Налог по кадастровой стоимости

Содержание

Кадастровая стоимость имущества физических лиц: особенности определения и перспективы пересмотра

06.06.2016 До недавнего времени при расчете налоговой базы для налога на имущество физических лиц применялась инвентаризационная оценка, в основу которой была положена стоимость создания объекта недвижимого имущества с учетом коэффициента износа.
С 2016 г. налоговой базой для расчета налога станет кадастровая стоимость имущества, которая заменит собой принимавшуюся для расчета налога инвентаризационную стоимость.
В пункте 3 «Основных направлениях налоговой политики РФ на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» указано, что «целью введения нового налога на имущество физических лиц является переход к более справедливому налогообложению исходя из кадастровой стоимости имущества, как наиболее приближенной к рыночной стоимости этого имущества».
Таким образом, подход законодателя заключается в применении в качестве налоговой базы для целей налогообложения стоимости, размер которой приближен к рыночной. По сути своей, налогом облагается имущество как богатство, обладающее способностью принести его владельцу доход в процессе использования или его возможной реализации. Рыночная стоимость является гарантией потенциальной платежеспособности владельца и мотивирует к эффективному распоряжению собственностью.
Между тем, такой подход к пониманию кадастровой стоимости понятен для случаев использования имущества в предпринимательской деятельности с целью извлечения прибыли и спорен для случаев использования имущества исключительно для проживания. Ведь в этом случае облагается факт обладания имуществом, т.е. капитал, а не чистый доход, который приносит имущество. Данная ситуация приводит, с одной стороны, к нарушению принципа налогового законодательства – все налоги должны иметь экономическое основание (п.3 ст. 3 НК РФ), с другой стороны, ведет к актуальному вопросу социальной справедливости налогообложения имущества жилого фонда.
В стране имеется значительный фонд ветхого жилья, определенная часть которого приходится на центры крупных городов. Так, стоимость старой коммунальной квартиры в центре города по данным инвентаризационной оценки ничтожна мала, а по данным кадастровой – существенна.
К примеру, в центре Москвы разрыв между рыночной и инвентаризационной стоимостью в ветхом жилом фонде, в среднем составляет от 20 до 40 раз. Для собственников подобного жилья даже при минимальной ставке налога после кадастровой оценки налог вырастет в 4-7 раз.
Возможна ситуация, когда одном и том же старом жилом доме в центре города квартира, отремонтированная за несколько миллионов рублей, и ни разу не видевшая ремонта, будет оценена одинаково. При этом если проживать в неотремонтированной квартире, предположим, невозможно, то платить налог владельцу жилья в любом случае придется.

Механизм определения кадастровой стоимости

Кадастровая стоимость имущества определяется путем проведения субъектами Российской Федерации государственной кадастровой оценки объектов недвижимости.
В настоящее время на сайте https://www.nalog.ru/rn77/taxation/taxes/imuch2016/ ФНС России опубликован перечень 28 субъектов Российской Федерации, принявших решение о применении с 01.01.2015 кадастровой стоимости объектов недвижимости в качестве налоговой базы.
Кадастровая стоимость формируется в результате «массовой» оценки объекта, которая проводится независимы оценщиком, избираемым на конкурсной основе региональными и местными властями.
Так, оценщику поступает перечень объектов, находящихся в государственном кадастре недвижимости. Он выделяет отдельные группы объектов недвижимости для объектов по схожим ценообразующим и техническим характеристикам. В зависимости от того, в какую группу попадает оцениваемый объект, определяется его кадастровая стоимость.
«Массовая» оценка, таким образом, исключает индивидуальный подход и не учитывает все особенности оцениваемого имущества (его состояние и уровень пригодности для проживания, преимущества и недостатки его расположения относительно инфраструктурных объектов и т.д.). Одновременно возникает существенный риск того, что по результатам такой оценки стоимость имущества может быть как в разы завышена, так и занижена.
Проводить государственную оценку разрешено не реже одного раза в пять лет и не чаще одного раза в три года (а для Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя — не чаще одного раза в два года).
После завершения оценки региональные и муниципальные администрации утверждают ее результаты и передают их в управление Росреестра.
Узнать кадастровую стоимость можно на сайте Росреестра в сервисе «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online» https://rosreestr.ru/site/.
Кадастровая стоимость имущества должна быть приближена к его рыночной стоимости, в связи с чем, исчисление налога по кадастровой стоимости повлечет увеличение суммы налога.
Кадастровая стоимость определяется с учетом требований федеральных стандартов оценки, отраженных в Приказах Минэкономразвития РФ от 20.05.2015 № 297 «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки» (ФСО № 1), от 25.09.2014 № 611 «Оценка недвижимости» (ФСО №7), от 22.10.2010 № 508 «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)».
Федеральный стандарт оценки указывает на то, что выбор подходов, методов и моделей для определения кадастровой стоимости осуществляется оценщиком и должен быть обоснован (п.9 Приказа Минэкономразвития России от 22.10.2010 № 508).
Однако ценообразующие факторы объектов оценки, группировка объектов оценки определяются оценщиком самостоятельно и собственнику имущества в итоге не известны.
Таким образом, действующий порядок определения кадастровой стоимости не прозрачен для налогоплательщика и может привести к нарушению принципа установления налога законом (п.1 ст. 3 Налогового кодекса РФ), в силу которого налогоплательщикам должна быть ясна из закона величина своих налоговых обязательств или порядок её определения.

