих конечного субъекта-плательщика. В нормальной ситуации конечным плательщиком обычно выступает страховщик виновника, но если его нет (полиса ведь нет), то нет и платежа – регресс предъявлять некуда.

Поэтому вся материальная ответственность ложится на плечи виновного лица, а это могут быть очень немалые суммы, не идущие ни в какое сравнение с рассмотренными штрафами. Законодательной базой тут является Гражданский кодекс РФ, а именно – гл. 59, пр. 1, ст. 1064, п. 1, устанавливающий обязательства и ответственность по возмещению причиненного телесного вреда и(или) материального ущерба.

То есть при ДТП, водитель-виновник, не имеющий страховки, обязан возместить потерпевшим (включая третьих лиц):

  1. Материальный ущерб;
  2. Физический вред.

Если же дело дойдет до судебного разбирательства, к выплатам может добавиться:

  • Погашение судебных издержек;
  • Компенсации – за нанятых юристов, проведенную экспертизу, текущие издержки (эвакуатор, почтовые расходы и т. п.);
  • Возмещение морального ущерба.

Как видите, все может закончиться серьезными денежными потерями, не считая затраченного времени и нервов.

Важно: в случае получения пострадавшей стороной телесного вреда, вне зависимости от наличия полиса у виновника, фондом РСА (Российский союз автостраховщиков) будут произведены выплаты. Сумма этой выплаты впоследствии по регрессу будет представлена для погашения виновнику ДТП.

Что делать, если попал в аварию без страховки и виноват в ДТП?

С необходимой теоретической частью ознакомились. Теперь вы узнаете, что нужно делать и как поступать при возникновении ДТП и отсутствии ОСАГО, если вы виновная сторона.

Обязательные действия виновника ДТП для всех ситуаций

Вне зависимости от последующей стратегии разбирательства, виновнику происшествия, в первое время после столкновения, следует придерживаться правильного алгоритма действий. От этого может зависеть здоровье и даже жизнь человека. Ему не стоит думать о том как уклонится от ответственности.

Вот этот алгоритм:

  1. Сразу после происшествия убедитесь, что вам, вашим пассажирам, пострадавшей машине, другому автотранспорту и иным третьим лицам, не угрожает немедленная опасность.
  2. Убедитесь в отсутствии у вас и ваших пассажиров серьезных телесных повреждений.
  3. Выйдите из машины (предварительно заглушив двигатель) и проверьте состояние потерпевшей стороны. Если не требуется немедленная помощь, то включайте аварийные габариты и выставляйте аварийный знак. Машину при этом поставьте на ручной тормоз.
  4. Не вступайте в конфликт с пострадавшим. Вместо этого постарайтесь успокоить его. Сделайте совместный предварительный осмотр повреждений, проведите фото- и видео- фиксацию места ДТП и машин-участников.
  5. Предварительно переговорите с потерпевшим и на основе этого примите дальнейшее решение.

Возможные развития ситуации на месте ДТП

После того, как проведены обязательные действия, переходите ко второму этапу, от которого может зависеть исход дела и величина возмещения.

Ситуация может иметь три варианта:

  1. На место ДТП вызывается служба ДПС вне зависимости от желаний сторон;
  2. На место ДТП вызывается служба ДПС по желанию сторон (или одной стороны);
  3. Служба ДПС не вызывается.

При первичном осмотре места происшествия вы должны выяснить имеются ли у потерпевших (любой стороны) существенные травмы. Если это так, а также при кажущихся несущественных травмах головы, вы должны вызвать на место аварии ДПС и скорую помощь (если требуется). Также ДПС обязательно вызывается при сильных повреждениях транспорта.

Если травм у участников нет или они легкие (синяки, царапины, ссадины), а транспорт имеет небольшие или умеренные повреждения, то нужно предварительно выяснить позицию потерпевшей стороны в следующем:

  1. Возможность решения вопроса о возмещении без привлечения официальных властей;
  2. Оценку потерпевшим понесенного ущерба в приблизительной сумме и адекватных рамках.

