Незаконный захват земли общего пользования

Содержание

Среди терминов, определяющих особенности использования земельных участков, есть и понятие «земли общего пользования». Оно обозначает территории, где имеют право находиться все граждане, без специальных разрешений и допусков.

Они могут не только находиться там, но и эксплуатировать различные объекты на участке. Земля, находящаяся во владении или пользовании народа, также защищается законами государства, как и территории, находящиеся в частной собственности.

Но именно земля общего пользования вызывает больше всего споров и конфликтов в земельной сфере, и часто такие конфликты сложно решить, необходимо тщательно изучить дело и все законы, которые имеют к нему отношение.

Достаточно часто рассматривает самовольный захват земельного участка судебная практика, эти правонарушения находятся в области действия государственных инспекторов, специально занимающихся охраной земельных участков. Они определяют состав правонарушения и способ защиты земли от захватчиков.

Незаконный захват земли

В населенных пунктах и на территориях, примыкающих к ним, земли общего пользования представляют собой трассы, переулки, различные проходы, водоемы (как часть территории садового или огороднического товарищества).

ВНИМАНИЕ! Такая земля находится во владении муниципальной власти или государства. К таким участкам имеют доступ все, никому не нужно оформлять законное разрешение.

По Земельному Кодексу пользоваться земельным участком по своему усмотрению (но с учетом правового статуса) могут только его собственники. Следят за выполнением этого правила различные государственные органы – Земельный контроль муниципалитета, Госземконтроль, органы территориального самоуправления.

Также контролируют законность эксплуатации земельных участков и собственники, арендаторы.

Несмотря на такой всесторонний контроль, нередко случаются прецеденты, связанные с захватом участков той или иной площади, их использование по собственному усмотрению. Это считается серьезным правонарушением.

Согласно Постановления Правительства под № 689 от 15.11.2006 (оно называется «О земельном государственном контроле»), земельные участки не могут быть захвачены самовольно ни юридическими, ни физическими лицами.

  • Право собственности на земельный участок должно быть документально оформлено, также должен быть разрешительный документ на ведение различной хозяйственной деятельности на земле. Если проведена приватизация земель, также процесс подтверждается документально. Защиту земельных ресурсов осуществляет не только это постановление, но и Земельный Кодекс.
  • В случае, когда наблюдается незаконный захват земли общего пользования и перекрытие доступа к ней другим гражданам, обязательно следует дать сигнал о происшествии.
  • Жалоба или обращение по поводу захвата участков должны привести к проверочным действиям со стороны ответственных организаций. Рассматриваются жалобы и физических лиц, и юридических.

При правонарушении, куда жаловаться? Для вопросов, рассматривающих право землей пользования, самовольного захвата и использования создано много государственных контролирующих органов. Это Госземконтроль, ОМС, организации общественного характера, правоохранительные органы.

Можно обратиться в любую из этих инстанций. Но основная организация – это Росреестр.

Законодательство

Самовольный захват участка предполагает его эксплуатацию лицом, не имеющего права собственности на данную земельную площадь. Может совершаться незаконное строение на земле, установка ограждения, другое земли использование муниципальной без разрешения.

Определить самозахват можно при отсутствии договора, документа на собственность или о приватизации, любого законного подтверждения права аренды или эксплуатации участка.

Использованием может быть незаконная установка забора, строительство каких-то объектов, сюда относится и возделывание площадей под сельскохозяйственные насаждения. Такие незаконные действия с землей рассматриваются с учетом статьи 7.1 КоАП РФ.

Много споров по поводу земельных площадей возникает у членов садовых, огороднических товариществ, между соседями дачных или обычных поселков. В контролирующие органы подаются заявления и жалобы о том, что производится захламление земельных пространств общего пользования мусором с частных дворов или сосед захватил часть дороги под свой участок.

ВНИМАНИЕ! Самозахват рассматривается как действие, которое приводит к пользованию участком.

Причины

Причины для захвата могут быть самыми разными. Наиболее серьезное нарушение эксплуатации земли, не находящейся в собственности, — это строительство капитального сооружения, что случается достаточно часто.

