ФЗ 400 о страховых

Последняя редакция закона «О страховых пенсиях»

5/5 (1)

Последние изменения и дополнения на 2018 год

Изменения, которые были внесены в Федеральный закон РФ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ, затрагивают ряд норм данного документа.

Внимание! Ключевыми положениями пенсионного обеспечения в РФ являются следующие:

  • пенсионный возраст для мужчин составляет 60 лет, а для женщин – 55 лет;
  • для получения страховой пенсии по старости требуется наличие не менее чем пятнадцати лет страхового стажа;
  • для получения страховой пенсии по старости требуется наличие не менее чем 30 баллов пенсионного коэффициента;
  • правом на получение страховой пенсии по инвалидности обладают граждане, утратившие трудоспособность и имеющие первую, вторую или третью группу инвалидности;
  • правом на получение страховой пенсии по потере кормильца обладают нетрудоспособные лица, являющиеся близкими родственниками умершего: дети, братья и сестры, супруг, родители, внуки. Для получения данного вида пенсии необходимо документальное подтверждение смерти кормильца (это может быть свидетельство о смерти или решение суда о признании гражданина умершим).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Доверенность на получение пенсии на Почте.

Основные положения

В иностранных государствах пенсионеры свободно путешествуют, отдыхают на курортах, не испытывая при этом материальных трудностей. Пенсия позволяет им достойно проводить заслуженный отдых.

В России дела обстоят иначе: граждане, проработавшие большую часть своей жизни, при выходе на пенсию испытывают финансовые трудности, так как размер получаемой пенсии позволяет удовлетворять лишь повседневные нужды.

По этой причине многие пенсионеры продолжают осуществлять трудовую деятельность и по достижении пенсионного возраста, получая дополнительный доход. В Пенсионном фонде РФ был зафиксирован дефицит денежных средств, так как размер отчислений был ниже, чем общая сумма средств для выплаты пенсий гражданам.

Для решения указанной проблемы и увеличения размера пенсий был принят Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

Согласно положениям указанного нормативно-правового акта, пенсия стала складываться из двух частей: страховой и накопительной. Страховая часть пенсии регулируется указанным ФЗ, а накопительная часть — Федеральным законом «О накопительной пенсии» от 28.12.2013 N 424-ФЗ.

Страховая часть пенсии в свою очередь состоит из базовой части (фиксированная выплата), которая выплачивается вне зависимости от наличия и продолжительности стажа, и страховой части, для получения которой требуется подтверждение стажа и наличие пенсионных баллов.

Одним из нововведений является право пенсионера отказаться от оформления пенсии в целях увеличения ее размера в течение нескольких лет. Указанные нововведения способствовали увеличению размера пенсий и предотвращению дефицита денежных средств в ПФР.

Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам.

Определение понятий

Для каждого лица, который является пенсионером, в соответствии с ФЗ №400 предусмотрена ежемесячная страховая пенсия. Согласно статье 3 указанного нормативно-правового акта, страховая пенсия является материальной компенсацией в связи с потерей трудоспособности по достижении пенсионного возраста, вследствие получения инвалидности или же по потере кормильца.

В соответствии со статьей 6 ФЗ №400 существуют следующие виды пенсий:

  • по достижении определенного возраста;
  • по выслуге лиц;
  • в связи с инвалидностью;
  • по потере кормильца.

Однако гражданин не получает страховую пенсию автоматически при наличии указанных оснований. Для оформления страховой пенсии требуется наступление следующих условий.

Важно! Для пенсии по старости:

  • не менее 15 лет страхового стажа;
  • достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин);
  • не менее 30 баллов пенсионного коэффициента.

Для пенсии по выслуге лет:

  • достижение возраста 55 лет для мужчин и 50 лет для женщин;
  • наличие не менее 12,5 лет стажа работы при вредных условиях труда для мужчин и 10 лет для женщин или же наличие 15 лет стажа работы на Крайнем Севере;
  • наличие не менее 25 лет общего стажа трудовой деятельности для мужчин и 20 лет для женщин.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Заявление на выплату накопительной части пенсии.

