Как управляющая компания устанавливает тарифы

Каким образом утверждается размер платы за содержание помещения в многоквартирном доме? Возможно ли изменение данного размера со стороны управляющей компании?

17 ноября 2017

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в МКД определяется на срок не менее чем один год на общем собрании собственников помещений в таком доме, а в случае отсутствия такого решения применяются тарифы, установленные органом местного самоуправления.

Обоснование вывода:
В соответствии с ч. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Согласно ч. 1 ст. 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
В силу ч. 7 ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном ст. 45-48 ЖК РФ. Размер платы за содержание жилого помещения в МКД определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
В случае, если собственники помещений в МКД на их общем собрании не приняли решение об определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) (ч. 4 ст. 158 ЖК РФ).
Как указано в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 17 марта 2016 г. N 7513-ОЛ/04, собственники помещений многоквартирного дома на их общем собрании должны утвердить перечень услуг и работ по содержанию и текущему ремонту общедомового имущества исходя из требований, установленных Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее — Правила N 491), и минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее — Минимальный перечень). При этом размер платы за содержание и ремонт жилого помещения должен быть соразмерен утвержденному собственниками помещений многоквартирного дома перечню, объемам и качеству услуг и работ по содержанию конкретного дома (п. 35 Правил N 491).
Таким образом, размер платы за содержание жилого помещения должен определяться индивидуально для каждого многоквартирного дома на основании утвержденного собственниками помещений такого дома перечня и периодичности проведения работ и (или) оказания услуг. При этом перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества, утвержденный собственниками помещений либо органом местного самоуправления, не может быть меньше минимального перечня.
Указанный подход в полном объеме будет учитывать конструктивные элементы каждого многоквартирного дома, наличие и состав внутридомовых инженерных систем, наличие земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, элементы озеленения и благоустройства, а также иные объекты, предназначенные для обслуживания и эксплуатации данного многоквартирного дома, геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома, что в итоге должным образом скажется на качестве обслуживания многоквартирного дома, согласно законным требованиям собственников помещений данного дома.
Из анализа приведенных выше норм следует, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в МКД определяется на срок не менее чем один год на общем собрании собственников помещений в таком доме, а в случае отсутствия такого решения применяются тарифы, установленные органом местного самоуправления. Иные объединения собственников помещений в МКД, например совет многоквартирного дома, не вправе утверждать указанные тарифы, поскольку это не входит в его права, предусмотренные ч. 5 ст. 161.1 ЖК РФ.
Нормы жилищного законодательства, предусматривающие установление (изменение) размера платы за жилое помещение посредством принятия об этом решения на общем собрании собственников помещений в МКД, призваны обеспечить прозрачность определения такой платы и гарантировать права и интересы собственников жилых помещений как наиболее слабой стороны во взаимоотношениях с управляющей организацией.
Жилищный кодекс и иные нормативные правовые акты, регулирующие жилищные отношения, не предусматривают возможность одностороннего изменения управляющей организацией платы за ремонт и содержание жилья. Установленный действующим законодательством порядок определения платы (тарифа) за содержание и ремонт жилых помещений многоквартирного дома обязателен для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в качестве управляющих организаций, что исключает произвольное применение указанных тарифов.
Таким образом, внесение в договор управления МКД пункта, согласно которому управляющая компания может в одностороннем порядке провести индексацию тарифа на содержание и ремонт общего имущества МКД является незаконным (смотрите, например, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 11.08.2017 N Ф10-3236/17 по делу N А36-11411/2016, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2016 N 01АП-3037/16).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Васильев Александр

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена

Главная » Статьи » Практика » Ценообразование в ЖКХ

Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения – результат договоренности сторон договора управления многоквартирным домом. Управляющая организация не может в одностороннем порядке (без согласования с собственниками помещений, выражающегося в принятии решения их общим собранием) устанавливать и (или) изменять размер платы (Постановление ФАС СЗО от 17.12.2009 по делу №А66-5611/2009). Однако, прежде чем предложить жильцам ту или иную цену, следует определить ее для себя.

При установлении цены содержания и ремонта жилого помещения первичен перечень работ и услуг. Расчет размера платы за содержание и ремонт жилого помещения без определения соответствующего ей перечня работ и услуг не имеет смысла. Между тем на практике многие управляющие организации не утруждаются планированием конкретных видов и объемов работ, объявляя лишь общий размер платежа. В этой ситуации получается, что собственники помещений не дают управляющей организации конкретного задания, следовательно, не могут проконтролировать его выполнение. Становится нереализуемой норма о соразмерном уменьшении платы за содержание и ремонт при неустановлении периодичности выполнения определенных работ (для которых периодичность не определена нормативными актами). Также управляющая организация принимает на себя ответственность за надлежащее состояние общего имущества в целом (это дает жилинспекции возможность штрафовать ее за любое нарушение), но на деле не несет перед собственниками помещений ответственности за выполнение каких-либо конкретных работ.

Перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня являются существенными условиями договора управления (п. 3 ст. 162 ЖК РФ). Указанный перечень подлежит утверждению на общем собрании собственников помещений (п. 17 Правил содержания и ремонта общего имущества). Все минимально необходимые работы по обслуживанию многоквартирных домов перечислены в Правилах эксплуатации жилфонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 №170. Также в качестве основы при разработке перечня работ и услуг для конкретного дома можно воспользоваться Приложением 2 к Правилам проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 №75. Действующее жилищное законодательство предполагает, что перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества устанавливается для каждого конкретного многоквартирного дома с учетом его характеристик. Соответственно, и размер платы будет индивидуальным для каждого дома.

К сведению. Существует мнение, что стороны договора управления многоквартирным домом объективно не могут определить конкретный перечень работ, поскольку неизвестно, какие именно работы потребуется выполнить в доме в течение срока действия договора. Такой вывод прозвучал в Постановлении ФАС ЗСО от 23.12.2009 по делу №А45-22500/2009 применительно к вопросу привлечения управляющей организации к административной ответственности за нарушение Правил содержания общего имущества. Арбитры продолжили: данный договор нельзя отнести к договору возмездного оказания услуг, а соответственно, нельзя и принять во внимание, что ответственность управляющей организации ограничивается обязательствами по соответствующему договору. Однако такой подход представляется весьма спорным.

Предлагаемый собственникам помещений размер платы должен быть обоснованным и должен обеспечивать управляющей организации рентабельность. В связи с этим особую важность приобретает планирование на предприятии. Если организация только выходит на рынок управления жилфондом, ей нужно спланировать себестоимость работ, что фактически означает составление сметы. При планировании себестоимости работ можно воспользоваться следующими нормативными документами:

  1. Методическими рекомендациями по финансовому обоснованию тарифов на содержание и ремонт жилищного фонда, утвержденными Приказом Госстроя России от 28.12.2000 №303;
  2. Рекомендациями по нормированию труда работников, занятых содержанием и ремонтом жилищного фонда, утвержденными Приказом Госстроя России от 09.12.1999 №139;
  3. Рекомендациями по нормированию материальных ресурсов на содержание и ремонт жилищного фонда, утвержденными Приказом Госстроя России от 22.08.2000 №191.

Также в помощь хозяйствующим субъектам предлагаются различные методические рекомендации, иные пособия, не имеющие статуса нормативного документа, и программные продукты, предназначенные для определения стоимости работ по содержанию и ремонту конкретного дома. Кроме того, на рынке представлены консалтинговые компании, специализирующиеся на услугах по обоснованию тарифов.

Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения не подлежит государственному регулированию, порядок ее формирования законом не закреплен. Правило о тождестве цен приобретения и реализации распространяется только на предоставление коммунальных услуг управляющей организацией (п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг). Компания вовсе не обязана исчислять плату за содержание и ремонт жилого помещения для жильцов многоквартирного дома, исходя только из своих фактических расходов на оплату соответствующих работ и услуг, выполненных привлеченными организациями. Ничто не мешает управляющей компании применить наценку к стоимости подрядных работ. Аналогичным образом не регламентируется размер рентабельности при выполнении каких-либо работ силами штатных работников.

Чтобы соблюсти право потребителей на изменение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества, стоимость каждой услуги и работы должна быть определена отдельно. Причем такая детализация целесообразна в договоре управления (и, соответственно, в отчете управляющего перед собственниками помещений), в то время как в платежном документе, как правило, не требуется разделять плату за содержание и ремонт жилого помещения на составляющие.

Нередко в платежных документах можно встретить наряду со строками Содержание и ремонт жилого помещения, Капитальный ремонт общего имущества такие строки, как Вывоз ТБО, Обслуживание лифтов. Несмотря на то что, форма платежного документа не утверждена на законодательном уровне, квитанции с указанием всех перечисленных выше услуг одновременно не только выглядят нелогично, но и не соответствуют Правилам содержания общего имущества. Так, вывоз ТБО и обслуживание лифтов являются составными частями услуги по содержанию общего имущества наряду с уборкой помещений общего пользования, обеспечением мер пожарной безопасности, а также осмотрами общего имущества. Выделение отдельных составляющих содержания общего имущества может дать повод считать, что вывоз ТБО и обслуживание лифтов не относятся к содержанию, что, хоть и вызывает много споров среди обывателей, с точки зрения действующего законодательства неверно.

Цена и исчисление НДС

Отметим, что уже более двух с половиной лет в НК РФ существует льгота по НДС для компаний, осуществляющих управление многоквартирными домами, а именно, в соответствии с п. 3 ст. 149 НК РФ, но практика применения этой льготы имеет множество нюансов.