Также граждане пытаются построить на земле, являющейся общей собственностью, гараж или хозяйственную постройку. Среди более мелких нарушений – несоблюдение границ участков, хранение и складирование различных строительных материалов за пределами собственной земли, утеря документов, подтверждающих право на участок.

Куда жаловаться

Статья 64 Земельного Кодекса определяет рассмотрение вопросов, связанных с землей, в суде. Первоначально дело может быть рассмотрено в суде третейском.

Для начала процедуры по поводу того, что перекрыт доступ к землям гражданам или на участке незаконно ведется хозяйственная деятельность, необходимо заявление или жалоба. К таким заявлением прилагаются доказательства случившегося факта.

Также суд должен получить подтверждение того, что спорный вопрос уже рассматривался в досудебном порядке.

Досудебный порядок решения конфликтов используется при установлении границ территорий земли, подлежащих приватизации, при решении спора между образованиями муниципалитета, которые разграничивают государственную собственность на площади земли.

Также проводится досудебное рассмотрение вопросов, связанных с местом участка, выделенного в виде доли в компенсационном объеме.

Если перечисленные вопросы не решаются в порядке досудебном, дело передается в суд. Все конфликты, касающиеся земельной сферы, рассматриваются в федеральных судах общей юриспруденции. Также споры могут решать мировые судьи.

Возврат

  • Собственник земли имеет права на нее, гарантированные законами государства. Поэтому самозахват участка не останется безнаказанным, последует реакция контролирующих и правоохранительных органов.
  • Подтверждает наказание за захват земли как общедомовой собственности статья 76 ЗК. Должен быть возвращен захваченный участок в пользование как собственнику, так и тем, кем осуществляется в данное время аренда площадей.
  • При рассмотрении вопроса о возврате земель должен быть решен и вопрос возмещения убытков пострадавшей стороне.
  • Суд рассматривает исковые заявления трехлетней давности.

Если приватизированная земля была захвачена без разрешения для уличной сети или соседи перегородили дорогу, которая считается землей общего пользования, обязательно нужно обратиться с заявлением в контролирующие органы. Иск будет выигран при условиях:

  1. у нарушителя нет документов, подтверждающих его права на земельную площадь;
  2. есть подтверждение факта нарушения границ участка, незаконной эксплуатации земельной площади.

Если осуществляются неправомерные действия правообладателей земельных участков, вопрос рассматривается в досудебном или судебном порядке. Иск может подать владелец территории или другое лицо, которое пострадало из-за нарушения его прав.

ВАЖНО! По статье 60 Земельного Кодекса захваченная земля должна быть возвращена собственнику, его права должны быть восстановлены.

Ответственность

Основное наказание за самозахват – административная ответственность. Правонарушителю начисляется штраф, сумма которого зависит от степени тяжести, особенностей участка.

Имеет значение, находится ли территория на кадастровом учете, какова ее стоимость. Поэтому будет разной штрафная выплата при захвате куска участка, который считается дорогой и не числится в кадастровом реестре, и строительстве здания на чужой площади, имеющей кадастровый паспорт.

  • Если земля числится в кадастре, при ее самовольном захвате нужно заплатить от 1 до 1,5% цены земельной площади. Но не меньше, чем 5 000 рублей. Такой штраф предусмотрен для физических лиц.
  • Юридическое лицо заплатит от 15, до 2% от цены. Но не меньше, чем 20 000 рублей.
  • Для компаний штраф вырастет до 3% от цены участка. Но не менее 100 000 рублей.

Как начисляется штраф за самозахват при условии, что земля не зарегистрирована в кадастровом реестре? Физлицо выплатит до 10 000, юрлицо – до 200 000 рублей.

ВНИМАНИЕ! Индивидуальный предприниматель будет нести такую же административную ответственность, как и компания, организация.

Возрастает сумма штрафа, и значительно, если за время захвата нарушитель успел еще и произвести вырубку деревьев на участке, который он захотел незаконно присвоить.