Для пенсии по инвалидности:

  • документальное подтверждение утраты трудоспособности;
  • наличие стажа. При этом не установлена минимальная продолжительность стажа;

Для пенсии по потере кормильца:

  • наличие нетрудоспособности по возрасту или состоянию здоровья, достижение пенсионного возраста;
  • утрата в связи со смертью гражданина источника средств к существованию;
  • наличие у кормильца страхового стажа.

Посмотрите видео. Закон № 400 «О страховых пенсиях»:

Порядок расчета страхового стажа

Основным условием реализации права на пенсионное обеспечение является наличие трудового стажа. Стаж необходимо подтверждать с помощью соответствующих документов.

Согласно положениям статей 11 и 12 ФЗ №400, в трудовой стаж засчитываются следующие периоды:

  • периоды трудовой деятельности, в течение которых отчислялись взносы в ПФР;
  • период осуществления ухода за инвалидом первой группы или пожилым гражданином, который достиг 80-летнего возраста;
  • период осуществления трудовой деятельности в иностранном государстве, если заключен соответствующий международный договор;
  • период прохождения военной службы;
  • период отпуска по уходу за ребенком (пока ему не исполнится 1,5 лет);
  • период, в течение которого гражданин получал пособие по безработице;
  • период, в течение которого супруга военнослужащего проживала с ним в ином населенном пункте, где не смогла трудоустроиться (не более 5 лет засчитывается).

Порядок подтверждения стажа и его расчет осуществляется в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ № 1015. Подтверждается страховой стаж в первую очередь с помощью трудовой книжки. Если данный документ отсутствует, или часть сведений в нем утрачена, стаж можно доказать с помощью трудового договора, справок о начислении заработной платы и т. д.

При утрате указанных документов и невозможности их восстановления вследствие стихийных бедствий можно доказать наличие страхового стажа с помощью двух свидетелей, которые работали вместе с гражданином, и справки местной администрации о факте стихийного бедствия.

Запомните! Рассчитывается страховой стаж в соответствии с положениями Постановления Правительства №1015: стаж исчисляется в месяцах, при этом исходят из того, что каждый месяц равен тридцати дням. Месяцы суммируются, и считаются года.

Учитываются периоды, которые имеют документальное подтверждение (с момента начала осуществления трудовой деятельности до увольнения или же до момента обращения в Пенсионный фонд).

Определение размера выплат

В страховую пенсию входят две составляющие: фиксированная выплата и страховая часть. Минимальный размер фиксированной выплаты – 4805,11 руб. Она начисляется каждому пенсионеру кроме лиц, которые получают пенсию по потере кормильца.

Допустимо увеличение размера фиксированной выплаты, если пенсионер имеет на содержании иждивенцев (увеличивается на 30%) или имеет стаж работы на Крайнем Севере (увеличивается на 50%).

Страховая часть пенсии определяется в соответствии с имеющимся страховым стажем и наличием пенсионных баллов ИПК, на которые влияют перечисленные в период трудовой деятельности взносы в ПФР.

Для получения страховой пенсии гражданин должен иметь не менее 30 баллов. Как правило, к ним добавляются баллы, которые были начислены за декретные отпуска (по 1,8 за каждого ребенка). Каждый балл имеет определенную стоимость, которая определена законом, и подлежит ежегодной индексации.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Наследование пенсии после смерти родственника.

Сроки начисления пенсии

Согласно статье 22 ФЗ №400, пенсия будет назначена с момента регистрации поданных документов. После того как сотрудник Пенсионного фонда принял их, в десятидневный срок осуществляется проверка на достоверность. При отсутствии тех или иных документов заявитель вправе подать их дополнительно в течение последующих трех месяцев.

В соответствии с ч. 5 статьи 22 данного нормативно-правового акта допустимо досрочное назначение пенсии. Это означает, что пенсия будет назначена не с момента подачи документов, а ранее, если заявитель обратился в Пенсионный фонд в течение месяца после увольнения по достижении пенсионного возраста или в течение года после получения удостоверения инвалида.

После предоставления необходимых документов пенсия будет выплачиваться ежемесячно, в том числе за тот месяц, в котором она была оформлена.

Внимание! Согласно статье 21 ФЗ №400, пенсионер вправе самостоятельно выбрать способ получения пенсии: по почте, на банковскую карту или же лично.