При согласовании в договоре размера платы за содержание и ремонт жилого помещения управляющей организации, являющейся плательщиком НДС, целесообразно отдельно указать на включение в цену суммы налога. В дальнейшем это позволит избежать разногласий с налоговиками и потребителями.

Напомним, что в силу п. 1 ст. 168 НК РФ при реализации работ, услуг налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых работ, услуг обязан предъявить покупателю сумму налога (исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля цены и в расчетных документах выделяется отдельной строкой). Однако из этого правила есть исключение: согласно п. 6 ст. 168 НК РФ при реализации работ, услуг населению по розничным ценам (тарифам) сумма НДС включается в эти цены (тарифы) и в чеках и других документах, выдаваемых покупателю, не выделяется. Иначе говоря, налогоплательщик обязан указать в договоре цену с учетом налога (Письмо Минфина России от 06.02.2008 №03-07-14/04). Следовательно, управляющая организация – плательщик НДС не вправе устанавливать цену так: «Размер платы за содержание и ремонт составляет 14 руб. в расчете на 1 кв. м площади помещения без учета НДС». Чтобы при выставлении расчетных документов правомерно увеличивать цену на сумму налога, значение цены с учетом НДС следует прописать в договоре.

Если организация является плательщиком НДС и реализует работы, услуги населению по розничным ценам, по умолчанию считается, что цены включают в себя НДС. Поэтому при отсутствии в тексте соглашения специальных оговорок относительно НДС (например, «размер платы за содержание и ремонт жилого помещения составляет 14 руб. в расчете на 1 кв. м») управляющая организация не вправе увеличивать цену на сумму налога.

Подчеркнем, что невыделение суммы НДС при реализации работ, услуг населению не влечет освобождение продавца от исполнения обязанностей налогоплательщика (Постановление Президиума ВАС РФ от 09.04.2009 №15613/08). В ситуации, когда налогоплательщик обязан уплачивать НДС, но цена установлена без учета налога (и об этом специально сообщалось потребителям), возникает вопрос о порядке расчета налога: начислять его сверху на установленную цену либо считать, что тариф всегда включает сумму НДС, и вычленять налог из тарифа по расчетной ставке 18/118. Арбитражная практика свидетельствует о том, что инспекторы предпочитают второй вариант, более выгодный для управляющей организации (Постановления ФАС ПО от 17.11.2009 по делу №А55-19772/2008, от 30.10.2009 по делу №А55-16880/2008). Получается, что НДС в любом случае не может увеличивать розничную цену, и для организации, являющейся налогоплательщиком, считается, что цена всегда содержит налог.

К сведению. По нашему мнению, это допустимо только в рамках реализации работ, услуг населению по розничным ценам. При реализации в обычном порядке организация не вправе самостоятельно вычленять НДС из стоимости товаров, работ, услуг, выставленной покупателям. Ведь в общем случае согласно п. 1 ст. 168 НК РФ налог предъявляется к уплате покупателем дополнительно к цене (Постановление ФАС ПО от 07.05.2009 по делу №А12-11703/2008). Суммы НДС, начисленные, но не предъявленные потребителям при реализации работ, услуг, Минфин не разрешает включать в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль налогоплательщика, поскольку этот случай не предусмотрен в ст. 170 НК РФ (Письмо от 07.06.2008 №03-07-11/222).

Применение платы, установленной органом местного самоуправления

Несомненно, разработка перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и установление цен для каждой такой услуги и работы – трудоемкий процесс, требующий некоторых знаний и навыков. На практике многие управляющие организации предпочитают сэкономить на работе инженеров и экономистов и не только не расшифровывают перечень услуг и работ, но и не разрабатывают собственные значения размеров платы за содержание и ремонт. Самый простой и дешевый выход – включить в договор управления домом условие о применении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, установленного органом местного самоуправления. Тем более что собственники помещений зачастую считают его справедливым и достаточным.

В соответствии с п. 3 ст. 156 ЖК РФ органы местного самоуправления (а в Москве и Санкт-Петербурге – органы государственной власти) устанавливают:

для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда – размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения;
для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, – размер платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Наличие размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, установленного специально для нанимателей помещений муниципального и государственного жилфонда, само по себе не означает, что таким образом определена стоимость услуг и работ управляющей организации. Как правило, размер платежей собственников помещений устанавливается на их общем собрании и включается в договор управления домом. Законодательством предусмотрен лишь особый порядок расчетов с нанимателями, однако управляющая организация имеет право на получение платы за содержание и ремонт жилого помещения в полном объеме согласно договору управления (п. 4 ст. 155 ЖК РФ). В соответствии с п. 1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон (в данном случае – управляющей организацией и собственником помещений – наймодателем). В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. В рассматриваемой нами ситуации применение ставок, утвержденных органом местного самоуправления, базируется на соглашении сторон, поскольку размер платы за содержание и ремонт не подлежит государственному регулированию. Поэтому только при согласовании управляющей организацией и собственниками помещений условия о размере платы за содержание и ремонт жилого помещения, соответствующем утвержденному органом местной власти для нанимателей, цена работ и услуг исполнителя будет равна платежам, установленным органом местного самоуправления. Ссылку в договоре на цены, утверждаемые для нанимателей казенного жилфонда, следует рассматривать как порядок определения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, который в силу п. 3 ст. 162 ЖК РФ является существенным условием договора управления многоквартирным домом.