Когда виновный не спешит с возмещением назначенной ему штрафной суммы, ссылаясь на недостаток финансов, его имущество может быть арестовано. Цель ареста – обеспечение денег для выплаты штрафа.

Нарушитель обязан не только выплатить штрафную сумму, возместить убытки, но и убрать с чужой территории ограждения, заборы, различные постройки. Даже если за время захвата он начал основательное строительство на площадке, необходимо убрать территорию.

Наказания за незаконное нарушение прав собственности на участок земли, за его захват серьезные. Поэтому, если нужна земля, лучше узнать, как оформить собственность по закону, чтобы не иметь проблем и не нести убытки.


Незаконная постройка на земле, находящейся в общей долевой собственности

Отдел по Жилищным Судебным Спорам 8 (495) 642-27-02 г. Москва, 3-ий Павловский пер. дом 1. Электронная почта: kmsud@yandex.ru Схема проезда Сегодня: 12 января 2019, сб

  • Главная
  • Статьи и публикации
  • Строительство, ремонт, переустройство, перепланировка

Дата публикации: 13.01.2012

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в мае этого года разъяснил, какие нормы Гражданского кодекса РФ подлежат применению в случае возникновения хозяйственного спора по поводу незаконной постройки на земле, находящейся в общей долевой собственности. Вся соль вопроса заключается в том, что одним из собственников земельного участка, который пытался обязать другого собственника снести самовольную постройку, выступал орган местного самоуправления. Но обо всем по порядку.

Ни для кого не секрет, что органы государственной власти различных уровней имеют обыкновение менять свое мнение относительно ранее рассмотренных ими вопросов, выданных разрешений и принятых решений. Особенно ярко эта тенденция проявляется при смене руководителей регионов (местных органов власти). В строительной отрасли эта проблема заключается в том, что ранее выданные разрешительные документы новая власть отзывает или признает недействительными. При этом те многомиллионные убытки, которые несут застройщики, чиновников не особо заботят.
Теперь же государственным органам отчасти придется считаться с добросовестными инвесторами. Кроме того, принятые разъяснения разрешат некоторые противоречия владельцев земельных участков, находящихся в долевой собственности, по поводу их использования.
Прежде всего, кратко изложим историю взаимодействия участников строительного процесса.
Предположим, застройщик совместно с субъектом Российской Федерации (администрацией муниципального образования) владеет на праве общей долевой собственности земельным участком. Между застройщиком и администрацией имеется соглашение о строительстве на этом участке объекта капитального строительства; орган, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, выдал в соответствии с законодательством разрешение на строительство; земельный участок отведен для целей капитального строительства. Застройщик подготавливает проектно-сметную документацию и на основании разрешения начинает строительство.
Впоследствии орган государственной власти субъекта РФ (администрация муниципального образования) меняет свое решение: отзывает или признает недействительным разрешение на строительство, а также подает в суд для признания постройки (незавершенного строительства) самовольной. Раньше такие действия чиновников были существенным аргументом в спорах со строителями. Действительно, когда в проект вложены значительные средства, проще пойти на уступки, нежели доводить дело до суда. Такие действия чиновников соответствовали трактовке гражданского законодательства о самовольной постройке.
Давайте разберемся, что такое самовольная постройка и каков порядок отнесения объектов капитального строительства к «самоволке».
Для признания постройки самовольной необходимо наличие определенных условий, а точнее, хотя бы одного из них:
а) земельный участок не отведен для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами;
б) объект создан без получения на это необходимых разрешений;
в) создание объекта произошло (происходит) с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности; не вправе распоряжаться постройкой: продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Кроме того, самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет (п. 2 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Правда, п. 3 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Однако право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Указанные нормы были подтверждены и судебной практикой. В п. 22 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее — Постановление Пленумов «О судебной практике по защите прав собственности») разъяснено: применяя ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, судам необходимо учитывать, что собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, вправе обратиться в суд по общим правилам подведомственности дел с иском о сносе самовольной постройки.
По логике следует: раз постройка находится на земельном участке, находящемся в долевой собственности, в том числе местного органа власти, то она (постройка) нарушает законные права и интересы этого органа. Однако Высший Арбитражный Суд РФ постановил при рассмотрении арбитражными судами дел о самовольных постройках применять иные нормы права <1>. Вот основные из них.
———————————
<1> Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18.05.2011 N 15025/10.