Далее нужно действовать в зависимости от результатов беседы, но если ситуация позволяет, то транспорт должен быть убран с проезжей части как можно скорее. Особенно это касается оживленных магистралей, где за препятствие движению при несущественных авариях можно получить штраф.

Частное решение вопроса о возмещении на месте ДТП

Если потерпевший согласен на частное урегулирование вопроса и не называет явно завышенных сумм ущерба, то лучше всего остановиться на данном варианте. Даже если сумма вам кажется слегка преувеличенной, лучше заплатить.

Ведь у машины впоследствии могут обнаружиться скрытые повреждения, да и суд, при решении дела в пользу истца, вряд ли обойдется в меньшие деньги. Не считая того, что ваши время и хлопоты тоже немало стоят.

Справка: если потерпевший не против частного возмещения, но сомневается насчет суммы, то предложите ему провести обследование на ближайшем СТО.

При незначительном уроне рассчитаться с потерпевшим можно прямо у капота, но при этом вы обязательно должны взять расписку в получении денег и согласии в том, что данной оплатой дорожный инцидент исчерпан. При существенных суммах расписку можете оставить вы – с обязательством оплатить ущерб в оговоренные на месте сроки.

Но при частном решении есть один нюанс – факт вашей виновности в ДТП и доля виновности пострадавшего. Если вы не уверены, что виноваты вы или уверены в обратном, а сумма к выплате предполагается значительная, то лучше привлечь ДПС и дать делу официальный ход.

Справка: если у виновника ДТП имеются сопутствующие серьезные нарушения (нет прав, остаточное опьянение и т. д.), то ему бывает выгодней согласиться даже на несправедливые условия возмещения, чтобы избежать жестких административных санкций.

Официальное оформление ДТП

Официальное оформление ДТП не всегда означает последующий суд – зачастую участники происшествия понимают, что самостоятельно разобраться во всем не смогут и по обоюдному согласию привлекают работников полосатого жезла.

Полицейские проведут необходимые трассологические обследования и замеры, а также вынесут предварительный вердикт о виновности сторон и ее степени. Именно предварительный, т. к. все собранные материалы и оформленная документация выступает лишь в качестве базиса для последующих выводов суда. Но это только в том случае, если виновник не признает свою вину согласительной подписью в документах с места происшествия.

Поэтому вам нужно:

  • Внимательно ознакомиться с тем, что составят инспекторы – справкой Ф-154, схемой ДТП, протоколом и актом (если они требуются);
  • При частичном несогласии с указанными фактами отразить свою точку зрения в графе для пояснений сторон;
  • При полном несогласии с указанными фактами завизировать их, прописав «не согласен», или полностью отказаться от подписания документов;
  • Взять у инспектора копии составленной документации.

Возмещение ущерба виновником ДТП

Официальное оформление ДТП совсем не отменяет возможность частного урегулирования вопроса, а просто откладывает его. После работы ДПС пострадавший может захотеть провести углубленное техническое обследование для выявления возможных скрытых повреждений.

На этом обследовании вам желательно присутствовать, а техническая база не должна иметь статус знакомых пострадавшего – лучше всего подойдет независимая хорошо оборудованная СТО, но можно обратиться и в профильные организации по автоэкспертизе.

Если в конечном итоге вы достигли с пострадавшим принципиальной договоренности о возмещении ущерба, то в назначенное время проведите встречу.

На ней, окончательно прояснив детали, придите к соглашению о сумме выплат и зафиксируйте это соглашение письменно (распиской в получении или долговым обязательством). Деньги, особенно крупную сумму, желательно перечислять банковским платежом с приходным кассовым ордером.

Если согласия с потерпевшей стороной достичь не удалось, то нужно готовиться к процедурам досудебного и судебного урегулирования.

Возмещение ущерба с виновника ДТП в досудебном порядке

Досудебный порядок урегулирования спора о сумме возмещения предполагает направление по адресу виновника ДТП досудебной претензии.