Расчет налога на недвижимое имущество

Сами налоговые органы не участвуют в процессе определения кадастровой стоимости имущества, а только рассчитывают налог, оперируя данными, полученными из базы данных Росреестра. Налоговый орган также направляет уведомление об уплате налога.
При расчете налога на имущество, помимо данных о кадастровой стоимости имущества, учитываются также следующие показатели:

  1. Законодательно предусмотренное уменьшение кадастровой стоимости на кадастровую стоимость 10 кв.м. в отношении комнат, 20 кв.м. в отношении квартир, 50 кв.м. в отношении жилых домов (налоговый вычет).
  2. Переходный период, который предполагает последовательное увеличение суммы налога в течение четырех налоговых периодов с помощью применения понижающих коэффициентов – 0,2; 0,4; 0,6; 0,8 (п. 8 ст. 408 НК РФ). Начиная с пятого налогового периода, сумма налога к уплате исчисляется без применения коэффициента.
  3. Размеры налоговых ставок, установленных нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления, а в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — региональными законами. Так, в г. Москве ставки налога на имущество физических лиц установлены Законом г. Москвы от 19.11.2014 № 51 «О налоге на имущество физических лиц».

Таким образом, налог на недвижимость для физических лиц планируется повышать постепенно. При расчете налога в формулу будет временно включаться понижающий коэффициент. Рассчитан такой порядок на четыре налоговых периода, т.е. на 4 года, поэтому полную сумму налога, налогоплательщик увидит только к 2020 году.
Отметим, что налоговая ставка для апартаментов превышает налоговые ставки, установленные для обложения жилых домов и помещений, а льготы в отношении апартаментов не предоставляются. При этом на практике распространено приобретение апартаментов, не признаваемых жилыми помещениями, для целей проживания, поскольку они являются более доступными по цене, чем жилые помещения. В некоторых случаях апартаменты являются единственным жильем.
Однако до тех пор, пока законодатель не урегулировал иным образом вопрос налогообложения апартаментов, их собственники будут нести бремя уплаты налога в повышенном размере.
С учетом известной информации о кадастровой стоимости, налогоплательщик сможет проверить каким образом рассчитывается сумма налога, которая будет указана в уведомлении об уплате налога, рассчитав ее с помощью «калькулятора» на сайте ФНС https://www.nalog.ru/rn77/service/nalog_calc/.
Для удобства приведем пример расчета налога на имущества по кадастровой стоимости.
Например, у гражданина имеется в собственности квартира в 75 кв. м в г. Москве. Кадастровая стоимость этой квартиры по данным Росреестра, предположим, оценена в 19,5 млн. руб. Налоговая ставка — 0,15%. Собственник квартиры не имеет льгот, предусмотренных п. 1 ст. 407 НК РФ.
Стоимость 1 кв. м, исходя из кадастровой стоимости, составит: 19,5 млн. руб. / 75 кв. м = 260 000 руб. Размер налогового вычета: 20 кв. м x 260 000 руб. = 5 200 000 руб. Расчет налога к уплате произведем по формуле: Н = Н1 x К + Н2, где Н — сумма налога, подлежащая уплате; Н1 — сумма налога, исчисленная исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости; Н2 — сумма налога, исчисленная исходя из соответствующей инвентаризационной стоимости объекта недвижимости за последний налоговый период определения налоговой базы К – понижающий коэффициент
Н1 = (19 500 000 руб. – 5 200 000 руб.) x 0,15% = 21 450 руб.; Н2 = 0 руб. — это сумма налога, исчисленная из инвентаризационной стоимости в 2014 г. Н = (21 450 -0) x 0,2 + 0 = 4 290 руб. — сумма налога к уплате за 2015г.; Н = (21 450 -0) x 0,4 + 0 = 8 580 руб. — сумма налога к уплате за 2016 г.; Н = (21 450 -0) x 0,6 + 0 = 12 870 руб. — сумма налога к уплате за 2017г.; Н = (21 450 -0) x 0,8 + 0 = 17 160 руб. — сумма налога к уплате за 2018г.
Основанием для уплаты является уведомление из налоговой инспекции (ст. 409 НК РФ). Налоговый орган должен направить его не позднее чем за 30 рабочих дней до даты уплаты налога (п. 2 ст. 52 НК РФ). Налог на имущество должен быть уплачен не позднее 1 октября следующего года.