1. Применение норм права о самовольной постройке с учетом положений ст. 247 ГК РФ.
В случае если земельный участок, на котором производится строительство спорного объекта, находится в общей долевой собственности, то при рассмотрении данного спора необходимо руководствоваться положениями не только ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, но и ст. 247 Кодекса, согласно п. 1 которой владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия — в порядке, устанавливаемом судом.
Таким образом, с учетом ст. 247 Гражданского кодекса Российской Федерации один из сособственников земельного участка может требовать сноса самовольной постройки, возведенной на этом участке другим сособственником, в силу ст. 222 Кодекса, если ее возведение одним из сособственников нарушает не только установленный порядок пользования общим земельным участком, но и права и законные интересы другого собственника либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
2. Возведение спорного объекта без разрешения на строительство не является безусловным основанием для отказа в признании права собственности.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 26 Постановления Пленумов «О судебной практике по защите прав собственности», отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время судам необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли уполномоченный орган отказал в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
3. Права и законные интересы участника долевой собственности земельного участка, в случае если постройка произведена без согласия этого собственника, охраняются законом.
Строительство спорного объекта без разрешения на такое строительство со стороны сособственника земельного участка позволяет участнику долевой собственности заявить требование о предоставлении в его владение и пользование части общего имущества, соразмерной его доле, а при невозможности этого он вправе требовать от других участников, владеющих и пользующихся имуществом, приходящимся на его долю, соответствующей компенсации (п. 2 ст. 247 Гражданского кодекса Российской Федерации).
4. Нормативный акт местного органа власти об использовании земельного участка под строительство фактически считается согласованием использования этого участка для целей строительства.
Для понимания этого вопроса кратко изложим порядок предоставления земельных участков для строительства.
Основным документом для осуществления градостроительной деятельности, планирования структуры кварталов, микрорайонов и иных элементов, установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, является проект планировки территории.
На основании проекта планировки территории разрабатываются проекты межевания территорий применительно к застроенным или подлежащим застройке территориям, расположенным в границах микрорайона, квартала и т.д.
В составе проектов межевания территорий осуществляется подготовка градостроительных планов земельных участков, подлежащих застройке. В составе градостроительного плана земельного участка, в частности, указываются:
1) границы земельного участка;
2) границы зон действия публичных сервитутов;
3) минимальные отступы от границ земельного участка;
4) информация о градостроительном регламенте, информация обо всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка;
5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на нем;
6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия;
7) информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
Градостроительный план земельного участка является обязательным документом, который представляется застройщиком или заказчиком для проведения государственной экспертизы проектной документации, получения разрешения на строительство, получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Таким образом, градостроительный план является одним из основных документов, необходимых для осуществления строительства (в 2011 году введена новая форма градостроительного плана земельного участка <2>).
———————————
<2> Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.05.2011 N 207 «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка».