До составления данной претензии пострадавшая машина должна будет пройти сертифицированную техническую экспертизу. Это не то же самое, что просто осмотр на СТО – результаты данного обследования имеют юридическую силу и принимаются судом. На эту экспертизу виновник происшествия должен быть приглашен в обязательном порядке.

Приглашение поступает телеграммой по почтовому адресу, указанному в документах, составляемых на месте ДТП – учтите это и перепроверяйте точно ли инспектор записал ваш адрес. Иначе, если пригласительная телеграмма к вам не дойдет, вы не сможете опротестовать свое отсутствие на экспертизе.

В телеграмме будет указан адрес организации и время начала обследования. По закону ожидать прибытия виновника на процедуру положено 30 мин. После истечения этого времени эксперт вправе начать обследование без присутствия второй стороны. Имейте это в виду и не опаздывайте.

Если условия досудебной претензии не вызывают возражений, то виновнику лучше согласиться оплатить указанную сумму, чтобы исчерпать спор и не начинать судебную тяжбу.

Возмещение ущерба с виновника ДТП в порядке судебного разбирательства

Если вы так и не пришли к согласию с потерпевшим, то окончательное решение примет суд. Суд не всегда означает значительно большие траты – ведь пострадавший, сотрудники ДПС и даже эксперты не всегда правы в оценке виновника происшествия и уровня нанесенного ущерба.

Здесь могут помочь ваши фото- и видео- материалы с места ДТП. На их основе, а также на основе копий документации по происшествию, данных видеорегистратора и заключения независимой экспертизы, можно провести еще одно независимое трассологическое исследование, выводы которого примет во внимание суд.

В сомнительных случаях суд может назначить и свою техническую экспертизу – судебную. Поэтому машину до разрешения вопроса желательно не ремонтировать. Если суд выяснит, что в ДТП имеется доля вины потерпевшего, или повреждения будут оценены в меньшую сумму, то возмещение будет соразмерно уменьшено.

Как можно уменьшить сумму возмещения?

Если у суда не остается сомнений в вине причинителя ущерба, то ответчику можно попытаться ходатайствовать о снижении требования по иску в связи с особыми обстоятельствами.

Уважительной причиной для этого будет:

  • Бедственное материальное положение;
  • Наличие более 2-х иждивенцев в семье;
  • Инвалидность;
  • Отсутствие значимого источника доходов и ценного имущества.

Разумеется, все это должно быть подтверждено документально. Также здесь пригодиться толковый юрист, т. к. самостоятельно вести дела с подобной стратегией сложно.

В результате ответчику могут уменьшить сумму возмещения вплоть до половины от той, которую намеревался утвердить суд, не учитывая особых обстоятельств. Также суд может установить для ответчика особый режим выплат, предусматривающий посильные ежемесячные суммы транзакций.

Если же судебное решение будет принято без учета ходатайств ответчика или вовсе несправедливое, то можно подать апелляцию. Апелляционный суд нередко существенно или даже кардинально изменяет первоначальное решение арбитра.

Итак, можно подвести итоги данной публикации:

  1. На месте виновника ДТП, не имеющего ОСАГО, может оказаться подавляющее большинство водителей;
  2. Административная ответственность в виде умеренного штрафа не дает оснований радоваться – совокупные годовые суммы оплат могут быть существенны;
  3. Различия в степени административного наказания (штрафов) не влияют на общую квалификацию нарушения – отсутствие полиса ОСАГО;
  4. Эвакуация ТС и снятие госномеров, в качестве наказаний за отсутствие страховки, ушли в прошлое;
  5. Претензионная ответственность виновника значительно выше, нежели административная;
  6. При возникновении ДТП важно правильно соблюдать порядок первичных действий;
  7. Частное исчерпание дорожного инцидента обычно выгоднее официального оформления;
  8. Доведение дела до суда нежелательно, но иногда это оправданно;
  9. Даже при проигрышном деле у ответчика может быть возможность существенно снизить сумму возмещения.