Досрочное начисление

Все граждане осуществляют трудовую деятельность в различных условиях, некоторые из них работают на Крайнем Севере, некоторые имеют вредные условия труда. Указанные категории работников обладают правом выхода на пенсию ранее установленного для всех пенсионного возраста.

Мужчины вправе претендовать на пенсию по достижении 55 лет, а женщины – по достижении 50 лет.

Согласно положениями статей 30-32 ФЗ №400, досрочная пенсия устанавливается при следующих обстоятельствах:

  • наличие вредного стажа: для мужчин – не менее 12,5 лет, а для женщин – не менее 10 лет;
  • лицам, постоянно проживающим на Крайнем Севере, если у них имеется следующий стаж: не менее 25 лет для мужчин и не менее 20 лет – для женщин, при этом не менее 15 лет стажа непосредственно на Крайнем Севере;
  • женщинам, родившим и воспитавшим 5 и более детей, при наличии стажа не менее 15 лет;
  • одному из родителей ребенка-инвалида при наличии стажа не менее 20 лет для мужчин и 15 лет – для женщин;
  • инвалиды, имеющие военную травму, при наличии стажа не менее 25 лет для мужчин и 20 лет – для женщин.

Указанные лица получают пенсию с учетом повышенной фиксированной выплаты.

Закон о страховой пенсии по инвалидности

Правом на получение пенсии по инвалидности обладают инвалиды каждой группы. При назначении пенсии причины наступления нетрудоспособности не учитываются. Не принимается во внимание также продолжительность страхового стажа гражданина, он может быть минимальным.

Процедура получения статуса инвалида регламентируется положениями Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ. Проводится медико-социальная экспертиза.

По случаю потери кормильца

Правом на получение пенсии по потере кормильца обладают близкие родственники умершего, которые являются нетрудоспособными.

К ним относятся следующие граждане:

  • несовершеннолетние дети, братья и сестры, а также внуки умершего кормильца, у которых нет трудоспособных родителей. Если указанные лица обучаются на очной форме в вузе, они вправе получать пенсию по потере кормильца до 23-х лет;
  • нетрудоспособные дедушки, бабушки, супруг умершего, если они имеют статус инвалидов или являются пенсионерами.

Посмотрите видео. О страховой пенсии в России:

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (с изменениями и дополнениями)

  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

  • Главная
  • Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (с изменениями и дополнениями)