Согласно приведенным нормам без градостроительного плана земельного участка невозможно согласовать необходимую документацию, получить разрешение на строительство и сдать объект капитального строительства.
Высший Арбитражный Суд РФ, в свою очередь, указал: если имеется нормативный акт местного органа власти об утверждении градостроительного плана, согласно которому земельный участок предназначается именно под строительство, а застройщиком были предприняты все меры для получения необходимых разрешений, то следует считать, что администрация фактически согласовала использование земельного участка для целей строительства.
Таким образом, кратко подводя итог анализа правовых норм, содержащихся в Постановлении Пленума ВАС РФ, можно отметить следующее:
— не каждая постройка, произведенная без разрешения на строительство, является самовольной;
— в случае если застройщиком были предприняты все меры для получения в установленном порядке разрешения на строительство, земельный участок предназначен для нового строительства и земля находится в долевой собственности, то застройщик вправе обратиться в суд для признания права собственности на возведенный (вновь возводимый) объект;
— закон признает право участника долевой собственности на предоставление в его владение и пользование части общего имущества, соразмерной его доле, а при невозможности этого он вправе требовать от других участников, владеющих и пользующихся имуществом, приходящимся на его долю, соответствующей компенсации;
— ограничение прав участника долевой собственности, согласно которому собственник может требовать сноса самовольной постройки только в случае, если ее сохранение нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В заключение заметим: несмотря на то что суд встал на защиту интересов застройщика, у органов государственной власти существуют другие меры административного воздействия на строителей, выражающиеся в привлечении к ответственности по ст. 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Согласно ч. 1 указанной статьи строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство влечет наложение штрафа на юридических лиц от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Согласитесь, довольно действенная мера.

А. Козлов

Главная &raquo Земельное и лесное законодательство &raquo Что считается самовольным захватом земли общего пользования, и как с этим борется закон?

Незаконный захват земли общего пользования рассматривается как административный проступок, наказание за которое последует по ст. 7.1 КоАП РФ. Законом определен примерный перечень таких земельных объектов общего пользования, а также условия доступа на них рядовых граждан. В этой статье разберем, на какие участки распространяется режим общего пользования, и какой штраф грозить на его нарушение.

Многоканальная бесплатная горячая линия Воспользуйтесь бесплатной юридической консультацией по вопросам обжалования штрафов, постановлений, решений должностных лиц в сфере административного права и не только. Наши юристы подскажут, как эффективно защитить свои права и свободы, а также избежать причинения дополнительного ущерба. Работаем ежедневно с 9.00 до 21.00 Юридическая консультация Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Задать вопрос онлайн >> Москва и МО +7(499)703-35-33 доб. 784 С-Петербург и ЛО +7(812)309-06-71 доб. 436 Звонок по России +7(800)555-67-55 доб. 415

Что это такое

Правовая трактовка термина «земли общего пользования» содержится в нормах ГК РФ и ЗК РФ. В состав указанных земель входят участки, оформленные в собственность публичных образований (РФ, субъекты, местные власти). Приведем перечень участков, на которые распространяется указанный режим:

  • пути сообщения и передвижения – улицы, проезды, проспекты, площади, дороги и т.д.;
  • зоны культурно-рекреационного назначения – парки, лесопарковые зоны, водоемы общего пользования и т.д.;
  • участки, предназначенные для осуществления общественных нужд населенных пунктов и неограниченного круга граждан – полигоны ТБО;
  • территории, выделенные объединениям граждан для ведения садоводства, огородничества, иных форм хозяйствования – участки в садовом товариществе, дачных поселках и т.д.

Помимо этого, режим общего пользования может распространяться на участки, находящиеся в совместной или долевой собственности граждан. Например, к таким землям относится участок придомовой территории, площадь кооперативного гаража и т.д.

Собственник указанных земель вправе принимать правила доступа и пользования. Если такой акт официально принят и опубликован, его должны исполнять физические и юридические лица. В частности, это касается запрета и ограничения на любое несогласованное занятие участка или его части, огораживание под личные нужды, воспрепятствование доступу граждан.

За противоправный захват лесных территорий в КоАП РФ предусмотрен специальный состав, т.к. на участки леса не распространяется режим земель общего использования.

Какие виды нарушений связаны с землями общего пользования

Закон запрещает любые ограничения или запреты, связанные с доступом к участкам общего пользования. Исключения могут предусматриваться только нормативными актами, опубликованными для общего ознакомления. В перечень нарушений указанных правил могут входить:

  • захват участка, или его части, для использования под личные цели частных лиц или предприятий;
  • введение несанкционированных ограничений за доступ к местам общего пользования – например, взимание платы за проход в сквер, если это не регламентировано муниципальным актом;
  • использование участка общего пользования вопреки целевому назначению – например, самовольное отведение мест под парковку на зеленых насаждения скверов;
  • установка ограждений, шлагбаумов, заборов для ограничения свободного прохода или проезда.