Пересмотр кадастровой стоимости

Если налогоплательщик полагает, что кадастровая стоимость завышена (а соответственно завышена и налоговая база), то он вправе подать заявление о ее пересмотре.
Оснований для пересмотра может быть два:

  • недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
  • установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Использование первого основания предполагает анализ отчета о государственной кадастровой оценке, выявление недостоверных сведений, что затруднительно. Поэтому на практике оспаривание по этому основанию встречается крайне редко.
В подавляющем большинстве случаев используется второе основание. Для этого оценщиком по заказу налогоплательщика подготавливается отчет об оценке рыночной стоимости объекта. Этот отчет проходит экспертизу на соответствие требованиям законодательства. Экспертиза проводится экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет.
В случае успешного пересмотра налогоплательщик имеет возможность «приравнять» завышенную кадастровую стоимость к рыночной стоимости (нивелировать последствия оценки в массовом порядке) и, таким образом, уменьшить размер налоговой базы.
С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости с приложением отчета и иных указанных в законе документов налогоплательщик вправе обратиться в специальную комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную при Управлении Росреестра субъекта РФ, или в суд.
Перечень документов, которые необходимо приложить к заявлению, подаваемому в комиссию, указан в абз. 16 ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Требования к содержанию заявления, подаваемого в суд, а также перечень прилагаемых документов указаны в статьях 125, 126 и 246 КАС РФ.
При подготовке документов и подаче заявления физическими лицами необходимо учесть ряд особенностей.
Прежде всего, закон не требует от физических лиц в обязательном порядке обращаться с заявлением в комиссию. Заявитель может сразу обратиться в суд. В соответствии с правилами статей 20 и 245 КАС РФ заявление подается в суд общей юрисдикции уровня субъекта (например, Мосгорсуд, Мособлсуд).
Рассмотрение заявления в комиссии, должно было по замыслу законодателя осуществляться в административном порядке быстро и эффективно. На практике, к сожалению, этого не происходит. Документы, подаваемые в комиссию, как правило, не получают надлежащей оценки. Велик риск отказа в удовлетворении заявления по основаниям, законность которых можно поставить под сомнение.
При этом нельзя не отметить, что обращение в комиссию не облагается государственной пошлиной, а за обращение в суд требуется заплатить 300 рублей в отношении каждого объекта, стоимость которого оспаривается (пп. 7 п. 1 ст. 333.19 НК РФ).
К заявлению, подаваемому в комиссию не предъявляются строгие процессуальные требования, которые предъявляются к административному иску.
Также немаловажно, что сроки рассмотрения комиссией заявлений куда меньше, нежели в суде. Комиссия на практике рассматривает заявление в течение не более чем двух недель, тогда как судебное разбирательство может затянуться на несколько месяцев только в суде первой инстанции.
Очевидно, что порядок работы комиссий требует усовершенствования с целью повышения эффективности их работы.
Важно учесть временной фактор. Результаты пересмотра стоимости будут применяться для определения налоговой базы начиная с 1 января того налогового периода, когда подано заявление с суд. Например, если заявление подано в декабре 2016 года, то, несмотря на то, что спор будет разрешен только в 2017 году, результаты пересмотра будут применяться с 1 января 2016 года.
При этом утверждение результатов очередной государственной оценки «аннулирует» результаты пересмотра. Как уже указывалось выше, государственная кадастровая оценка проводится не реже одного раза в пять лет и не чаще одного раза в три года (а для Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя — не чаще одного раза в два года).
То есть, налогоплательщику необходимо выяснить, когда были утверждены результаты прошлой оценки и оценить целесообразность подачи заявления о пересмотре с учетом перспектив проведения следующей государственной оценки.
Важно учесть финансовый фактор. Для пересмотра требуется привлечение оценщика и, как правило, юриста. Соответственно, стоимость самой процедуры оспаривания может превысить размер полученной экономии. Например, стоимость только подготовки отчета об оценке рыночной стоимости одной квартиры в г. Москвы и проведения его экспертизы варьируется от 30 000 до 60 000 рублей.
Поэтому в случае с садовыми товариществами, коттеджными поселками, многоквартирными домами с типовыми планировками квартир можно посоветовать налогоплательщикам объединять свои усилия, и обращаться в суд совместно (пп. 3 ч. 2 ст. 41 КАС РФ).
Инициатором такого объединения может являться ЖСК или ТСЖ, созданные в соответствующем доме или поселке.
Оценщик в этом случае готовит одну форму отчета и использует ее при подготовке отчетов различных объектов. При оценке, как правило, используется сравнительный подход, и используются единые объекты-аналоги.
При этом отсутствуют нормативные ограничения и по отражению в одном отчете об оценке по заказу нескольких налогоплательщиков результатов оценки нескольких объектов. Однако на практике такой способ используется оценщиками редко. Это связано с тем, что увеличивается вероятность технической ошибки при составлении единого документа.
Закон об оценке предусматривает, что Минэкономразвития России может для определенных случаев установить и один раз в три года пересматривать максимальный размер платы за проведение экспертизы отчета для целей пересмотра результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, принадлежащих физическим лицам и предназначенных для их проживания, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, огородничества (абз.31 и 32 ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
Однако на момент подготовки настоящей статьи указанные случаи и максимальный размер не установлены.