  • Глава 1. Общие положения (ст.ст. 1 — 7)
    • Статья 1. Цель и предмет регулирования настоящего Федерального закона
    • Статья 2. Правовое регулирование в области страховых пенсий
    • Статья 3. Основные понятия, применяемые в целях настоящего Федерального закона
    • Статья 4. Лица, имеющие право на страховую пенсию
    • Статья 5. Право на выбор пенсии
    • Статья 6. Виды страховых пенсий
    • Статья 7. Финансовое обеспечение выплаты страховых
  • Глава 2. Условия назначения страховых пенсий (ст.ст. 8 — 10)
    • Статья 8. Условия назначения страховой пенсии по старости
    • Статья 9. Условия назначения страховой пенсии по инвалидности
    • Статья 10. Условия назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца
  • Глава 3. Страховой стаж (ст.ст. 11 — 14)
    • Статья 11. Периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж
    • Статья 12. Иные периоды, засчитываемые в страховой стаж
    • Статья 13. Порядок исчисления страхового стажа
    • Статья 14. Правила подсчета и порядок подтверждения страхового стажа
  • Глава 4. Размеры страховых пенсий. Фиксированная выплата к страховой пенсии (ст.ст. 15 — 20)
    • Статья 15. Размеры страховых пенсий
    • Статья 16. Фиксированная выплата к страховой пенсии
    • Статья 17. Повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии
    • Статья 18. Определение, перерасчет размеров страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировка размеров страховых пенсий
    • Статья 19. Доля страховой пенсии по старости, устанавливаемая к пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим
    • Статья 20. Доля страховой пенсии по старости, устанавливаемая к пенсии за выслугу лет гражданам из числа работников летно-испытательного состава
  • Глава 5. Установление страховых пенсий, выплата и доставка страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (ст.ст. 21 — 29.1)
    • Статья 21. Порядок установления страховых пенсий, выплаты и доставки страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии
    • Статья 22. Сроки назначения страховой пенсии
    • Статья 23. Сроки перерасчета размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии
    • Статья 24. Приостановление и возобновление выплаты страховой пенсии
    • Статья 25. Прекращение и восстановление выплаты страховой пенсии
    • Статья 26. Сроки выплаты и доставки страховой пенсии
    • Статья 26.1. Выплата страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности
    • Статья 27. Выплата страховой пенсии лицам, выезжающим на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации
    • Статья 28. Ответственность за достоверность сведений, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, в том числе повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии
    • Статья 29. Удержания из страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии
    • Статья 29.1. Обеспечение размещения информации об установлении и о выплате страховых пенсий, а также о периодах трудовой и (или) иной деятельности, включенных в страховой стаж при назначении страховой пенсии, и иных периодах, засчитываемых в страховой стаж
  • Глава 6. Сохранение права на досрочное пенсионное обеспечение по старости и переходные положения (ст.ст. 30 — 34)
    • Статья 30. Сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии
    • Статья 31. Досрочное назначение страховой пенсии гражданам из числа работников летно-испытательного состава
    • Статья 32. Сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии отдельным категориям граждан
    • Статья 33. Суммирование стажа на соответствующих видах работ и снижение возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
    • Статья 34. Перерасчет размеров страховых пенсий по документам выплатного дела
  • Глава 7. Заключительные положения (ст.ст. 35 — 36)
    • Статья 35. Переходные положения
    • Статья 36. Вступление в силу настоящего Федерального закона
  • Приложение 1. Коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента при исчислении размера страховой пенсии по старости и по случаю потери кормильца
  • Приложение 2. Коэффициент повышения размера фиксированной выплаты
  • Приложение 3. Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости
  • Приложение 4. Максимальное значение индивидуального пенсионного коэффициента
  • Приложение 5. Возраст, по достижении которого назначается страховая пенсия по старости в период замещения государственных должностей, муниципальных должностей, должностей государственной гражданской и муниципальной службы

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ
«О страховых пенсиях»

С изменениями и дополнениями от:

29 июня, 29 декабря 2015 г., 23 мая, 3 июля, 19 декабря 2016 г., 1 июля 2017 г., 7 марта, 27 июня, 3 октября, 12 ноября 2018 г.

Принят Государственной Думой 23 декабря 2013 года

Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2013 года

ГАРАНТ:

Согласно Федеральному закону от 22 ноября 2016 г. N 385-ФЗ гражданам, постоянно проживающим на территории РФ и являющимся по состоянию на 31 декабря 2016 г. получателями пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом, в январе 2017 г. осуществляется единовременная денежная выплата в размере 5 тысяч рублей

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

В. Путин

Москва, Кремль
28 декабря 2013 года
N 400-ФЗ

Информация об изменениях:

Федеральный закон дополнен приложением 6 с 1 января 2019 г. — Федеральный закон от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ

См. будущую редакцию

Информация об изменениях:

Федеральный закон дополнен приложением 7 с 1 января 2019 г. — Федеральный закон от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ

См. будущую редакцию

С 1 января 2015 г. вводится новый порядок исчисления пенсий — т. н. новая пенсионная формула. Главная ее цель — обеспечить финансовую сбалансированность пенсионной системы и повысить солидарную ответственность государства, работодателей и самих работников за уровень пенсионного обеспечения.

Суть новой пенсионной формулы сводится к следующему. Возраст выхода на пенсию остается прежним: для мужчин — 60 лет; для женщин — 55 лет. Минимальный страховой стаж (стаж уплаты страховых взносов) для приобретения права на пенсию возрастет с 5 до 15 лет. Он будет увеличиваться ежегодно на 1 год начиная с 2015 г. В страховой стаж будут засчитывать те же «нестраховые периоды», что и ранее. При этом учитываемый в стаже период ухода за детьми до достижения ими 1,5 лет составит в общей сложности 6 лет (прежде — 3 года).