Удобство установления размера платы данным способом в подавляющем большинстве ситуаций нивелируется недостатками использования такого размера платы в работе. Дело в том, что установленный органами власти размер платы не позволяет провести в конкретном многоквартирном доме все необходимые работы. В Письме от 06.03.2009 №6177-АД/14 Минрегион отметил: с учетом существенных отличий в техническом состоянии многоквартирных домов, перечней заказываемых и выполняемых услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах управляющим организациям целесообразно отказаться от практики предложения собственникам помещений в многоквартирном доме размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, равного размеру платы, установленному органом местного самоуправления для нанимателей.

Но и это еще не все неблагоприятные обстоятельства, возникающие при фактической передаче полномочий по определению размера платежей жильцов за работы и услуги управляющей организации. Давая в договоре управления многоквартирным домом ссылку на размеры платы, утвержденные органами власти, следует помнить о налоговых рисках. В этой ситуации налогоплательщик полностью зависит от воли чиновников, которые на свое усмотрение устанавливают плату с учетом НДС или без включения налога, что подчеркивают в соответствующих нормативных актах.

Цена с НДС

Если в нормативном документе будет написано, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей помещений муниципального и государственного жилфонда составляет 14 руб. с учетом НДС, трудности могут возникнуть у организаций, не уплачивающих налог по той или иной причине. Так, например, организация, применяющая УСНО и выставляющая населению счета из расчета 14 руб. на 1 кв. м площади, столкнется с необходимостью уплатить НДС в бюджет. Согласно пп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ, если лицо, не являющееся налогоплательщиком, выставило покупателям счета-фактуры с выделением суммы НДС, оно обязано уплатить такую сумму налога в бюджет. Несмотря на то что управляющая организация не выставляет населению счета-фактуры с выделением суммы НДС, в «жировках» НДС также не указывается, основания для уплаты налога в бюджет все же есть.

Так, в Постановлении от 27.08.2009 по делу №А19-3686/09 арбитры ФАС ВСО подтвердили правомерность претензий налоговой инспекции к управляющей организации, собиравшей плату с собственников помещений, исходя из размера, утвержденного органом местного самоуправления с учетом НДС. Рассуждения суда сводились к тому, что стоимость услуг (установленный размер платы) содержала НДС, следовательно, полученные от населения суммы также включали в себя НДС, в то же время выставление счетов-фактур населению Налоговым кодексом не предусмотрено (п. 7 ст. 168). Таким образом, ситуация полностью регулируется пп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ, и управляющая организация должна уплатить НДС в бюджет. Заметим, что в этом конкретном случае налоговый орган рассчитал недоимку, исходя только из фактически полученных от населения денежных средств. Между тем в п. 5 ст. 173 НК РФ речь идет о сумме, выставленной в счете-фактуре, независимо от размера поступивших денежных средств. Однако, учитывая кассовый метод признания доходов при применении УСНО, у инспекторов, возможно, даже не будет необходимой информации для взыскания НДС с начисленной населению платы.

Добавим, несмотря на то что инспекторы на практике начисляют «упрощенцам» пени и штрафы за неуплату НДС, суды признают это неправомерным. Причина в том, что неблагоприятные последствия в виде уплаты пени и штрафа могут возникать только у лиц, имеющих статус плательщика НДС (см. ст. ст. 75, 119, 122 НК РФ). Организация, применяющая УСНО, не является налогоплательщиком на основании п. 2 ст. 346.11 НК РФ. Эта позиция преобладает в судебной практике (Постановления ФАС ВСО от 27.10.2009 по делу №А78-1910/2009, ФАС МО от 30.11.2009 №КА-А40/12713-09, ФАС УО от 30.11.2009 №Ф09-9330/09-С2).

В рассматриваемой ситуации также следует принять во внимание, что суммы НДС не увеличивают доходы «упрощенца». Такой вывод, основанный на определении дохода (ст. 41 НК РФ), изложен в Постановлении Президиума ВАС РФ от 01.09.2009 №17472/08: суммы, неосновательно исчисленные и полученные в качестве налога на добавленную стоимость плательщиком налога по упрощенной системе налогообложения, не являются его доходом для целей исчисления уплачиваемого им налога. Поэтому управляющей организации, уплатившей НДС в бюджет после предъявления налоговой инспекцией претензий, также можно скорректировать доходы, признаваемые при расчете единого налога. Поскольку допущенная ошибка привела к излишней уплате единого налога, налогоплательщик вправе не представлять уточненную декларацию за прошедшие периоды, а провести перерасчет налоговой базы текущего периода (абз. 3 п. 1 ст. 54 НК РФ).

