Как обжаловать постановление

Обжалование постановления об административном правонарушении

Российская законодательная база предусматривает возможность пересмотра постановлений в вопросах делопроизводства об административных правонарушениях путем их обжалования.

Порядок обжалования административного постановления о правонарушении устанавливается органами первой инстанции, где дело находилось на рассмотрении с последующим вынесением вердикта в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП).

Особенности обжалования постановлений об административных правонарушениях.

КоАП определяет круг лиц, обладающих правом обжаловать административное постановление. Это может быть:

  • сам потерпевший;
  • лицо, фигурирующее в производстве по данному делу;
  • законные представители физического лица или юридического (в зависимости от статуса заинтересованных участников производства);
  • защитник и представитель;
  • уполномоченное при Президенте лицо по защите прав предпринимателей.

Обжалование административных постановлений не предусматривает обложения госпошлиной.

До того, как обжаловать постановление о назначении административного наказания, целесообразно уяснить тонкости, которые имеются в этой процедуре в зависимости от факта его вступления в законную силу.

Не вступившее в законную силу постановление обжалуется путем письменного обращения к судье, органу либо должностному лицу, относящемуся к органу, осуществляющему делопроизводство по данному инциденту. К тому же жалобу можно адресовать напрямую в суд, вышестоящий орган или его должностному лицу, полномочия которого касаются ее рассмотрения.

Обжалование административных постановлений, уже имеющих законную силу, происходит несколько в ином порядке. Обращение направляется сразу в суд надзорной инстанции.
Решения, принятые по обращениям в порядке обжалования постановлений о нарушениях административного характера, в установленные сроки могут быть опротестованы прокурором. Правда, в случае со вступившими в законную силу постановлениями, опротестование прокурором возможно только в порядке надзора.
В делопроизводстве по административным правонарушениям подготовленное судьей постановление может подлежать обжалованию в вышестоящем суде должностным лицом, имеющим полномочия оформления административного протокола.
Возможность оспаривать такого рода постановления в вышестоящей инстанции зависит от того, кто вынес обжалуемое постановление.

Есть еще один немаловажный момент. Административным кодексом не предусмотрено обжалование протоколов, составленных должностным лицами в рамках статьи 28.2. Несогласие с фактом оформления протокола об административном правонарушении и его содержании подлежит обжалованию вышестоящему уполномоченному лицу, в главенствующий орган или в прокуратуру.

В момент вынесения постановления по делу об административном правонарушении должностным лицом (к примеру, наложение штрафа постановлением ГИБДД), его можно обжаловать через вышестоящий орган, вышестоящее должностное лицо либо путем обращения в районный суд, где рассматривалось дело.
Вынесенное судьей административное постановление подлежит обжалованию в вышестоящий судебный орган по месту рассмотрения дела.
Порядок обжалования эпизодов с отказом в открытии делопроизводства об административном правонарушении изложен в тридцатой главе КоАП РФ.
Результатом вынесения постановления об административном нарушении ПДД может стать даже лишение права вождения на определенный срок. Это касается серьезных нарушений. Менее значительные инциденты, как например, безбилетный проезд или размещение автомобиля на газоне или территории с зелеными насаждениями по статье 8.25 КоАП чревато наложением штрафа, размер которого будет определяться по мере изучения обстоятельств дела.

Срок обжалования наказания по административному правонарушению


По постановлению в деле об административном нарушении юридически установлена возможность его обжалования в десятидневный срок с момента вручения либо получения экземпляра постановления. В практике нередки случаи, когда обжалование происходит после истечения указанного срока. Закон допускает восстановление пропущенного срока обжалования при наличии объективной уважительной причины.

В случае болезни, необходимости ухода за тяжело больным родственником или иных обстоятельств непреодолимой силы к жалобе прилагается ходатайство, в котором излагается причина пропуска срока и запрос на его восстановление.