На этом статья завершена, ровных вам дорог и бодрого настроения!

Виновник ДТП без страховки – что делать пострадавшей стороне

ОСАГО | 06 марта 2018 13168

Печальная статистика: примерно половина владельцев авто не считают нужным оформлять страховой полис. И это несмотря на то, что законодательство запрещает управление транспортными средствами без ОСАГО.

Нарушение закона кажется автолюбителям выгодным: штраф зачастую меньше, чем стоимость страховки. Но что делать, если вы попали в аварию, а виновник ДТП без страховки и не желает выплачивать компенсацию?

Принцип работы страхового полиса

Если владелец автомобиля с оформленным ОСАГО становится виновником аварии, полис покрывает выплаты пострадавшей стороне. В случае, когда виновник ДТП без страховки, возместить убытки за него некому.

Однако, по закону (ФЗ № 337; ч. 1 ст. 1064 ГК РФ) виновник ДТП все равно обязан взять на себя ответственность. Нужно оплатить ремонт авто пострадавшего, штраф за отсутствие полиса в размере 800 рублей, компенсировать моральный ущерб жертве аварии.

Иными словами, ОСАГО способен значительно упростить жизнь провокатора происшествия на дороге. С полисом вы можете рассчитывать на помощь страховой компании, спастись от долгой судебной волокиты, штрафов и растрат.

План действий при ДТП, когда виновник не застрахован

В ситуации, когда вы пострадали в аварии по вине водителя без ОСАГО, можно:

  • попробовать решить вопрос сразу же, не устраивая затяжных тяжб;
  • оформить досудебную претензию, если нарушитель согласен возместить убытки по собственной воле;
  • подать иск в суд и заставить его покрыть убытки жертвы.

Логичнее всего начать с первого способа и идти к последнему в случае, есть предпринятые шаги никак не воздействуют на провокатора аварии. Рассмотрим каждый из этапов процесса, который поможет жертве ДТП получить свою компенсацию.

Разбирательство на месте аварии

Конечно же, ни одна из сторон не заинтересована в том, чтобы ближайшие пару недель заниматься бумажной волокитой. Самый удобный для всех вариант – включить свои коммуникационные способности и договориться. Пострадавший владелец авто зачастую может на глаз прикинуть сумму, в которую обойдется его ремонт. Идеально, если виновник аварии без страховки согласен выплатить необходимую компенсацию сразу же. Причем это выгодно и для него самого – не придется платить штраф за отсутствие ОСАГО, тратить время на ГИБДД.

Разумеется, не каждый водитель возит с собой большие суммы наличных на случай ДТП. Отпустить нарушителя можно под расписку. В таком документе нужно указать полные имена участников аварии, их места жительства, информацию о транспортных средствах. Необходимо привести доказательства виновности одного из водителей, описать убытки, обозначить сумму компенсации и срок ее выплаты.

Писать расписку лучше от руки, предпочтительно – руки виновника происшествия. Подписи на документе необходимо оставить обеим сторонам. Никакие юристы для его составления вам не пригодятся.

Второй вариант быстрого решения проблемы включает в себя поездку в ГИБДД. Для начала нужно определить, был ли нанесен физический ущерб водителю и пассажирам.

Если все, кроме автомобиля, целы и невредимы, алгоритм действий жертвы таков:

  1. Запечатлеть ДТП на видеокамеру или фотоаппарат.
  2. Оформить извещение.
  3. Зафиксировать факт аварии в ближайшем пункте ГИБДД.

Алгоритм оформления досудебной претензии

Когда виновник аварии без страховки протестует против выплаты компенсации, необходимо вызвать сотрудника ГИБДД.

Проконтролируйте, чтобы он зафиксировал всю информацию о виновнике ДТП: его имя, прописку, контактные данные, отсутствие оформленного полиса. Далее пострадавшему нужно оформить юридическую претензию.

Документы, которые для этого понадобятся:

Отчет об экспертизе. Независимая оценка повреждений обойдется вам в сумму около 5000 рублей, однако без нее вы ничего не добьетесь. Проводить экспертизу необходимо с участием виновника ДТП без страховки.