Пример. ООО «Управление жилфондом», применяющее УСНО, заключило договоры управления с собственниками помещений в многоквартирных домах, согласно которым размер платы за содержание и ремонт жилого помещения принимается равным размеру платы, установленному органом местного самоуправления для нанимателей. Постановлением главы муниципального образования утверждены цены с учетом НДС. От информационно-расчетного центра, привлеченного для расчета и сбора платежей населения, в 2009 г. поступило 8 650 230 руб. (вознаграждение агенту выплачивается отдельно и не удерживается им из перечисляемых обществу сумм). Эту сумму ООО «Управление жилфондом» указало в книге доходов и расходов и в декларации за 2009 г. В июне 2010 г. по результатам выездной налоговой проверки вынесено решение об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности и предложено уплатить недоимку по НДС в размере 1 319 527 руб. Организация признала претензии инспекторов. ООО «Управление жилфондом» является субъектом малого предпринимательства и воспользовалось правом вести бухгалтерский учет кассовым методом.

В бухгалтерском учете общества будут составлены проводки:

Сфера ЖКХ постоянно развивается, внедряются новые технологии и инструменты для качественного обслуживания населения. Но именно эта сфера чаще всего вызывает нарекания и жалобы на услуги от потребителей.

Кому-то не нравится работа Управляющей Компании, кто-то недоволен ремонтом подъезда или освещением двора. А вот больше всего неудовольствия и даже возмущения вызывают тарифы на коммунальные услуги.

Рост коммунальных тарифов происходит постоянно и по всей стране, но еще и некоторые ЖЭКи и Управляющие Компании осуществляют завышение тарифов без уведомления своих клиентов и без основания на такие действия.

Тот, кто контролирует суммы в квитанции по квартплате, знает утвержденные тарифные показатели, сразу реагирует на изменение начислений. Но куда жаловаться на тарифы ЖКХ, если они незаконные и необоснованные?

ВНИМАНИЕ! Есть стандартная процедура жалобы на незаконное повышение тарифов, с которой нужно обращаться в государственную жилищную инспекцию по месту проживания.

Квитанция

Управляющая компания, обслуживающая многоквартирный дом, ежемесячно присылает своим клиентам квитанции с платежками за определенные коммунальные услуги. Тарифы не могут меняться просто по желанию руководства УК, они должны быть утверждены на правительственном уровне или на уровне местной власти, о повышении обязательно доносится информация до населения.

Регулируется начисление квартплаты Постановлением Правительства под номером 354. Потребитель услуг не всегда может разобраться со сложной терминологией и объяснениями по данному вопросу, в таком случае следует обратиться за помощью к опытному юристу.

Если платежки управляющая компания завышает, что делать в первую очередь? Прежде чем жаловаться, следует обратиться в саму Управляющую компанию, возможно, произошла ошибка в работке компьютеризированной программы, начисляющей коммунальные платежи.

В таком случае будет осуществлен перерасчет. Могут сделать непреднамеренную ошибку и работники УК, отвечающие за составление платежек.

Обязательно следует проверить, какие услуги указаны в платежке. Перечень услуг, которые обслуживающая компания будет предоставлять жильцам дома, обсуждается с ними на общем собрании.

ВНИМАНИЕ! В платежке никаких дополнительных услуг не должно быть указано, при нарушении этого следует также потребовать объяснения от исполнителя.

И только в случае, если администрация УК отказывается объяснить, почему пришла завышенная квартплата, стоит искать защиты у контролирующих органов. В самых крайних случаях потребуется обращение в суд.

Жалоба

Чтобы пожаловаться на повышение тарифов Управляющей Компанией, следует точно удостовериться, что такое повышение характерно только для вашего дома, не является узаконенным.

Начинать весь процесс следует с той организации, которая и выполняет начисления. По требованию жильцов дома должна быть предоставлена документация, на основании которой были повышены тарифы.

Если работник УК начнет доказывать свою правоту только устно, не подтверждая ничего документами, такая информация не имеет никакого значения. Составляется жалоба на завышенные тарифы по образцу, который можно найти на сайте Управляющей компании, жилищной инспекции.

В случае, когда УК не осуществляет никаких мер по перерасчету, жильцы имеют право отнести жалобу в прокуратуру и в суд.

Обращение в суд

Для судебного разбирательства составляется исковое заявление с учетом статей 131 и 132 ГПК. Вместе с иском нужно подать еще несколько важных документов и справок.

  • Это правоустанавливающие документы на жилье.
  • Квитанция по оплате коммунальных услуг.
  • Копии документов, которые подтвердят обращение в Управляющую Компанию. Также нужно подать решение по данному вопросу.
  • Еще нужна квитанция по оплате госпошлины.