Со дня получения жалобы отводится трое суток для направления ее вместе с досье по административному делу в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, в соответствующий суд. Если установленное наказание предусматривает административный арест, указанный срок сокращается: передача материалов производится непосредственно в день поступления жалобы.

Смягчение наказания: причины и правила подачи ходатайства

Когда административное правонарушение становится доказанным фактом, в соответствии с законом возможно смягчение причитающегося наказания (взыскания, штрафных санкций или ареста) ввиду наличия нижеперечисленных обстоятельств:

  • полное признание нарушителем своей вины и признание неправомерности своих действий;
  • добровольное прекращение виновным противоправных действий;
  • сообщением самим нарушителем о правонарушении до момента обнаружения противоправных действий;
  • добровольная помощь в ведении следствия со стороны виновного;
  • добровольное предотвращение последствий (к примеру, помощь потерпевшему со стороны нарушителя);
  • возмещение ущерба по собственной инициативе;
  • устранение вреда до вынесения постановления;
  • доказанное медико-психиатрической экспертизой состояние аффекта;
  • беременность или несовершеннолетие виновного лица.

Признание вины ввиду оказываемого давления или из страха, а также прекращение противоправных действий нарушителем не добровольно, а по причине задержания правоохранительными органами, не попадают под квалификацию смягчающих обстоятельств.
Для рассмотрения вопроса о лояльности к виновному лицу в соответствующий суд подается ходатайство о смягчении наказания по административному правонарушению.

Образец жалобы на постановление об административном правонарушении вы можете скачать здесь

В данном обращении описываются обстоятельства, позволяющие по мнению виновного претендовать на уменьшение степени наказания с конкретными постатейными ссылками на законодательство, с приложением всех сопутствующих ситуации документов и подтверждающих достоверность фактов. Здесь же можно сформулировать просьбу о присутствии на судебном заседании конкретных свидетелей. Шапка ходатайства содержит наименование и основные данные о судебном органе, рассматривающем дело, сведения о судье, на имя которого адресовано обращение, номер по делопроизводству и непосредственно наименование обращения («Ходатайство»). В конце указывается список приложенных документов, подпись заявителя с расшифровкой и дата составления (подачи) документа.

Вынесение решения по обжалованию постановления


Рассмотрение жалобы завершается вынесением решения. Возможные варианты исхода дела могут быть следующими:

  • постановление может быть оставлено без изменений;
  • изменено в соответствии с запросом ходатайства;
  • отменено с полным прекращением производства по рассмотренному повторно делу;
  • отменено по причине возврата дела для нового рассмотрения при обнаружении значительного нарушения процессуальных правил;
  • отмена постановления также может быть связана с необходимостью ужесточения наказания или направления дела на подведомственное рассмотрение.

Порядок обжалования и пересмотра постановлений по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции

Порядок и срок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении. Порядок подачи жалобы изложен в ст. 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следующим образом:

  • данная жалоба подается: (а) судье, которым вынесено постановление по делу и который обязан в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, либо (б) непосредственно в суд, уполномоченный ее рассматривать;
  • жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного ареста, административного выдворения либо административного приостановления деятельности подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы;
  • если рассмотрение жалобы не относится к компетенции судьи, которому обжаловано постановление по делу об административном правонарушении, жалоба направляется на рассмотрение по подведомственности в течение трех суток;
  • жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.

Срок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении (ст. 30.3 КоАП РФ):

в течение десяти суток со дня вручения (получения копии) постановления. В случае пропуска срока по ходатайству лица, подающего жалобу, он может быть восстановлен судьей, правомочным рассматривать жалобу.