Выводы

Неясность подходов, методов и моделей определения кадастровой стоимости, влечет недоверие собственников к результатам проведенной кадастровой оценки имущества, и, как следствие, приводит к росту дел, связанных с ее судебным оспариванием.
Помимо урегулирования законодательства в области кадастровой оценки, законодатель может, по нашему мнению, предусмотреть ряд дополнительных мер, смягчающих последствия роста налогового бремени. К таким мерам можно отнести увеличение переходного периода введения налога, расширение перечня льготных категорий плательщиков, учет размеров уплачиваемых коммунальных платежей и сборов на капитальный ремонт при расчете налога.
Совершенствованию подлежит и порядок пересмотра стоимости. Необходимо вносить изменения в порядок работы комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, одновременно увеличивая ответственность членов комиссий за его соблюдение. Результаты пересмотра не должны аннулироваться проведением очередной государственной кадастровой оценки, а должны учитываться и в дальнейшем с учетом коэффициентов, отражающих рост рыночной стоимости недвижимости в том или ином регионе.

Налог по кадастровой стоимости: новый порядок расчета дохода (#11504)

Налог по кадастровой стоимости рассчитывают при продаже квартир, комнат и жилых домов. Но это правило действует не всегда. Во-многих случаях налог нужно считать по продажной цене недвижимости >>>

В 2016 году значительно поменялись правила расчета налога с продажи недвижимости. Закон ввел понятие минимальной суммы дохода, которую нужно учесть при расчете налога. Основная задача нововведения органичить возможность заключения сделок по продаже недвижимости, которые заключаются по заведомо заниженной цене. Вы можете продать свою квартиру по любой стоимости. Но считать налог с продажи нужно исходя из максимальной цифры: или ее продажной цены или кадастровой стоимости умноженной на 0,7 (понижающий коэффициент).

♦ Налог по кадастровой стоимости: расчет дохода
♦ Налог по кадастровой стоимости: по какой недвижимости применяют новые правила
→ недвижимость приобретена до 1 января 2016 года: применяем договорную цену
→ недвижимость приобретена после 1 января 2016 года: применяем кадастровую стоимость
♦ Расчет налога по договорной цене
♦ Расчет налога по кадастровой стоимости

Налог по кадастровой стоимости: расчет дохода

Как известно множество сделок с недвижимостью заключается по заниженной цене. Например, квартира рыночной стоимостью 15 000 000 руб. продается по документам за 999 000 руб. Причина понятна. Продавец не хочет платить налоги государству. И заниженная стоимость это позволяет. По факту продавец получает больше. Но в документах этот факт никак не отражается.

Чтобы прекратить это безобразие в Налоговый кодекс внесли изменения. Суть в следующем. Для расчета налога с дохода от продажи недвижимости (например, квартиры или дома) учитывают одну, но наибольшую величину:

  • либо цену недвижимости, отраженную в договоре купли-продажи;
  • либо кадастровую стоимость недвижимости, уменьшенную на коэффициент 0,7 (то есть в расчет берут 70% от кадастровой стоимости недвижимости).

Эта величина и признается доходом от продажи недвижимости (квартиры, дома, земли, комнаты) при расчете налога. Этот доход нужно отразить в декларации 3-НДФЛ и его можно уменьшить на все вычеты, которые вам полагаются.