Судебное разбирательство займет определенное время, но оно гарантирует то, что вопросом незаконного и необоснованного повышения тарифов по оплате коммунальных услуг будут заниматься опытные профессионалы. Юристы знают, как оспорить управляющей компании действия по необоснованному начислению повышенных платежей.

Жилищная инспекция

Жилищная инспекция выполняет много важных функций, среди них – защита прав потребителей коммунальных услуг. Поэтому и в эту инстанцию можно обращаться из-за завышенных тарифов от УК, обслуживающей МКД.

Какие вопросы еще решает жилищная инспекция? Она рассматривает жалобы граждан по незаконным перепланировкам, устраиваемым Управляющей Компанией, по поводу низкого качества услуг в коммунальной сфере. Защитить потребителей при нарушении их прав может и Роспотребнадзор.

Порядок обжалования платежей

Пришла новая квитанция по квартплате, а в ней – повышенные без предупреждения тарифы на отопление, электричество или услуги, которые не были оказаны. Как правильно действовать жильцам квартир, чтобы снизить платежки и предостеречь новые нарушения от Управляющей Компании? Есть несколько поводов для составления жалобы:

  1. Если в платежке обнаружены услуги, которые Управляющей Компанией не оказывались.
  2. Если качество услуг низкое – в квартире холодно или регулярно не убирается подъезд, двор.
  3. В случае, когда УК не занимается вывозом мусора, не проводит косметический ремонт, в то время, как снимается платеж за вывоз мусора и за обслуживание дома.

В таком случае также сначала следует подойти к администрации Управляющей Компании, выяснить все претензии. При бездействии со стороны УК можно направлять жалобу, составленную в произвольной форме, в Роспотребнадзор.

ВАЖНО! Перед началом сотрудничества, когда дом переходит на обслуживание УК, между исполнителем коммунальных услуг и потребителем составляется договор.

В него включается список услуг, которые Компания обязуется регулярно предоставлять жильцам дома. И этот документ является важным аргументом в спорах, возникающих по поводу платежек. Если исполнитель указал услуги, не включенные в список по договору, потребитель может их не оплачивать.

Как определить завышение тарифов

Если есть сомнения в том, что квартплата начислена правильно, можно обратиться в Управляющую Компанию и запросить документ с утвержденными тарифами.

Также для расчета используются формулы из Постановления Правительства под номером 354. Когда при сопоставлении расчетов есть разница, нужно требовать от УК объяснений, перерасчета, восстановления правильных начислений.

Завышение платежки может быть связано с тем, что неправильно подсчитано количество проживающих. Кто-то выписался из квартиры, а в расчетном отделе используется устаревшая информация. Это серьезный повод для того, чтобы добиться перерасчета.

За неправильное начисление коммунальных платежей Управляющая Компания может получить солидный штраф, поэтому не в ее интересах заниматься такими правонарушениями. Рекомендуется в первую очередь выяснить у администрации компании причину указания дополнительных услуг или завышенных сумм в квитанции на квартплату.

Часто этой меры достаточно для того, чтобы исправить ситуацию. Но для того, чтобы жалоба имела результат, лучше составлять ее коллективно. И обязательно нужно приложить документальное подтверждение того, что Управляющая Компания нарушила свои права.

Вина потребителя

Иногда сами жильцы виноваты в том, что квитанция им пришла с завышенной суммой. Например, семья имеет льготы, но не сообщила о них в расчетный отдел Управляющей Компании. Как только обнаружена ошибка, нужно сразу собрать документы по льготам и подойти для изменения тарифов.

ВНИМАНИЕ! Жильцы нередко подают показатели своих счетчиков с ошибками, неправильно, а потом возмущаются суммами в квитанции. Притянуть к ответственности УК в таком случае не получится, лучше спокойно договориться о перерасчете.

Жильцы квартир должны сами контролировать суммы в платежках и грамотно действовать, если эти суммы насчитаны с нарушениями. Поэтому важно посещать общие собрания, на которых утверждается список коммунальных услуг от УК, повышение или понижение тарифов.

И обязательно следует использовать те возможности, которые имеет совет дома, управление ТСЖ, другие органы самоуправления.


Как бороться с завышением тарифов ЖКХ

Как бороться с завышением тарифов ЖКХ. Как понять, завышены ли тарифы Управляющей компанией

Цены на жилищные и коммунальные услуги для большинства из нас кажутся очень высокими. Чаще всего недовольство тарифами выливается в жалобы друг другу или письма чиновникам разного ранга, но наши письма и разговоры никак на тарифы не влияют! Если мы чувствует, что происходит завышение тарифов ЖКХ, то надо с этим бороться. Как именно – об этом давайте поговорим.