в пятидневный срок со дня вручения или получения копий постановлений по делам об административных правонарушениях, предусмотренных следующими статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:

5.1—5.25 — административные правонарушения, посягающие на избирательные права граждан, например «Нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума», «Нарушение порядка представления сведений об избирателях, участниках референдума» и др.;

5.45—5.52 — «Использование преимуществ должностного или служебного положения в период избирательной кампании, кампании референдума», «Подделка подписей избирателей, участников референдума», «Сбор подписей избирателей, участников референдума в запрещенных местах, а также сбор подписей лицами, которым участие в этом запрещено федеральным законом» и др.;

5.56 — «Нарушение порядка и сроков представления и хранения документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума»;

5.58 — «Нарушение установленного законодательством о выборах и референдумах порядка выдачи открепительного удостоверения и невыполнение требования о его изъятии. Использование заведомо поддельного открепительного удостоверения».

Подготовка к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении и сроки ее рассмотрения. Согласно ст. 30.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при подготовке к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья:

  1. выясняет, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения жалобы данными судьей, должностным лицом, а также обстоятельства, исключающие производство по делу;
  2. разрешает ходатайства, при необходимости назначает экспертизу, истребует дополнительные материалы, вызывает лиц, участие которых признано необходимым при рассмотрении жалобы;
  3. направляет жалобу со всеми материалами дела на рассмотрение по подведомственности, если ее рассмотрение не относится к компетенции соответствующих судьи, должностного лица.

Сроки рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении (ст. 30.5 КоАП РФ):

  • жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в двухмесячный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в суд, правомочный рассматривать жалобу;
  • жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.1—5.25, 5.45—5.52, 5.56, 5.58 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат рассмотрению в пятидневный срок со дня их поступления со всеми материалами в суд, правомочный рассматривать жалобы;
  • жалоба на постановление об административном аресте либо административном выдворении подлежит рассмотрению в течение суток с момента подачи жалобы, если лицо, привлеченное к административной ответственности, отбывает административный арест либо подлежит административному выдворению;
  • жалоба на постановление о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности подлежит рассмотрению в пятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами в вышестоящий суд, уполномоченный рассматривать соответствующую жалобу.

Рассмотрение жалобы на постановление по делу об административном правонарушении и вынесение решения. Статья 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает, что:

«1. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается судьей, должностным лицом единолично.

2. При рассмотрении жалобы:

  1. объявляется, кто рассматривает жалобу, кем подана жалоба;
  2. устанавливается явка физического лица (его законного представителя) или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу, явка вызванных для участия в рассмотрении жалобы лиц;
  3. проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;
  4. выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении жалобы в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения жалобы;
  5. разъясняются права и обязанности лиц, участвующих в рассмотрении жалобы;
  6. разрешаются заявленные отводы и ходатайства;
  7. оглашается жалоба на постановление по делу об административном правонарушении;
  8. проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления (заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта);
  9. в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

3. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме».

По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений (ст. 30.7 КоАП РФ):

(1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;

(2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;

(3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9 и 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;

Статья 2.9. Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения.

При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Статья 24.5. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

  1. отсутствие события административного правонарушения.
  2. отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП РФ для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие).
  3. действия лица в состоянии крайней необходимости.
  4. издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания.
  5. отмена закона, установившего административную ответственность.
  6. истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
  7. наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела.
  8. смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

(4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, правомочному рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом, если это не позволило всесторонне и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;

(5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей.

Решение по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении должно содержать сведения, предусмотренные ч. 1 ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:

  1. должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес;
  2. дата и место рассмотрения дела;
  3. сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;
  4. обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;
  5. статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;
  6. мотивированное решение по делу;
  7. срок и порядок обжалования постановления.

При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится определение о передаче жалобы на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что ее рассмотрение не относится к компетенции данного судьи.

Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении оглашается немедленно после его вынесения. Копия решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении в срок до трех суток после его вынесения вручается или высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых было вынесено постановление по делу, а также потерпевшему в случае подачи им жалобы либо прокурору по его просьбе. Решение по жалобе на постановление об административном аресте либо административном выдворении доводится до сведения органа, должностного лица, исполняющих постановление, а также лица, в отношении которого вынесено решение, и потерпевшего в день вынесения решения (ст. 30.8 КоАП РФ).