Указанные нарушения могут носить индивидуальный или коллективный характер.

Например, группа жильцом может оборудовать парковочную площадку путем захвата части внутриквартального проезда – такое коллективное нарушение повлечет ответственность для каждого из участников несанкционированной стоянки.

Какая статья предусмотрена за захват земли

Для назначения административного наказания закон не разграничивает земли общего и частного пользования. Статья 7.1 КоАП РФ устанавливает санкции за захват любого участка, на который нарушитель не имел законных прав. Например, захват части чужого участка соседом по дому или огораживание публичного водоема карается по одной статье.

По ст. 7.1 КоАП РФ наказание последует при следующих условиях:

  • если установлен факт самовольного занятия чужого участка – путем фактического использования, установки ограждений, размещения или возведения несанкционированных построек;
  • если субъект не имеет никаких прав на этот участок, либо вышел за пределы законодательных правил – например, использование участка общего пользования для личных нужд, не разрешенных нормативным актом;
  • если выявленный факт захвата не повлек существенного ущерба или вреда – при наступлении указанных последствий наказание последует по ст. 330 УК РФ за самоуправство.

Судебная практика ВС РФ содержит правила определения существенного вреда, что позволит правильно выбрать санкцию между КоАП РФ и УК РФ.

Пользование общественным участков для временных нужд, не превышающих допустимые пределы, не является нарушением закона.

Например, не будет назначена санкция за установку палатки для временного отдыха на берегу публичного водоема, так как эта зона предназначена для рекреационных целей.

Подтверждение целевого назначения и категории участка происходит по сведениям ЕГРН, либо на основании правоустанавливающих документов. Категория земель общего пользования указана в ЕГРН, и не может быть изменена без проведения публичных слушаний с изданием муниципального акта.

В исключительных случаях общественные земли могут передаваться во временное пользование гражданам или коммерческим структурам.

Например, участок проспекта может быть предоставлен в аренду для установки торговой палатки – для этого проходит процедура согласования, правила которой утверждают местные или федеральные власти. Нарушение правил выделения участка не могут рассматриваться как захват, однако ответственность будет наступать за самоуправство, либо за превышение должностных полномочий.

Как проходит процедура привлечения к ответственности

Выявление фактов захвата общественных участков входит в компетенцию должностных лиц и уполномоченных ведомств. Для этого могут рассматриваться обращения граждан или организаций, проводится плановые проверки. Обратиться с заявлением или жалобой по факту захвата может любое заинтересованное лицо, так как указанные территории предназначены для общественного использования.

Куда жаловаться, если возникают сомнения в правомерности захвата участка, либо выявлен прямой случай нарушения земельного законодательства? Подать заявление или жалобу можно в следующие инстанции:

  • органы прокуратуры;
  • земельные инспекторы местных властей или должностные лица Госземнадзора;
  • администрация муниципального образования;
  • учреждения МВД.

Образец жалобы должен содержать сведения о заявителе, так как анонимные обращения не рассматриваются по существу. Также нужно указать основания и факты, позволяющие сделать вывод о самовольном захвате земли. К обращению может прилагаться фото- или видеоматериал.

Муниципальные власти и органы Госземнадзора обязаны проводить плановые и внеочередные проверки целевого использования земель общего пользования. Все нарушения фиксируются в протокольной форме, а при малозначительности проступка может объявляться устное замечание.

Например, незначительное отступление от границ размещения торгового павильона не влечет наступление вреда или иных негативных последствий. В этом случае оптимальным вариантом воздействия будет замечание в устной форме.

По факту выявленного нарушения составляется административный протокол. В его содержании указываются следующие сведения:

  • дата и место правонарушения;
  • сведения о должностном лице, составившем протокол;
  • полные данные правонарушителя – им может являться частное лицо или предприятие;
  • обстоятельства захвата земли, в том числе площадь участка – этот показатель будет иметь значение для назначения штрафа;
  • объяснения или возражения нарушителя.