Кто устанавливает тарифы

Если взять платежи за содержание всех благ цивилизации в отдельной квартире, то можно увидеть, что есть ресурсы: это вода, свет, газ, тепло, и есть содержание дома: это уборка подъездов и придомовой территории, вывоз мусора, ремонт конструкций дома, содержание персонала управляющей компании и многое другое. Чтобы разобраться, есть на самом деле завышение тарифов ЖКХ, давайте разберемся, кто эти тарифы устанавливает.

Коммунальные ресурсы (вода, свет, газ, тепло) оплачиваются согласно тарифам, установленным правительством области, в которой вы проживаете. Правительство страны ежегодно разрешает повысить этот показатель на определенный процент.

Если же взять тарифы на содержание общего многоквартирного дома, то здесь хозяева — все собственники дома. Тарифы на каждую услугу управляющей компании они принимают на общем собрании собственников. Следовательно, если есть завышение тарифов ЖКХ, значит либо управляющая компания превысила свои полномочия и самостоятельно подняла тарифы, либо собственников ввели в заблуждение, и они приняли завышенные тарифы, не вникая в то, как они на самом деле формировались и из чего состоят.

Можно ли разобраться

Для многих россиян цены на жилищные услуги кажутся такой сложной темой, что они даже не пытаются вникнуть в то, как эти цены формируются, давайте посмотрим, с чего все начинается.

В каждом доме должен быть создан совет дома, избираемый из жильцов, который первоначально должен рассмотреть все предлагаемые управляющей компанией тарифы. Цена на все услуги фирмы имеет свое экономическое обоснование, то есть ее можно разложить на более мелкие составляющие и выявить завышение тарифов ЖКХ, если таковое имеется.

Приведем пример: управляющая компания предлагает повысить тариф на сбор и вывоз мусора. Сбор мусора осуществляет сама компания, вывоз – сторонняя организация. В любом городе таких компаний, которые вывозят мусор на свалку, множество. Поэтому, чтобы выявить наиболее эффективную, стоит запросить цены на услуги всех и выбрать одну, которая покажется собственникам дома наиболее привлекательной. Аналогичная процедура и с оплатой работы по содержанию дома. Совет дома должен выяснить, сколько сотрудников в управляющей компании, какая осуществляется рабочая нагрузка на них, какие зарплаты, налоги, отчисления производятся. Нужно помнить, что резервы по оптимизации работ есть всегда.

Как снизить тарифную нагрузку

Снизить можно, если совет дома, первоначально утверждающий тарифы, выявит завышения тарифов ЖКХ, либо найдет нарушения при утверждении этих тарифов. Можно потребовать сокращение расходов, но для этого надо хорошо разбираться в самом механизме формирования цен. Не в любом доме есть собственник, который ориентируется в тарифах на услуги.

Правильнее всего будет попросить помощи у юриста, который окажет предварительную бесплатную консультацию. Для этого достаточно осуществить звонок с сайта или заполнить форму обратной связи.

Мы — хозяева своего дома и в наших силах сделать свою жизнь комфортной и недорогой.

Редактор: Игорь Решетов

Рекомендуем подборки статей по следующим тегам:

  • долги за жкх
  • услуги жкх
  • тарифы жкх

Поделиться: 2083 просмотров О проекте Карта сайта Адрес: Москва, 115432, ул. Трофимова,2 корп. 1 Телефон: 8(910)452 77 66, Электронная почта: info@cherlock.ru Вопросы по теме Вопрос номер 300865 из Псков, Псковская обл., Россия 26.02.2018 06:27 вышинская валентина

У меня однокомнатная квартира,в январе услуги жкх повысились на 34р27к,в феврале на 98р75к,а отопление в январе на125р55к,в феврале на 125р55к.Правомрно ли повышение тарифов каждый месяц?

Всего ответов: 1 Ответ юриста (Варвара Витальевна Ганотченко) Можно и лучше Устраивает Нравится
Здравствуйте! Тарифы каждый месяц не повышаются, плата Ваша ежемесячная повышается из-за объемов потребления. Вопрос номер 313722 из Златоуст, Челябинская обл., Россия 21.03.2018 16:30 Тырлова Виктория

Здравствуйте, подскажите пожалуйста сейчас ввели ГИС ЖКХ, нужно ли теперь выкладывать данные на Реформу ЖКХ?

Всего ответов: 1 Ответ юриста (Варвара Витальевна Ганотченко) Можно и лучше Устраивает Нравится
Здравствуйте! Нет, не нужно! Вопрос номер 455136 из Новосибирск, Новосибирская обл., Россия 06.12.2018 10:15 Татьяна

Добрый день. Между ЖКХ и СГК ( поставщик отопления) идет суд, якобы ЖКХ вовремя не заключило договор на услуги по отоплению. К оплате за тепло выставляют и ЖКХ и СГК с октября. Квитанция о долгах в счет СКГ пришла 03.12. За октябрь уплатили ЖКХ. За ноябрь теперь и не знаем. Подскажи кому платить в такой ситуации или может вообще не платить? Спасибо. Просьба учитывать разницу во в времени если таковая есть.