Если автомобиль после аварии отремонтировать невозможно, нужен отчет об утилизации транспортного средства. Стоимость его примерно такая же, как и отчет о независимой экспертизе.

Собственно досудебная претензия. Может быть составлена юристами за оплату, но ее не сложно написать и самостоятельно. В досудебной претензии указываются: место происшествия, направление движения автомобиля, все нюансы аварии. Обязательно использовать цитаты из действующего законодательства как подкрепление своих требований к оппоненту. В конце – сумма выплат.

Пострадавшая сторона в праве включить в общую сумму компенсации деньги, потраченные на экспертизы, услуги юристов, а также собственное время и нервы. Вместе с претензией подаются копии всех задействованных в процессе бумаг и чеки, подтверждающие денежные траты. В том числе, это отчет об экспертизе, письма вашему оппоненту, постановление об административном нарушении, ваши бумаги на авто.

Большинство нарушителей соглашаются компенсировать ущерб пострадавшему уже на этом этапе. Ведь если дело доходит до суда, то нарушителю приходится оплачивать еще и издержки процесса судебной тяжбы.

Процедура подачи иска в суд

Если виновник аварии без страховки отказывается оплатить вам компенсацию после досудебной претензии, нужно обращаться в суд. Для этого понадобятся все подготовленные ранее документы (оригиналы) и один новый – исковое заявление. Правильно составить иск поможет профессиональный юрист (разумеется, не бесплатно).

Подготовить иск самому можно, опираясь на ст. 131 ГПК РФ. Нужно включить все данные, указанные ранее в досудебной претензии, и добавить описание попытки разрешить ситуацию до обращения в суд. Помните, что вы имеете право требовать выплат не только за физические убытки, но и за моральный ущерб. Граничный срок обращения в суд – три года после ДТП.

Чаще всего подобными делами занимается суд района, в котором оформлена прописка обвиняемой стороны. Но может быть и иначе, зависимо от суммы иска. Если она находится в пределах 50 000 рублей, дело ляжет на плечи мирового судьи, если она больше – районного.

Кроме уже оформленных бумаг, в суд необходимо предоставить:

  • документы о досудебном разбирательстве;
  • квитанцию об оплате госпошлины;
  • копию иска для нарушителя.

Если вы пользуетесь помощью юриста, нужно оформить еще и доверенность на его имя.

Длительность и нюансы судебного разбирательства

В среднем разбирательство по дорожному происшествию занимает около 2 месяцев. Но ваш оппонент может не прийти на заседание, и тогда дело рискует затянуться на долгие годы. Популярное решение в таком случае – потребовать у судьи арестовать автомобиль нарушителя.

В результате тяжбы вашего оппонента обяжут выплатить компенсацию, не взирая то, трудоустроен ли он. В основном, такие виновники выплачивают около половины своего месячного дохода в пользу пострадавшего. Если в ходе происшествия ущерб был нанесен не только автомобилю, но и людям, размер выплат возрастает до 70%.

Просроченные и поддельные страховые полисы ОСАГО

Бывает и так, что у владельца авто есть полис, но он недействителен – фальшивый или истек срок действия. За поддельный документ ОСАГО законом предусмотрено лишение водительских прав и немаленький штраф, привлечение к административной или уголовной ответственности.

Пострадавшему в аварии придется пройти все описанные выше шаги, от разбирательства на месте и до суда. Однако, чтобы начать тяжбу с нарушителем, потребуется экспертиза фальшивого полиса. Для проведения этой процедуры сам нарушитель должен оформить заявление в союз автостраховщиков и подать все необходимые бумаги.

Зачастую фальшивый полис – это один номер, на который зарегистрировано несколько транспортных средств (полис-двойник). В таком случае пострадавший сможет получить компенсацию от компании. Если же страховка виновника происшествия просрочена, то с точки зрения закона у него нет полиса ОСАГО. Все действия пострадавшего и ответственность виновника ДТП такие же, как в случае с отсутствием данного документа.