Цитата из статьи 217.1 Налогового кодекса:

В случае, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на продаваемый объект недвижимого имущества, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения налогом доходы налогоплательщика от продажи указанного объекта принимаются равными кадастровой стоимости этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на соответствующий объект недвижимого имущества, умноженной на понижающий коэффициент 0,7.

В случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества, указанного в настоящем пункте, не определена по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на указанный объект, положения настоящего пункта не применяются .

Узнать кадастровую стоимость вашей недвижимости (комнаты, квартиры, дома, участка) вы можете бесплатно и в режиме он-лайн через наш сервис Узнать кадастровую стоимость .

Налог по кадастровой стоимости: по какой недвижимости применяют новые правила

Новые правила применяют в отношении той недвижимости, которая получена в собственность после 1 января 2016 года. Дело в том, что все изменения, про которые мы рассказали выше, внесены в Налоговый кодекс Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ. А пункт 3 статьи 4 этого закона предусматривает, что все нововведения применяют в отношении недвижимости, полученной в собственность после 1 января 2016 года.

Цитата из этой статьи:

Положения пункта 6 статьи 210, пункта 17.1 статьи 217, статьи 217.1 (прим. — здесь как раз и идет речь о расчете дохода с кадастровой стоимости) и подпункта 1 пункта 2 статьи 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются в отношении объектов недвижимого имущества, приобретенных в собственность после 1 января 2016 года .

По какому основанию получена в собственность недвижимость значения не имеет. Вы можете ее купить, получить в наследство, получить в дар, построить самостоятельно (например, жилой дом), приватизировать, получить в порядке обмена. Дата получения недвижимости в собственность — это дата внесения необходимой записи в государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Она называется запись регистрации . Эта дата есть в Свидетельстве о государственной регистрации ваших прав на недвижимость (смотрите последнюю запись в Свидетельстве).

Нужная дата в Свидетельстве старого образца выглядит так:

Нужная дата в Свидетельстве нового образца выглядит так:

Недвижимость приобретена до 1 января 2016 года: применяем договорную цену

Итак, если недвижимость получена вами в собственность до 1 января 2016 года, то по ней применяют старый порядок расчета дохода от продажи. Доход учитывают исходя из договорной цены недвижимости, которая указана в договоре купли-продажи. Ее кадастровая стоимость никакого значения не имеет.

Пример
Продается жилая квартира, которая получена в собственность в 2015 году (или раньше). Ее кадастровая стоимость определена и составляет 5 400 000 руб. Кадастровая стоимость умноженная на понижающий коэффициент составляет 3 780 000 руб. (5 400 000 руб. х 0,7). Цена квартиры, отраженная в договоре купли-продажи, составляет 999 000 руб. Налог с продажи этой квартиры платят по старым правилам. В расчет берут договорную цену. То есть доходом продавца считают 999 000 руб. Кадастровая стоимость квартиры никакого значения не имеет.

Недвижимость приобретена после 1 января 2016 года: применяем кадастровую стоимость

Если недвижимость получена вами в собственность после 1 января 2016 года (например, в 2016, 2017, 2018 и т. д.), то по ней применяют новый порядок расчета дохода. Доходом считают наибольшую величину: или договорную цену или кадастровую стоимость уменьшенную на коэффициент 0,7.

Пример
Продается жилая квартира, которая получена в собственность в 2016 году или позже. Ее кадастровая стоимость определена и составляет 5 400 000 руб. Кадастровая стоимость умноженная на понижающий коэффициент составляет 3 780 000 руб. (5 400 000 руб. х 0,7). Цена квартиры, отраженная в договоре купли-продажи, составляет 999 000 руб. В отношении этой квартиры применяют новые правила расчета налога. В данной ситуации договорная цена ниже кадастровой стоимости уменьшенной на коэффициент (3 780 000 руб.). Поэтому доходом считают уменьшенную кадастровую стоимость — 3 780 000 руб. Исходя из нее и будет рассчитан налог.

Расчет налога по договорной цене

Расчет дохода и налога от продажи недвижимости ведут из договорной стоимости (то есть цены, отраженной в договоре купли-продажи), если:
— недвижимость получена в собственность до 1 января 2016 года по любому основанию (купля-продажа, наследство, дарение, приватизация, строительство). В этой ситуации продажная стоимость недвижимости никакого значения не имеет. При расчете налога в любом случае используют продажную цену;
— продажная стоимость квартиры, комнаты, дома, дачи, земельного участка и т. д., отраженная в договоре, чем кадастровая стоимость умноженная на 0,7. Дата приобретения недвижимости не важна;
— у проданного объекта недвижимости кадастровой стоимости (то есть местными властями она НЕ определена).