Для административного наказания нужно точно определить площадь захвата. Для этого составляются схемы участка с указанием координат точек границ – они определяются по месту установки ограждений, внешних стен постройки и т.д.

Протокол вручается нарушителю, либо направляется по его адресу. Рассмотрение дела по существу входит в полномочия должностных лиц Государственного земельного надзора (ГЗН). Территориальные подразделения ГЗН функционируют в каждом муниципальном районе, а перечень должностных лиц, имеющих право выносить постановление о штрафе, зафиксирован в ст. 23.21 КоАП РФ.

Рассмотрение дела происходит при личном участии нарушителя, либо в его отсутствие. Во втором случае необходимо убедиться, что информация о времени и месте заседания была заблаговременно направлена нарушителю, либо была доведена при составлении протокола.

На практике, вынесение постановления может происходить сразу после составления протокола, если в распоряжении должностного лица имеются все доказательства.

Как назначается штраф

Единственной санкций за указанное правонарушение является штраф в денежной форме. Однако для определения размера наказания применяются специальные правила – учитывается кадастровая стоимость участка, на котором произошло нарушение. Показатели кадастровой стоимости определяются по результатам государственной оценки земли и фиксируются в реестре ЕГРН.

При рассмотрении дела, должностное лицо Госземнадзора обязано запросить актуальную выписку ЕГРН – в этом документе будет указана категория участка и его кадастровая стоимость. В зависимости от статуса нарушителя, сумма штрафа составит:

  • для частных лиц – в размере от 1 до 1.5% от кадастровой стоимости, но не менее 5000 руб.;
  • на должностных лиц – от 1.5 до 2%, но не менее 20 000 руб.;
  • для ИП и организаций – от 2 до 3%, но не менее 100 000 руб.

Если захват выявлен только на части участка, сумма штрафа будет рассчитана в пропорциональном отношении к кадастровой стоимости целого земельного надела.

Показатели кадастровой стоимости могут отсутствовать для отдельных категорий участков.
Это связано с поэтапным переходом на такой вариант оценки земли.

До 2020 года регионы сохраняют право использовать инвентаризационные показатели для расчета налоговых обязательств, однако при назначении административных штрафов такая стоимость не используется. При отсутствии в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости участка назначается штраф в фиксированной сумме:

  • на граждан – от 5000 до 10000 руб.;
  • на должностных лиц – от 20000 до 50000 руб.;
  • на предприятия – от 100 000 до 200 000 руб.

Обратите внимание! Если для участка определена кадастровая стоимость, должностное лицо Госземнадзора не вправе назначить штраф в фиксированной сумме. Дополнительные санкции в ст. 7.1 не указаны, поэтому их применение не допускается.

Если захват участка общего пользования допустили несколько лиц, на каждого из них будет наложен самостоятельный штраф. Факт коллективного нарушения не влечет увеличение санкции, однако должностное лицо ГЗН может назначить штраф в максимально возможном размере по ст. 7.1 КоАП РФ.

Как исполняется наказание

Постановление о назначении штрафа должно быть исполнено в добровольном порядке – для этого закон дает 60 дней. После истечения указанного срока, взыскание штрафа будет проходить в принудительном порядке. Постановление направляется в службу ФССП, где возбуждается исполнительное производство. Для исполнения наказания происходит удержание с заработной платы, накладывается арест на счета или имущество нарушителя.

Кроме уплаты штрафа, нарушитель обязан устранить допущенное нарушение за свой счет – разобрать ограждение или забор, убрать постройки, фактически освободить землю. Если это не происходит, уполномоченные муниципальные органы имеют право подать в суд о принудительном освобождении участка. По решению суда сносом ограждений или построек будут заниматься приставы, а все расходы на совершение исполнительных действий будут взысканы с нарушителя.