Как бороться с нежеланием виновника компенсировать ущерб

Судебное разбирательство подошло к концу, решение вынесено в вашу пользу. Вы ожидаете, что виновник ДТП компенсирует ущерб согласно букве закона, но что если он не торопиться этого делать?

После судебного решения каждый из участников спора получает постановление. Обычно бумаги поставляются в течение 10 дней. Если с этого момента позитивных изменений в поведении виновника не наблюдается, жертва может обратиться к судебному приставу. Служба судебных приставов занимается контролем за исполнением постановлений суда и воздействует на нарушителя проверенными методами.

Так, пристав может запретить нарушителю пользоваться его транспортным средством, изъять имущество, находящиеся во владении должника и так далее. При этом, пострадавшей стороне стоит почаще связываться с приставом и спрашивать, как идут дела. Это простимулирует работников службы заниматься вашим делом активнее и старательней. Исполнительное производство будет продолжаться до тех пор, пока задолженность нарушителя не будет полностью погашена.

Если вам не посчастливилось и вы стали участником происшествия на дороге, у виновника которого нет полиса ОСАГО, он просрочен или поддельный, попробуйте избежать долгих судебных тяжб. Люди – существа разумные, и могут найти общий язык в любой ситуации. А судебные разбирательства могут отобрать у вас несколько лет жизни, и при том не увенчаться успехом.

Если уж вы решились на подачу искового заявления, очень внимательно оформляйте все бумаги. Ваш успех в данной ситуации зависит именно от правильности составления документов.

Возможно, обратиться к профессиональным юристам – лучший выбор для потерпевшего в ДТП. Будем рады, если пошаговые алгоритмы действий из этой статьи помогут вам.

ДТП без ОСАГО: кто понесет ответственность?

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (2 Голосов) Друзьям это тоже будет интересно Поделиться Класснуть Поделиться Твитнуть Отправить Вотсапнуть Линкануть Запинить

Что делать, если виновник ДТП без страховки ОСАГО?

Согласно Федеральному закону № 40 ч.2 ст.4, водители не вправе управлять автотранспортом без полиса ОСАГО. Тем не менее, статистика гласит о том, что около половины автовладельцев не оформляют страховку.

Вероятно, они считают, что заплатить штраф – куда дешевле, чем приобрести полис автогражданской ответственности.

А ведь ситуации на дороге бывают разные. И от аварий никто не застрахован.

Как быть, если виновник аварии без страховки? Можно ли с него взыскать компенсацию за нанесённый ущерб?

Зачем нужна страховка водителю?

Принцип действия полиса ОСАГО состоит в том, что, когда случается ДТП, страховщик виновной стороны выплачивает установленную денежную сумму для ремонта машины пострадавшему участнику.

А если виновник аварии без страховки? Что делать пострадавшему? Поскольку ответственность водителя не застрахована, то и отсутствует страховая компания, которая могла бы покрыть выплаты.

Согласно ч. 1 ст. 1064 ГК РФ, а также ФЗ № 337, все затраты на ремонт автомобиля пострадавшего лица и своего ТС виновник ДТП берёт на себя.

Помимо того, ему придётся заплатить штраф за управление авто без страхового полиса, равный 800 рублям, а также понести дополнительные финансовые затраты, включающие компенсацию и моральный вред, нанесённый потерпевшему.

Всё это говорит об одном: полис ОСАГО – это необходимый документ для каждого водителя. Застраховав свою ответственность, вы переносите часть финансовых потерь при ДТП на страховщика и освобождаетесь от административной ответственности, а также от многочисленных хлопот, связанных с судебными разбирательствами.

Если у виновника ДТП отсутствует ОСАГО: что делать?

Существует 3 варианта решения вопроса:

  1. Урегулирование проблем на месте, без последующих разбирательств.
  2. Досудебная претензия: виновник на этапе разбирательств принимает решение об оплате убытков потерпевшего в добровольном порядке.
  3. Судебный иск: виновник выплачивает компенсацию принудительно.