Пересмотр решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении. Содержание данной процедуры изложено в ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии с этой статьей

  • постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд;
  • постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное коллегиальным органом, органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, и решение судьи по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в вышестоящий суд;
  • решение суда по жалобе на вынесенное должностным лицом постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано должностным лицом, вынесшим такое постановление.

Письмо Верховного Суда РФ от 20 августа 2003 г. «О пересмотре решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении» № 1536-7/общ. Данный документ содержит следующее разъяснение в отношении обжалования и пересмотра постановления по делу об административном правонарушении.

«1. Если дело рассматривалось несудебным органом (должностным лицом), то его постановление может быть обжаловано в районный, а решение судьи районного суда, принятое по жалобе, — в вышестоящий суд, т.е. в областной или другой соответствующий ему суд. Возможности обжалования решения судьи областного суда в таком же порядке КоАП РФ не предусматривает, следовательно, оно вступает в законную силу немедленно после вынесения.

2. Если дело рассматривалось мировым судьей или судьей районного суда, то его постановление может быть обжаловано только в вышестоящий суд: соответственно в районный суд либо в областной или другой соответствующий ему суд. Возможности обжалования в таком же порядке решения судьи вышестоящего суда ст. 30.9 КоАП РФ не предусматривает, следовательно, оно вступает в законную силу немедленно после вынесения.

В дальнейшем возможен только пересмотр вступивших в законную силу постановлений и решений по делам об административных правонарушениях».

Не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором (ст. 30.10 КоАП РФ).

Обжалование, опротестование постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов в порядке надзора. Данные процедуры описаны ст. 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть обжалованы в порядке надзора:

  1. лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;
  2. потерпевшим;
  3. законным представителем физического лица;
  4. законным представителем юридического лица;
  5. защитником и представителем.

Право принесения протеста в порядке надзора принадлежит прокурорам субъектов Российской Федерации и их заместителям, Генеральному прокурору Российской Федерации и его заместителям, а в отношении военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, — прокурорам военных округов, флотов и приравненным к ним прокурорам, Главному военному прокурору и их заместителям.

Вступившее в законную силу решение по результатам рассмотрения жалобы, протеста на постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в порядке надзора должностным лицом, вынесшим постановление.

Согласно ст. 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судами, рассматривающими жалобы, протесты в порядке надзора являются верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов Москвы и Санкт-Петербурга, суды автономной области и автономных округов. Верховный Суд Российской Федерации.

Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов правомочны пересматривать в порядке надзора председатели верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономной области и автономных округов или их заместители, Председатель Верховного Суда Российской Федерации, его заместители либо по поручению Председателя Верховного Суда Российской Федерации или его заместителей судья Верховного Суда Российской Федерации.

Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в порядке надзора жалобы, протесты на вступившие в законную силу постановление судьи по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на указанное постановление — в случае, если они были рассмотрены в порядке надзора председателями соответствующих верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономной области и автономных округов или их заместителями.

Вступившие в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов (представлений) пересматриваются в порядке надзора Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Вступившие в законную силу постановления судьи гарнизонного военного суда по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов пересматриваются в порядке надзора окружными (флотскими) военными судами и Военной коллегией Верховного Суда Российской Федерации в соответствии с законодательством о военных судах.

Подача жалобы, принесение протеста в порядке надзора (ст. 30.14 КоАП РФ). В порядке надзора жалоба подается, протест приносится непосредственно в суд надзорной инстанции.

Жалоба, протест на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов должны содержать:

  1. наименование суда, в который подается жалоба, приносится протест;
  2. сведения о лице, подавшем жалобу, прокуроре, принесшем протест;
  3. сведения о других участниках производства по делу об административном правонарушении;
  4. указание на постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалоб, протестов;
  5. доводы лица, подавшего жалобу, прокурора, принесшего протест, с указанием оснований для пересмотра в порядке надзора постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов;
  6. перечень материалов, прилагаемых к жалобе, протесту;
  7. подпись лица, подавшего жалобу, прокурора, принесшего протест.