Расчет налога по кадастровой стоимости

Расчет дохода и, соответственно, налога от продажи ведут по кадастровой стоимости, умноженной на понижающий коэффициент 0,7, если:
— недвижимость приобретена после 1 января 2016 года и ее продажная цена, указанная в договоре купли-продажи ниже, чем кадастровая стоимость, умноженная на 0,7;
— у проданного объекта недвижимости есть кадастровая стоимость (то есть она определена местными властями).

Кадастровую стоимость берут по состоянию на 1 января того года, в котором продана недвижимость.

Пример
Продается жилая квартира. Она получена в собственность в 2017 году. Ее кадастровая стоимость определена и составляет 4 500 000 руб. Кадастровая стоимость умноженная на понижающий коэффициент составляет 3 150 000 руб. (4 500 000 руб. х 0,7).

Ситуация 1
Стоимость квартиры, отраженная в договоре купли-продажи, составляет 4 900 000 руб. В данном случае договорная стоимость выше кадастровой уменьшенной на коэффициент (3 150 000 руб.). Поэтому доходом считают договорную стоимость — 4 900 000 руб. Исходя из этой суммы и нужно рассчитывать налог.

Ситуация 2
Стоимость квартиры, отраженная в договоре купли-продажи, составляет 999 000 руб. Здесь договорная стоимость ниже кадастровой уменьшенной на коэффициент (3 150 000 руб.). Поэтому доходом считают уменьшенную кадастровую стоимость — 3 150 000 руб. Исходя из нее и будет рассчитан налог.

Подробнее, о том как считать налог с продажи квартиры и уменьшить его на вычеты смотрите по ссылкам:

  • расчет налога если квартира приобретена в 2016 году и позже;
  • расчет налога если квартира до 2016 года и раньше.

Портал «Ваши налоги»
2018

Налог на имущество в 2019 году

В 2019 году в правилах уплаты налога на имущество появятся некоторые новшества. Скорректируется порядок расчета налога по кадастровой стоимости и появятся новые основания, по которым её можно изменить. Сумма налога по кадастровой стоимости теперь ежегодно будет увеличиваться не больше чем на 10%. Также с начала 2019 года будет отменен налог на движимое имущество. Мы расскажем о ставках налога, льготах, отчетности и штрафах по налогу на имущество в 2019 году.

Как изменился налог на имущество в 2019 году

С 1 января 2019 года начнут действовать изменения порядка налогообложения имущественным налогом. Изменения введены Федеральным законом от 03.08.2018 №302-ФЗ:

  • движимое имущество больше не облагается налогом;
  • отчетность по налогу за квартал и год организации сдают по новой форме (Приказ ФНС от 04.10.2018 № ММВ-7-21/575@);
  • отчетность по налогу организации сдают по месту нахождения объекта недвижимости. Крупнейшие налогоплательщики по-прежнему отчитываются в налоговую по месту учета;
  • налоговая база рассчитывается отдельно по каждому объекту недвижимости, который входит в состав Единой системы газоснабжения.

Чтобы разобраться, какое имущество относится к движимому, а какое — нет, ознакомьтесь со статьей 130 ГК РФ. Все объекты, которые не отнесены к недвижимости, признаются движимым имуществом, включая деньги и ценные бумаги. Кроме того, Минфин обращает внимание на то, что об объекте имущества должна быть запись в ЕГРН или наличие оснований, подтверждающих невозможность перемещения объекта.

Важно! Налог на имущество за 2018 год нужно заплатить по всему движимому имуществу 3-10 амортизационных групп и принятому на учет после 1 января 2013 года.

С каких объектов платят налог на имущество в 2019 году

С какого имущества предприниматель или организация платят налог? Главный признак такого имущества — вхождение в состав основных средств. Это прописано в ст. 374 НК РФ. Основное средство должно отвечать ряду условий:

  • его планируют использовать в производстве, сдавать в аренду или применять для управленческих целей;
  • его планируют использовать более года;
  • его не планируют перепродавать с целью извлечения прибыли;
  • объект может приносить экономический доход.

Такое имущество переводится на бухгалтерский счет 01 “Основные средства” и подлежит налогообложению, даже если объект находится во временном или совместном пользовании. Также компании платят налог с жилых помещений, которые не отражены в составе основных средств (объекты для продажи).

В правилах уплаты налога на имущество есть свои тонкости: если основное средство используется, его стоимость включают в налоговую базу. Это делается, даже если средство еще не введено в эксплуатацию, не переведено на счет 01 и на объект не зарегистрированы права. Если основное средство не используется и не отражено на счете, то платить налог не нужно (кроме ОС, которые получены по концессионному соглашению).