Видео: Что делать, если у виновника ДТП нет полиса ОСАГО?

Как решить вопрос на месте?

Если нет пострадавших, то действия ваши могут быть такими:

  1. Сделайте фото или видеозапись с места происшествия.
  2. Заполните извещение.
  3. Отправьтесь на ближайший пост ГИБДД для оформления аварии.

Если же виновник аварии готов сразу же возместить ущерб, прямо на месте ДТП, то вам повезло – меньше хлопот будет далее.

Но у провокатора ДТП не всегда имеется с собой нужное количество денег для возмещения ущерба. В этом случае можно оформить расписку, гарантирующую выплату.

Преимущества данного способа решения проблемы налицо:

  • это экономит время;
  • избавляет от разбирательств с ГИБДД;
  • виновник избежит штрафа за езду без страховки.

Как составить расписку? Расписка составляется в произвольной форме с внесением следующей информации:

  • ФИО участников, их адреса;
  • описание ситуации;
  • повреждения, полученные автомобилем;
  • причины возмещения ущерба виновником;
  • сведения об автомобилях (марки, модели, номера ПТС, госномера, VIN-номера и т.д.);
  • указание суммы и сроков передачи денег.

Лучше будет, если виновный напишет весь текст расписки от руки. На документе обязательно должны стоять подписи обоих участников ДТП.

Досудебное разбирательство

Если виновник ДТП не соглашается на ваши условия, вызывайте ГИБДД. Проследите, чтобы инспектор обязательно зафиксировал в справке отсутствие полиса ОСАГО у вашего оппонента.

Помимо того, следует указать его данные:

  • ФИО;
  • адрес прописки;
  • номер телефона.

Следующий шаг — сбор пакета документов для составления юридической претензии, который включает:

  1. Отчёт о независимой экспертизе. Стоит такая процедура недёшево: от 2000 до 7000 рублей. Однако данный документ очень важен, поскольку содержит в себе описание всех повреждений и подсчёт ущерба.
  2. Отчёт об утилизации ТС. Составляется отчёт УТС только в том случае, когда машина не подлежит восстановлению. Стоит этот документ от 2 000 до 5 000 рублей. При составлении обоих отчётов необходимо присутствие виновника аварии. Предварительно отправьте ему по почте официальное уведомление. Важно, чтобы тот поставил свою подпись о получении бумаги.
  3. Досудебную претензию. Данный документ могут составить юристы, и обойдётся он вам в 3 000-5 000 рублей. Кстати, в составлении претензии нет ничего сложного, поэтому её можно написать самостоятельно. В ней нужно указать:
    • направление маршрута;
    • место аварии;
    • обстоятельства ДТП.

    Все претензии к виновнику подкрепляйте выдержками из закона. В конце укажите общую сумму причинённого ущерба.

    Обратите внимание: итоговая сумма компенсации может быть выше, чем указанная в акте экспертом. Вы вправе в неё включить услуги эвакуации, адвоката, проведение всех экспертиз, а также моральный ущерб.

    К претензии прикрепите следующие документы:

    • копию справки о ДТП;
    • копию постановления об административном правонарушении;
    • копии писем, в которых виновник приглашается на осмотр;
    • заключение эксперта об оценке ущерба;
    • копии документов на ТС;
    • чеки, подтверждающие все ваши расходы.

В большинстве случаев после направления досудебной претензии виновники ДТП соглашаются на выплату суммы, выставленной независимыми экспертами.

Если же доводить дело до суда, то кроме ущерба, виновнику придётся оплачивать судебные издержки.

Подача судебного иска на виновника ДТП

В том случае, если предложение оплатить ущерб по досудебной претензии были отвергнуты, весь пакет документов перенаправляется в суд.

Кроме того, необходимо составить исковое заявление.

Для грамотного ведения дела лучше нанять юриста, однако ему нужно будет сразу же заплатить энную сумму.