К жалобе, протесту должны быть приложены:

  1. копия постановления по делу об административном правонарушении;
  2. копии решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов, если такие решения вынесены;
  3. копия документа, которым удостоверяются полномочия законного представителя физического или юридического лица, копия доверенности или выданный соответствующим адвокатским образованием ордер, которыми удостоверяются полномочия защитника, представителя, в случае, если жалоба подписана указанными лицами;
  4. копия жалобы, протеста, число которых соответствует числу других участников производства по делу об административном правонарушении.

Принятие к рассмотрению в порядке надзора жалобы, протеста. В соответствии со ст. 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о принятии к рассмотрению в порядке надзора жалобы, протеста судья выносит определение. Приняв к рассмотрению в порядке надзора жалобу, протест, судья обязан известить лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также потерпевшего о подаче жалобы, принесении протеста и предоставить указанным лицам возможность ознакомиться с жалобой, протестом и подать возражения на них.

В случае если жалоба подается, протест приносится с нарушением требований, предусмотренных ст. 30.14 и ч. 4 ст. 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указанные жалоба, протест возвращаются лицу, подавшему жалобу, прокурору, принесшему протест.

Статья 30.14. Подача жалобы, принесение протеста в порядке надзора.

1. В порядке надзора жалоба подается, протест приносится непосредственно в суд надзорной инстанции.

2. Жалоба, протест на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов должны содержать:

  1. наименование суда, в который подается жалоба, приносится протест;
  2. сведения о лице, подавшем жалобу, прокуроре, принесшем протест;
  3. сведения о других участниках производства по делу об административном правонарушении;
  4. указание на постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалоб, протестов;
  5. доводы лица, подавшего жалобу, прокурора, принесшего протест, с указанием оснований для пересмотра в порядке надзора постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов;
  6. перечень материалов, прилагаемых к жалобе, протесту;
  7. подпись лица, подавшего жалобу, прокурора, принесшего протест.

3. К жалобе, протесту должны быть приложены:

  1. копия постановления по делу об административном правонарушении;
  2. копии решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов, если такие решения вынесены;
  3. копия документа, которым удостоверяются полномочия законного представителя физического или юридического лица, копия доверенности или выданный соответствующим адвокатским образованием ордер, которыми удостоверяются полномочия защитника, представителя, в случае, если жалоба подписана указанными лицами;
  4. копия жалобы, протеста, число которых соответствует числу других участников производства по делу об административном правонарушении.

Статья 30.16. Пределы и сроки рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста.

4. Повторные подача жалоб, принесение протестов в порядке надзора по тем же основаниям в суд, ранее рассмотревший в порядке надзора постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов, не допускаются.

Пределы и сроки рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста. В соответствии со ст. 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по жалобе, протесту, принятым к рассмотрению в порядке надзора, постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов проверяются исходя из доводов, изложенных в жалобе, протесте, и возражений, содержащихся в отзыве на жалобу, протест.

Судья, принявший к рассмотрению в порядке надзора жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.

Решение по жалобе, протесту выносится не позднее двух месяцев со дня поступления жалобы, протеста в суд, а в случае истребования дела об административном правонарушении — не позднее одного месяца со дня поступления дела в суд.

Повторные подача жалоб, принесение протестов в порядке надзора по тем же основаниям в суд, ранее рассмотревший в порядке надзора постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов, не допускаются.