Под налог не попадает имущество, которое перечислено в п. 4 ст. 374 НК РФ: земельные участки, культурные объекты, ледоколы, космические корабли и объекты, включенные в первую и вторую амортизационную группу по Классификатору ОС. Предприятия на УСН и ЕНВД платят налог только с недвижимого имущества — это объекты из кадастрового перечня регионов.

Льготы при уплате налога на имущество в 2019 году

Для некоторых видов имущества применяются льготы, освобождающие организацию от уплаты налога (см. статью 381 НК РФ):

  • если ваша организация входит в свободную экономическую зону, принадлежит к религиозной сфере или уголовно-исполнительной системе;
  • имущество “сколковцев”, протезно-ортопедических предприятий, адвокатских и юридических консультаций, государственных научных центров;
  • больше не нужно платить налог на движимое имущество.

Регионы могут устанавливать собственные льготы, уменьшать ставки и освобождать от уплаты налога, поэтому уточняйте данные по льготам и ставкам в своем регионе на официальном сайте налоговой службы.

Как рассчитать налог на имущество в 2019 году

За предпринимателей налог рассчитывает налоговая служба и присылает им уведомление на уплату. Организации должны рассчитать налог самостоятельно. В бухгалтерском веб-сервисе Контур.Бухгалтерия вы можете сделать это автоматически.

  • Сначала нужно разобраться, какое имущество из имеющегося облагается налогом.
  • Далее, следует проверить, имеет ли организация право на льготы — данные о льготах содержатся в региональных законах.
  • Выяснить базу для исчисления налога.
  • Выяснить налоговые ставки, установленные в регионе.
  • Исчислить налог к уплате в бюджет.

Авансовые платежи по налогу уплачиваются ежеквартально. Расчет за квартал ведется согласно следующим формулам:

Налог на имущество по среднегодовой стоимости = Средняя за отчетный период стоимость ОС х Ставка налога / 4

Налог на имущество по кадастровой стоимости = Кадастровая стоимость имущества х Ставка налога / 4

Обособленные подразделения платят налог по ставке того региона, где зарегистрировано подразделение. Если недвижимость расположена не по месту регистрации головной организации или подразделения, то налог рассчитывают по ставке того региона, где недвижимость находится.

Пример расчета налога на имущество по среднегодовой стоимости

Налоговая база вычисляется сложением показателей остаточной стоимости каждого объекта на первое число каждого месяца и на последний день расчетного периода. Налоговая база амортизированных объектов — нулевая, но объекты включают в отчет.

Остаточная стоимость объекта ОС:

  • 1 января — 150 000 рублей
  • 1 февраля — 145 000 рублей
  • 1 марта — 140 000 рублей
  • 1 апреля — 135 000 рублей
  • 1 мая — 130 000 рублей
  • 1 июня — 125 000 рублей
  • 1 июля — 120 000 рублей
  • 1 августа — 115 000 рублей
  • 1 сентября — 110 000 рублей
  • 1 октября — 105 000 рублей
  • 1 ноября — 100 000 рублей
  • 1 декабря — 95 000 рублей
  • 31 декабря — 90 000 рублей

Авансовый платеж за 1 квартал

Налоговая база = (150 000 + 145 000 + 140 000 + 135 000) / 4 = 142 500 рублей
Платеж = 142 500 * 2,2% / 4 = 783,75 рублей

Авансовый платеж за полугодие

Налоговая база = (150 000 + … +125 000 + 120 000) / 7 = 135 000 рублей
Платеж = 135 000 * 2,2% / 4 = 742,5 рублей

Авансовый платеж за 9 месяцев

Налоговая база = (150 000 + … + 105 000) / 10 = 127 500 рублей
Платеж = 127 500 * 2,2% / 4 = 701,25 рублей

Доплата налога за год

Налоговая база = (150 000 + … + 90 000) / 13 = 120 000 рублей
Платеж = 120 000 * 2,2% — (783,75 + 742,5 + 701,25) = 412,5 рублей

Если вы платите налог на имущество по кадастровой стоимости

С 2019 года вся Россия будет рассчитывать налог из кадастровой стоимости. Власти должны предупредить компании и опубликовать список имущества для уплаты налога по кадастровой стоимости. Публикация делается до 1 января на официальном сайте региона. Если такой публикации нет или ваше имущество отсутствует в списке, то продолжайте платить налог по среднегодовой стоимости.