Исковое заявление подаётся, как правило, в суд по месту прописки виновника (ст. 28 ГПК РФ), но это не обязательно.

Если исковая сумма не превышает 50 000 рублей, то дело ведёт мировой судья; при большем возмещении дело направляется в районный суд.

Документы

К иску прилагается весь перечень документации, указанный ранее. Правда, вместо копий, судье понадобятся оригиналы таких документов, как:

  • заключение экспертизы;
  • справка о ДТП;
  • постановление об административном нарушении;
  • приглашение виновника на экспертизу.

Помимо того, пакет дополняется:

  • доверенностью на ведение дела (в том случае, если вы наняли юриста);
  • квитанцией по оплате госпошлины;
  • документами по досудебному урегулированию;
  • копией искового заявления, предназначенного для виновной стороны.

Составление искового заявления

Исковое заявление должно составляться грамотно, в соответствие со ст. 131 ГПК РФ. Оно содержит те же сведения, что и досудебная претензия, но сюда ещё включается рассказ о попытке досудебного урегулирования.

Кроме возмещения основного ущерба с сопутствующими расходами, вы вправе требовать возмещение морального вреда (ст. 94 ГПК РФ). Срок, в течение которого возможно подать иск на виновника аварии, составляет 3 года.

Судебный процесс

Занимает судебный процесс от 1 до 3 месяцев. Но в случае неявки виновника ДТП на заседания, тяжба может затянуться на неопределенный срок.

Для ускорения процесса получения компенсации адвокат может потребовать у суда наложить арест на ТС виновника ДТП.

Даже отсутствие постоянной работы не может служить причиной отказа от выплаты возмещения. По решению суда виновника аварии могут обязать выплачивать по 50% от ежемесячного заработка.

Сумма может вырасти и до 70%, если в ДТП был причинён ещё и серьёзный вред здоровью.

Что делать, если у виновника ДТП страховой полис фальшивый или просрочен?

За пользование фальшивым полисом автовладельцу грозит лишение прав, значительный штраф, административная или даже уголовная ответственность. Получить возмещение с такого водителя можно по схеме, представленной выше.

Единственное исключение — сначала ему придётся подать заявление в РСА (Российский союз автостраховщиков) с просьбой о проведении экспертизы страховки.

В том случае, если РСА подтвердит фальшивость ОСАГО, пострадавшему далее придётся проводить автоэкспертизу, отправлять претензию и, возможно, обращаться в итоге в суд.

Если у виновника окажется полис-двойник (когда на один и тот же страховой номер зарегистрировано несколько машин), то шанс получить компенсацию со страховой фирмы довольно высок.

Просроченный же полис приравнивается к полному отсутствию страховки, и всё расходы по возмещению ущерба лягут на виновника ДТП.

Как быть, если виновник ДТП без ОСАГО не хочет платить?

В течение 10-дневного срока после решения суда каждая сторона получает на руки судебное постановление. Если виновник ДТП не торопится выплачивать установленную судом компенсацию, то пострадавшему стоит обратиться в службу судебных приставов.

Данная организация призвана исполнять судебные решения и обладает для этого своими методами воздействия на должника. К примеру, судебные приставы вправе заблокировать регистрационные действия на машину должника или обратить взыскание на имущество, собственником которого он является.

Пострадавшему же остаётся постоянно интересоваться у приставов о принятых мерах и ходе дела. Это вынуждает сотрудников службы работать быстрее и качественнее, например, подать повторный иск с требованием об индексации суммы долга в связи с уровнем инфляции в стране.

Обычно такие судебные дела решаются погашением задолженности.

Итак, если вы попали в ДТП, а виновник аварии без страховки, постарайтесь всеми силами решить проблему без судебных разбирательств, поскольку процесс этот не из приятных, да и обойдётся в копеечку.

Успешность исхода дела, доведённого до суда, во многом зависит от грамотного оформления документов. Надеемся, что информация, представленная выше в статье, поможет вам в случае возникновения подобной ситуации.