Виды постановлений, принимаемых по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста (ст. 30.17 КоАП РФ):

  1. об оставлении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста без изменения, а жалобы, протеста, рассмотренных в порядке надзора, без удовлетворения;
  2. об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение;
  3. об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело;
  4. об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9 и 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

Содержание постановления, принимаемого по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста (ст. 30.18 КоАП РФ). В постановлении указываются:

  1. наименование суда надзорной инстанции;
  2. номер дела, дата и место принятия постановления;
  3. фамилия и инициалы судьи суда надзорной инстанции;
  4. наименование лица, подавшего жалобу, прокурора, принесшего протест;
  5. указание на обжалуемые, опротестуемые постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалоб, протестов;
  6. краткое содержание обжалуемых, опротестуемых постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов;
  7. доводы и требования, содержащиеся в жалобе, протесте;
  8. возражения, содержащиеся в отзыве на жалобу, протест;
  9. мотивы и основания для оставления без изменения, изменения или отмены в порядке надзора постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов со ссылкой на статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях;
  10. решение по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста.

Постановление, принятое по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста, вступает в законную силу со дня его принятия (ст. 30.19 КоАП РФ).

Обжалование постановлений по делам об административных правонарушениях

Обжалование постановлений по делам об административных правонарушениях осуществляется в порядке, установленном главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1-25.5 КоАП РФ (лицо, в отношении которого ведется производство по делу; потерпевший; законные представители физического лица; законные представители юридического лица; защитник и представитель) в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.

Жалоба может быть подана непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать.

В случае если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, жалобу рассматривает суд.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в соответствии с правилами, установленными настоящей главой.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается судьей, должностным лицом единолично.

По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:

1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;

2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;

3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;

4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;

5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

Версия для печати Версия для MS Word

КоАП РФ Статья 30.1. Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении
 

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019) 1. Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 — 25.5.1 настоящего Кодекса: (в ред. Федерального закона от 02.11.2013 N 294-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 1) вынесенное судьей — в вышестоящий суд; 2) вынесенное коллегиальным органом — в районный суд по месту нахождения коллегиального органа; (в ред. Федеральных законов от 02.10.2007 N 225-ФЗ, от 18.07.2011 N 225-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 3) вынесенное должностным лицом — в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела; 3.1) вынесенное должностным лицом, указанным в части 2 статьи 23.79, части 2 статьи 23.79.1 или части 2 статьи 23.79.2 настоящего Кодекса, — в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, в уполномоченный соответствующим нормативным правовым актом Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации или соглашением о передаче осуществления части полномочий федеральный орган исполнительной власти либо в районный суд по месту рассмотрения дела; (п. 3.1 введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 233-ФЗ) 4) вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, — в районный суд по месту рассмотрения дела. 1.1. Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей, может быть также обжаловано в вышестоящий суд должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении. (часть 1.1 введена Федеральным законом от 23.07.2010 N 171-ФЗ, в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 2. В случае, если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, жалобу рассматривает суд. По результатам рассмотрения жалобы выносится решение. 3. Постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. (в ред. Федерального закона от 14.10.2014 N 307-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 4. Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в соответствии с правилами, установленными настоящей главой. Открыть полный текст документа

Ст. 30.1 КоАП РФ. Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении

Общество / Гражданские дела / Порядок обжалования постановления об административном правонарушении 12580 Последние изменения: январь, 2019 года

Порядок обжалования постановления об административном правонарушении регулируется ст. ст. 30.1-30.19 (Главой 30) КоАП РФ. Процедуры обжалования вариативны, выбор той или иной зависит от множества факторов. Поэтому для лица, не владеющего знаниями в сфере административного процессуального права, вопросы подготовки и подачи жалобы могут оказаться трудной задачей.

Ниже будет рассмотрен алгоритм обжалования постановлений об административных правонарушениях, который будет полезен как юристам, так и простым гражданам.

Основные положения

Перед тем, как определить, в каком порядке подать жалобу на постановление, необходимо ответить на ряд вопросов применительно к конкретному виду (составу) правонарушения:

  • Кто может подать жалобу?
  • Куда обжалуется постановление исходя из имеющихся обстоятельств дела?
  • Какой срок предусмотрен для обжалования и не пропущен ли он (нужно ли его восстановление)?

Кто может обжаловать постановление?