Размер пенсии зависит от суммы набранных за страховой стаж индивидуальных пенсионных коэффициентов (ИПК) и стоимости 1 пенсионного коэффициента в году назначения пенсии. ИПК за соответствующий год страхового стажа рассчитывается исходя из соотношения фактически начисленных за год за работника страховых взносов и их нормативного размера (исчисляется из максимальной годовой зарплатной базы, облагаемой взносами). Стоимость 1 пенсионного коэффициента станет ежегодно определяться федеральным законом о бюджете ПФР.

Сохраняется право на досрочную пенсию работникам вредных, опасных производств и иным категориям граждан, но при условии наличия определенной суммы ИПК.

Таким образом, размер будущей пенсии будет напрямую зависеть от зарплаты. Чем она выше и легальнее, тем больше будет пенсия.

Чтобы стимулировать граждан выходить на пенсию в более позднем возрасте, предусмотрены повышающие коэффициенты. Причем чем позже человек обратится за пенсией, тем больше она будет.

К страховой пенсии устанавливается фиксированная выплата в размере 3 935 руб. в месяц. Она также будет повышаться в случае более позднего выхода на пенсию. Для некоторых категорий граждан (лица старше 80 лет, инвалиды I группы и др.) предусмотрена повышенная величина фиксированной выплаты.

Новая пенсионная формула сохраняет перерасчет пенсий работающим пенсионерам.

Механизм индексации пенсий останется прежним.

Порядок расчета страховых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца в целом аналогичен прежнему с учетом введения индивидуального пенсионного коэффициента взамен расчетного пенсионного капитала.

Пенсионеров, получающих трудовые пенсии, с 1 января 2015 г. переведут на новый порядок расчета пенсии. При этом размер страховой пенсии, определенной по новым правилам, не может быть для них ниже получаемой ранее.

Планируется, что новая пенсионная формула позволит довести средний размер страховой пенсии по старости к 2030 г. до уровня 2,5-3 прожиточных минимумов пенсионера. При условии уплаты страховых взносов не менее 35 лет и при средней зарплате пенсия составит до 40% заработка.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2015 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок введения в действие.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2015 г., за исключением частей 14 и 15 статьи 17, вступающих в силу с 1 января 2016 г.

Текст Федерального закона опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 30 декабря 2013 г., в «Российской газете» от 31 декабря 2013 г. N 296 (текст Федерального закона), в «Российской газете» от 15 января 2014 г. N 6 (Приложения 1-4 к Федеральном закону), в Собрании законодательства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 52 (часть I) ст. 6965 (приведен с учетом поправки, опубликованной в Собрании законодательства Российской Федерации от 13 января 2014 г. N 2 (часть II))

Постановлением Конституционного Суда РФ от 5 декабря 2017 г. N 36-П пункт 1 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой он служит основанием для отказа в назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца его детям, самостоятельно (без направления на учебу в соответствии с международным договором РФ) поступившим в иностранные образовательные организации и обучающимся в них по очной форме обучения по образовательным программам, которые могут быть отнесены к категории основных, на период до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 12 ноября 2018 г. N 409-ФЗ

Изменения вступают в силу с 12 ноября 2018 г.

Федеральный закон от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г., за исключением подпунктов «б» и «в» пункта 5, пунктов 6 и 7 статьи 7 изменений, вступающих в силу с 1 января 2025 г.

См. будущие редакции настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 164-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 июля 2018 г.

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 56-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 марта 2018 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. N 420-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 134-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 437-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 20 ноября 2015 г.

Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 428-ФЗ (в редакции Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Действие частей 14 и 15 статьи 17 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 143-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 385-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г., за исключением изменений, вступающих в силу с 1 мая 2016 г.