Запросите кадастровую стоимость здания в региональном отделении Росреестра. Если вы владеете только частью здания, то выясните ее кадастровую стоимость, исходя из своей доли в общей площади здания. Сумму налога выясняем по следующей формуле:
Сумма налога за год = кадастровая стоимость * налоговая ставка * число месяцев владения имуществом / число месяцев в отчетном периоде

Если в вашем регионе предусмотрены авансовые платежи, то квартальный платеж равен четверти суммы налога. Случается, что власти в середине года исключают объект из перечня имущества для уплаты налога по кадастровой стоимости, тогда придется пересчитать налог с начала года по среднегодовой стоимости.

С момента изменения порядка расчета налога с инвентаризационной оценки на кадастровую стоимость, появились споры между налогоплательщиками и кадастровыми органами. Переоценка проводится не чаще одного раза в 3 года, поэтому важно уметь обжаловать решение комиссии. Причиной для изменения оценки может быть:

  • неверное указание сведение в перечне объектов недвижимости;
  • неверное определение условий, влияющих на стоимость недвижимости;
  • неверное применение данных при расчете кадастровой стоимости;
  • неиспользование информации об аварийном состоянии объекта.

Юридические лица обжалуют оценку только через комиссию по кадастровым спорам. Для опротестования нужно представить комиссии документы, подтверждающие ошибки, допущенные при оценке.

Изменения кадастровой стоимости, которые появятся после 1 января 2019 года, применяются с более раннего периода. Они учитываются при расчете налоговой базы с даты начала применения измененной или оспоренной кадастровой стоимости.

Отчетность по налогу на имущество организаций

По авансовым платежам сдаются ежеквартальные расчеты, по итогам года — декларация по налогу на имущество. С 2019 года изменяются формы расчета и декларации, они утверждены Приказом ФНС от 04.10.2018 № ММВ-7-21/575@. В новых формах учтено прекращение налогообложения движимого имущества, а еще они позволяют исчислить налог, если кадастровая стоимость была изменена в течение налогового периода. В декларации появилось поле «Адрес объекта недвижимого имущества» для объектов, у которых нет кадастрового номера, но есть адрес.

Декларация по налогу на имущество за 2018 год сдается до 1 апреля 2019 года, с учетом переноса. Расчеты сдаются в течение 30 дней после завершения отчетного квартала:

  • расчет за 1 квартал 2019 — до 30 апреля 2019;
  • расчет за полугодие 2019 — до 30 июля 2019;
  • расчет за 9 месяцев 2019 — до 30 октября 2019.

Многие регионы вводят свои сроки отчетности и уплаты налога — и подходят к этому вопросу разнообразно и творчески. Нужно уточнить условия и отчетные даты своего региона. Уплата авансовых платежей или налога производится по месту нахождения имущества. Точно так же отчетность по имуществу сдается в налоговую по месту нахождения имущества. Штраф для компаний, которые не уведомили налоговую о недвижимости, составляет 20% от неуплаченного налога на имущество.

Попробуйте легко и быстро подготовить расчет по налогу на имущество в онлайн-сервисе Контур.Бухгалтерия. В конце года сформируйте и отправьте через Контур.Бухгалтерию отчет по налогу на имущество и другие налоговые декларации и отчеты в фонды. Первые 30 дней работы в сервисе бесплатны для всех.

Попробовать бесплатно

5 Средняя
оценка Поделиться ссылкой

  • Изменения законодательства
  • Анонсы и записи вебинаров
  • Советы по ведению бухгалтерии
  • Скидки и акции

Вам будут интересны статьи по теме «Региональные и местные налоги, отчетность»

Налог на прибыль при ОСНО

Одна из сложностей, с которой сталкивается бизнес на общем режиме, — налог на прибыль. В статье разберем, какие доходы и расходы учитывать для расчетов налоговой базы, как рассчитать налог и за счет чего его можно уменьшить.

Особенности перехода с ОСНО на УСН

По доброй воле мало кто захочет вести бизнес на ОСНО. Эту систему бизнес выбирает, когда не выполняет условия спецрежимов, либо забыл подать уведомление при регистрации. В статье расскажем, как избавиться от высокой налоговой нагрузки и стать упрощенцем.

Что такое ОСНО? Суть, особенности, плюсы и минусы

Все компании и ИП платят налоги и взносы. Виды налогов и порядок их уплаты определяются системой налогообложения, на которой работает бизнес. Основная система налогообложения (ОСНО) присваивается налогоплательщикам по умолчанию. В этой статье расскажем о ее ключевых особенностях и рассмотрим основные плюсы и минусы по сравнению со спецрежимами (упрощенка, ЕНВД, сельхозналог, ПСН).

Попробовать месяц бесплатно Попробовать бесплатно 30 дней Зарегистрироваться Используя сервис, вы соглашаетесь соблюдать условия Лицензионного договора Остались вопросы?