Правом обжаловать постановление об административном правонарушении (далее – ПАП) наделены только участники процесса:

  • правонарушитель;
  • потерпевший;
  • законные представители правонарушителя (потерпевшего) – родители, усыновители, опекуны, попечители;
  • законные представители организации, являющейся правонарушителем или потерпевшей стороной, – руководитель или специально уполномоченное лицо;
  • защитник (адвокат) правонарушителя или представитель потерпевшего – лица, оказывающие юридическую помощь сторонам административного дела (процесса);
  • некоторые другие, специальные категории лиц, например, прокурор и уполномоченный по правам предпринимателей.

Куда направлять жалобу?

КоАП РФ предусматривает два альтернативных порядка обжалования ПАП:

  • Инстанционный (ведомственный) порядок. Жалоба рассматривается вышестоящим должностным лицом (органом) по отношению к тому, постановление которого обжалуется.
  • Судебный порядок. Здесь жалоба рассматривается судом общей юрисдикции или арбитражным судом, исходя из вида административного правонарушения.

Кроме того, при определении подведомственности (подсудности) рассмотрения жалоб, необходимо учитывать:

  • Если обжалуемое решение вынесено коллегиально, либо в соответствии с региональным закономопределенным органом власти, постановление обжалуется в местный районный суд.
  • Если обжалуемое решение принято должностным лицом, жалоба на постановление направляется, либо в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу), либо в суд – на усмотрение заявителя, если иной порядок не предусмотрен законом для определенной категории административных дел, как, например, для налоговых правонарушений.
  • Постановление судьи всегда обжалуется только в вышестоящий суд.

Постановления готовятся на процессуальных бланках установленной формы (бумажной/электронной). Такие бланки есть в распоряжении каждого ведомства, должностного лица и суда (судьи). Они несколько отличаются в зависимости от категорий правонарушений и лиц (органов), которые имеют право принимать решение по административным делам, но в целом однотипны. При возникновении сложностей с определением подведомственности (подсудности) рассмотрения жалоб, можно обратиться к тексту самого постановления. Как правило, непосредственно в нем и (или) в сопроводительном письме участникам дела стандартно разъясняется порядок обжалования. В иных случаях для корректного определения, куда нужно направлять жалобу, можно обратиться к юристу, специализирующемуся на административном праве. Он точно скажет, во-первых, куда следует адресовать жалобу, во-вторых – какой порядок будет наиболее эффективен при наличии альтернатив.

Если допущена ошибка и жалоба направлена не в тот орган, который вправе ее рассмотреть, это не станет препятствием для обжалования. Инстанция, куда ошибочно поступили материалы, обязана самостоятельно передать жалобу по подведомственности. Об этом будет вынесено определение, а материалы дела и жалобы направлены должностному лицу, в орган или суд, которые правомочны рассмотреть обращение.

Сроки обжалования

У лица, намеренного обжаловать ПАП, есть для этого 10 дней с момента вручения или получения копии постановления. По некоторым категориям дел из Главы 5 КоАП РФ (правонарушения, посягающие на права граждан) указанный срок сокращен до 5 дней.

Если срок пропущен, его можно восстановить. Для этого вместе с жалобой направляется соответствующее заявление (ходатайство), в котором излагаются уважительные причины пропуска срока, и к которому прикладываются документальные подтверждения наличия таких причин. Ходатайство рассматривается отдельно от жалобы, по нему выносится определение. Если решение положительное, жалоба будет рассмотрена в общем порядке, если нет – она рассмотрению не подлежит, пока не будет успешно обжаловано определение.

Сроки рассмотрения жалоб также варьируются. Для органов власти и должностных лиц стандартный срок составляет 10 дней со дня поступления обращения и всех материалов административного дела, для суда – 2 месяца. Однако по делам, требующим оперативного принятия решения по жалобе, сроки сокращены до 1-5 дней. Конкретные сроки в зависимости от категорий дел обозначены в ст. 30.5 КоАП РФ.