Действие частей 20 — 22 статьи 15, частей 6 и 7 статьи 16, частей 14 и 15 статьи 17 и части 10 статьи 18 настоящего Федерального закона было приостановлено до 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 173-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»

Действующий

Введение

Комментируемый Закон, по сути, пришел на смену ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который определил основы возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии. Причинами для нового этапа реформирования пенсионной системы стали проблемы, накопившиеся с начала реформирования (с 2002 г.), связанные с финансированием пенсий. Беспокойство было вызвано усилением зависимости пенсионной системы от трансфертов из федерального бюджета, а также низкой эффективностью накопительного компонента пенсионного обеспечения. Кроме того, сказались и отдельные недостатки пенсионной системы, оказывающие влияние на бюджетную систему Российской Федерации в целом, а также на пенсионные права граждан. Комментируемый Закон принят в рамках реализации Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2012 г. N 2524-р) и нацелен на обеспечение долговременных прочных гарантий надежности, стабильности пенсионной системы и, как следствие, повышение благополучия всех российских пенсионеров. Изначально проект Закона разрабатывался на основе принятого Правительством РФ решения направить в 2015 г. средства страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в полном объеме на формирование и финансирование страховой пенсии в распределительной составляющей пенсионной системы. При этом обращалось внимание на то, что данный маневр не связан с дефицитом пенсионной системы, а направлен оптимизацию использования средств пенсионных накоплений, а также на сознательное усиление солидарного характера пенсионной системы в рамках стандартных подходов к социальному страхованию граждан. Суть новшеств заключается во введении нового порядка формирования пенсионных прав граждан и порядка назначения страховой пенсии. Этот порядок, как ожидается, позволит в полном объеме выполнить пенсионные обязательства при обеспечении финансовой сбалансированности пенсионной системы (с минимальными трансфертами из федерального бюджета) и придать пенсионной системе стимулирующий характер. Одновременно с этим будет продолжено решение задач, связанных с достижением к 2030 г.: среднего размера страховой пенсии по старости на уровне 2,5-3 прожиточных минимумов пенсионера; коэффициента замещения страховой пенсией по старости до 40% утраченного заработка при уплате страховых взносов не менее 35 лет при средней заработной плате. С 1 января 2015 г. перераспределение средств от работающих и получающих заработную плату пенсионеров производится в пользу повышения общего уровня пенсионного обеспечения, в частности пенсионеров, которые реально утратили свой заработок. Сэкономленные за счет этого средства направляются на повышение размеров пенсий всем пенсионерам.

Статья 1. Цель и предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Каждый нормативный правовой акт имеет свой предмет правового регулирования. Положениями ч. 1 комментируемой статьи предусмотрено, что в предмет комментируемого Закона входят, во-первых, основания возникновения права граждан на страховые пенсии, во-вторых, порядок реализации этого права. Порядок реализации в данном случае подразумевает порядок установления и выплаты страховых пенсий. Основания возникновения прав граждан на страховые пенсии определяются условиями назначения страховых пенсий, сформулированными в ст. 8-10. Среди этих условий значимым является наличие (для назначения страховых пенсий по инвалидности) и продолжительность страхового стажа (для назначения страховых пенсий по старости). Периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж, иные периоды, засчитываемые в страховой стаж, а также порядок исчисления страхового стажа и правила его подсчета устанавливаются главой 3. Порядок установления страховой пенсии включает в себя порядок назначения страховой пенсии, перерасчет и корректировка ее размера, перевод с одного вида пенсии на другой. Главой 6 урегулированы возможности досрочного назначения страховой пенсии. Законом регулируются вопросы повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии (ст. 17), определения, перерасчета размеров страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размеров страховых пенсий (ст. 18), определения доли страховой пенсии по старости, устанавливаемой к пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим (ст. 19) и др. Порядок установления страховых пенсий, выплаты и доставки страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии в основном регулируется ст. 21. Нормы Закона о порядке выплаты регулируют сроки перерасчета размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (ст. 23), основания и порядок приостановления и возобновления выплаты (ст. 24), прекращение и восстановление выплаты (ст. 25), сроки выплаты и доставки (ст. 26), выплаты страховой пенсии лицам, выезжающим на постоянное жительство за пределы территории РФ (ст. 27), удержаний (ст. 29) и др. Важным является то, что размеры страховых пенсий лицам, которым по состоянию на 1 января 2015 г. установлены трудовые пенсии, в том числе доля страховой части трудовой пенсии, уточняются в порядке, установленном ч. 5 ст. 35. В ст. 35 законодателем определен механизм перехода от назначения и выплаты трудовых пенсий, выплачиваемых до 1 января 2015 г., к страховым. Индивидуальный пенсионный коэффициент, в который переводятся пенсионные права, сформированные до вступления Закона в силу, рассчитывается путем деления расчетного размера страховой части трудовой пенсии на стоимость одного конвертационного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015 г. С 1 января 2015 г. ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» утрачивает силу, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с комментируемым Законом в части, не противоречащей комментируемому Закону. Другими словами, отдельные положения ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» продолжают применяться, но как вспомогательные для целей исчисления размеров пенсий. 2. В ч. 2 комментируемой статьи сформулированы цель Закона и принципы, на которых основаны его положения. Закон нацелен на защиту прав граждан РФ на страховую пенсию, которая предоставляется на основе обязательного пенсионного страхования. Обязательное пенсионное страхование в России существует как одна из разновидностей обязательного социального страхования, наряду с системой обязательного медицинского страхования и социального страхования от несчастных случаев. Понятие «обязательного пенсионного страхования» раскрывается в ст. 3 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и подразумевает систему мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения. Обязательное пенсионное страхование изначально создавалось для страхования работающих граждан от возможного изменения их материального, социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам. Оно направлено на защиту граждан престарелого возраста, а также инвалидов, лиц, потерявших кормильца, лиц в беспомощном состоянии. Обязательное пенсионное страхование закладывает основу для пенсионного обеспечения. До 1 января 2015 г. большинство пенсионеров России получали трудовые пенсии, и точно так же с даты вступления в силу комментируемого Закона большей части пенсионеров будут устанавливаться и выплачиваться страховые пенсии (наряду с накопительными, о которых см. ФЗ «О накопительной пенсии»).