Всего ответов: 1 Ответ юриста (Железнов Александр Леонидович) Можно и лучше Устраивает Нравится
Здравствуйте,для начала дождитесь окончания суда, а пока вы временно можете не оплачивать за отопление пока идет суд. Вопрос номер 292 из Нижний Новгород, Нижегородская (Горьковская), Россия 24.04.2015 09:49 Елена

здравствуйте! жкх в деревне в 2014 г. меняли счётчики на свет, нам такой бумаги не приходило. а через 10 мес. мы получили квиток на 6000 тыс. в жкх объяснили что это за месяц по нормативу по 600 руб. домом мы не пользуемся, живём в квартире.

Всего ответов: 4 Ответ юриста (Артем Косов) Можно и лучше Устраивает Нравится
Елена, здравствуйте. Поясните, пожалуйста, стоят ли у Вас счетчики, если да, то опломбированы ли они и когда истекает срок поверки (Вы указали, что в 2014 году их меняли. В связи с чем?). Если счетчики меняли, их нужно было опломбировать, причем Вы за это платить не должны. Ответ юриста (Рамета Исаковна) Можно и лучше Устраивает Нравится
Добрый день! Посмотрите в платежке за какой период выставлен долг, также в этой платежке указанно количество потребленной электроэнергии Ответ юриста (Коробов Алексей Александрович) Можно и лучше Устраивает Нравится
Добрый день, Елена! В вашем случае, необходимо направить заявление о перерасчете в управляющую компанию, жалобу в департамент жилищного хозяйства, а также жалобу в прокуратуру. Наши юристы подготовят Вам данный пакет документов, если вы обратитесь по телефонам, указанным на сайте. Ответ юриста (Роман Сергеевич К.) Можно и лучше Устраивает Нравится
Присоединяюсь к коллеге. Только посмотрите что насчитал счетчик — электроэнергия оплачивается из потребленного количества умножит на тариф. В принципе могут быть еще не законные поборы «за содержание электро сетей и инфраструктуры». Вот это уже для прокуратуры. Вопрос номер 1536 из Кызыл, Тыва (Тувинская Респ.), Россия 20.05.2015 19:13 Мария

Здравствуйте! посоветуйте! Был суд по задолженности по ЖКХ. Решение: взыскать с меня задолженность по ЖКХ в размере 50 т.р. Однако, я не могу сразу погасить всю задолженность разом, а также по 50% от своей пенсии. Поэтому хочу подать исковое заявление в суд об удержании с моей пенсии ежемесячно 25%. Следовательно: 1) исковое заявление я должна подать ДО вступления в силу решения суда? или ПОСЛЕ вступления в силу решения суда по ЖКХ?Спасибо большое! 2)в какой суд я должна подать исковое заявление (в тот же, где вынесено решение или в Верховный суд?)

Всего ответов: 1 Ответ юриста (Александр Петрович) Можно и лучше Устраивает Нравится
Здравствуйте. Возможно решить вопрос не дожидаясь вступления решения. Вы хотите либо обжаловать решение либо составить график платежей более удобный. Обратитесь к юристу для более детального разъяснения. Советы юристов

Виды юридических лиц

В 2006 году закрыла предпринимательство. В 2015 году пришло письмо с налоговой о задолженности,якобы предпринимательство не закрыто.

возврат пылесоса

Возможно, многие сталкивались с тем, что была необходимость вернуть пылесос в магазин если он не понравился. … Однако, магазин будет искать любые причины, чтобы отказать клиенту в возврате средств

Возмездный договор

Договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей, является возмездным.

Гражданский кодекс

Правда ,что при любом нарушении Земельного кодекса или другого нормативного акта РФ, в силу ст 45 ГПК РФ, прокурор может обратиться в суд с гражданским иском о восстановлении нарушенных прав

Жалобы на проводников

Жалоба на проводника РЖД, вызванная неправомерным поведением проводника по отношению к пассажиру, может направляться письменно и устно.

Закон об эмансипации несовершеннолетних

«Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) Статья 27. Эмансипация 1. Несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия

Исполнение решения суда

Исполнение решения суда строго регламентируется: ГПК РФ Статья 210. Исполнение решения суда «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 27.06.2018, с изм. от 23.07.2018)

Как в суде доказать гражданский брак

Гражданский брак – это брак, который не регистрируется в государственных органах. Порядок доказательства существования брака через суд (если речь идет о судебном доказательстве) регламентируется гражданско-процессуальным законодательством

Как вернуть кухню

Если Вам продали некачественный товар и вы не знаете как его вернуть обратитесь к нашим специалистам за бесплатной консультацией

Как рассчитать пеню по ставке рефинансирования

Рассмотрим следующую тему в нашей рубрике — как правильно рассчитать пеню по ставке рефинансирования и не ошибиться?