Статья 2. Правовое регулирование в области страховых пенсий

1. Пенсионная система Российской Федерации состоит из государственного пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования, добровольного (дополнительного) пенсионного обеспечения (страхования). До 1 января 2014 г. также в нее входило профессиональное пенсионное страхование, которое перестало быть актуальным (подробнее см. постановление Правительства РФ от 20 мая 1998 г. N 463, которым одобрена федеральная Программа пенсионной реформы, определившая основные принципы и направления развития новой пенсионной модели). Законодательство РФ о страховых пенсиях является частью законодательства о пенсионной системе (т.е. пенсионного законодательства) и одновременно — частью законодательства о государственном пенсионном обеспечении. Гарантии обязательного пенсионного страхования, прежде всего, изложены в Конституции РФ. Норма ст. 7 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Права каждого человека, в том числе и на обязательное пенсионное страхование, независимо от его возраста и иных присущих ему качеств, являются равными. В ч. 1 комментируемой статьи названы отдельные федеральные законы, которые составляют основу законодательства о страховых пенсиях. Надо сказать, что само понятие законодательства является объемным и включает в себя нормативные акты разной юридической силы, в том числе и подзаконные акты (о них речь пойдет ниже). Остановимся подробнее на названных в ч. 1 комментируемой статьи федеральных законах. Предметом регулирования ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» являются отношения в системе обязательного социального страхования, определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования. Названный закон рассматривает обязательное социальное страхование как часть государственной системы социальной защиты населения, и одновременно — как систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца и некоторых других событий. В контексте этого закона выплата социальных пенсий является одной из составляющих комплекса мер, принимаемых государством в рамках функционирования системы обязательного социального страхования. В ст. 8 ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» пенсия по старости, пенсия по инвалидности и пенсия по случаю потери кормильца названы видами страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию. Законом регулируются права и обязанности застрахованных лиц, страховщиков, страхователей, особенности управления системой обязательного социального страхования, основы функционирования финансовой системы обязательного страхования. Так, согласно ст. 23 денежные средства обязательного социального страхования учитываются на счетах, открытых территориальным органам Федерального казначейства в подразделениях Центрального банка РФ для учета операций со средствами бюджетов Пенсионного фонда РФ. Добавим, что денежные средства, учтенные на упомянутых счетах, направляются в том числе и на выплату страховых пенсий. ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливаются организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации. Обязательное страховое обеспечение понимается в законе как «исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты страховой пенсии», а также иных пенсий и выплат. Субъектами обязательного пенсионного страхования названы страхователи, страховщик и застрахованные лица, в числе страховых рисков и страховых случаев названы достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца. В ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» урегулированы отдельные вопросы уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, регистрации и снятия с регистрационного учета страхователей в органах страховщика, права, обязанности и ответственность страховщика, страхователей, застрахованных лиц. В ч. 1 ст. 7 комментируемого Закона содержится ссылка на ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в части, касающейся установления порядка финансового обеспечения выплаты страховых пенсий. В данном случае следует руководствоваться положениями главы IV, посвященной финансовой системе обязательного пенсионного страхования, в том числе вопросам формирования и расходования средств бюджета Пенсионного фонда РФ. В ст. 20 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» отмечается, что индивидуальный пенсионный коэффициент застрахованного лица, сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов застрахованных лиц и стоимость одного пенсионного коэффициента определяются в соответствии со ст. 15 комментируемого Закона. Таким образом, в обоих рассматриваемых законах содержатся взаимные ссылки, что объясняется тем, что сферы их регулирования тесно соприкасаются друг с другом. Отдельная глава ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» посвящена вопросам уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (тариф страхового взноса, тариф страхового взноса в отношении застрахованных лиц из числа иностранных граждан или лиц без гражданства, единый расчетный документ, добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и др.). Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд РФ на обязательное пенсионное страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах регулируются нормами ФЗ от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ. В ч. 3 ст. 1 ФЗ от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ указано, что особенности уплаты страховых взносов по каждому виду обязательного социального страхования устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Особенности уплаты страховых взносов в системе обязательного пенсионного страхования определяются ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». В ст. 3 ФЗ от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ органом, осуществляющим контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, назван Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы. ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Закон оперирует такими понятиями как «застрахованные лица», «страхователи», «физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы» (в фиксированном размере в порядке, установленном ФЗ от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ), «страховые взносы», «индивидуальный (персонифицированный) учет», «индивидуальный лицевой счет застрахованного лица», «специальная часть индивидуального лицевого счета», «профессиональная часть индивидуального лицевого счета», «информационная система «личный кабинет застрахованного лица». Одной из целей индивидуального (персонифицированного) учета в ст. 3 ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» названо создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица. Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования строится на принципе единства и федерального характера обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации. Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, назван Пенсионный фонд РФ, которым на каждое застрахованное лицо открывается индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером. Перечень федеральных законов, названный в ч. 1, не является исчерпывающим и подлежит дополнению. К числу «других» федеральных законов можно отнести, в частности, ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который не применяется с 1 января 2015 г., за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей комментируемому Закону. При этом размеры страховых пенсий лицам, которым по состоянию на 1 января 2015 г. установлены трудовые пенсии (в том числе доля страховой части трудовой пенсии), подлежат уточнению в порядке, установленном ч. 5 ст. 35 комментируемого Закона. Установленные в соответствии с данным документом трудовые пенсии по старости, трудовые пенсии по инвалидности, трудовые пенсии по случаю потери кормильца или доли страховой части трудовой пенсии по старости (по инвалидности) выплачиваются в прежнем, более высоком размере в случае, если при перерасчете указанных трудовых пенсий в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 34 комментируемого Закона размер соответствующей пенсии или доли пенсии не достигнет прежнего размера пенсии (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, трудовой пенсии по случаю потери кормильца и накопительной части трудовой пенсии). Изначально ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливались основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии. Трудовые пенсии делились на три вида: трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца (п. 1 ст. 5), так же как сейчас делятся страховые пенсии (см. ст. 6 Закона). Отдельное место занимает ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», который устанавливает особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан РФ, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 г. на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя. С 1 января 2015 г. пенсионное обеспечение граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством РФ. Это означает, что начиная с указанной даты страховые пенсии жители Крыма и Севастополя получают наравне с другими россиянами, и на них распространяется действие комментируемого Закона о назначении и выплате социальных пенсий. Так, в ч. 7 ст. 2 ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» содержится ссылка на ст. 21 комментируемого Закона. Суть положения состоит в том, что ст. 21 применяется при определении порядка доставки пенсии. До поступления от гражданина заявления о выборе способа доставки пенсии она осуществляется по его месту жительства или месту его пребывания, указанным в выплатном деле, через организации почтовой связи.