Несвоевременная уплата штрафа, либо уклонение от исполнения административной санкции, является самостоятельным нарушением по КоАП РФ. При выявлении таких фактов, может последовать новый штраф, либо иные меры воздействия – обязательные работы, арест. Назначение дополнительного наказания не освобождает от обязанности уплатить первоначальный штраф.

Почему земли, владение которыми проходит в режиме общего пользования, возбуждают так много юридических, практических и фактических нюансов в сфере правовых отношений в границах Земельного Кодекса? Попробуем разобраться, какие территориальные зоны могут причисляться к категории ЗОП, какие существуют правила распоряжения ими для всех граждан и как избежать проблем и нарушений собственных прав в делах, касающихся ЗОП?

Что такое ЗОП?

По ассоциации, земли общего пользования (далее – ЗОП) – это те территории, которые принадлежат всем гражданам, как социальные пространства, это территории, которые не имеют частного собственника и не могут его иметь (разве что государство и является этим собственником).

Согласно тому, как эти земли определяют Земельный и Градостроительный Кодексы Российской Федерации, земли общего пользования – это участки и территории, которые используются в качестве путей сообщения (сюда входят дорожные участки, улицы, мостовые, пешеходные территории), в качестве зон отдыха (к примеру, парки, детские площадки, скверы и бульвары), а также зоны для промышленных нужд общественности (свалки, полигоны, территории для переработки мусора).

Согласно закону на ЗОП разрешено возводить капитальные постройки, а также некапитальное строительство. Но при этом строительство должно соответствовать целевому назначению зон ЗОП. Разберемся подробнее в нюансах, связанных с землями, предназначенными для общего пользования.

Земельный кодекс касательно общих территорий

Этот тип землепользования, как и любой существующий, упомянут в Земельном Кодексе Российской Федерации, так как именно он регулирует и регламентирует все вопросы, связанные с использованием земельных ресурсов нашей страны.

В статье №85 ЗК РФ упоминаются ЗОП.

Согласно этой статье земли общественного пользования могут входить в состав различных территориальных зон, но ни в каком случае не подлежат приватизации. Также по этой статье к ЗОП причисляются площади, улицы и проезды, автодороги и трассы, территории набережных, бульваров, водные объекты и пляжи.

Нарушения пользования ЗОП регулирует статья 7.1 глава 7 КоАП РФ. Под нарушением в ней подразумевается самовольный захват земель общего пользования. Об этом далее.

Самовольный захват ЗОП – чем грозит?

Поговорим подробнее о самовольных захватах. Как уже было сказано в предыдущем пункте, все нарушения касательно ЗОП должны быть предусмотрены законом нашей страны.

Такой вид нарушения землепользования как самовольный захват территории, предназначенной для общего пользования, причисляется к административному правонарушению и регулируется статьей 7.1 главы 7 Кодекса Административных Правонарушений РФ.

Расследования по этому правонарушению проводят государственные федеральные инспекторы, специализирующиеся на использование и охране тех ЗУ, которые внесены в Росреестр. Статья, регламентирующая это нарушение называется «Самовольное занятие земли».

По ней занятие ЗОП по собственной воле в случаях, если на это не имеется документов, которые предусмотрены законом (или в случаях, если отсутствуют документы на разрешение хозяйственной деятельности), влечет за собой административную ответственность. А именно, штраф для физического лица в размере 500-1000 рублей, для должностного лица от 1000 до 2000 рублей и для юридического лица от 2000 до 20 000 рублей.

Помимо этого, касательно самозахвата действует статья №21 главы 23 Кодекса Административных Правонарушений РФ, которая именуется «Органы, выполняющие государственный контроль за эксплуатацией и охраной земельных участков».

Органы, отмеченные в этой статье, имеют особое право рассмотрения тех дел, которые касаются ситуаций, предусмотренных в статьях 7.10, 7.2 (часть 1), 7.1 (в объеме самовольной уступки права использования участка и мены земли), а также в статьях 8.8., 7.34 КоАП РФ.

Этими органами государственной службы являются следующие:

  1. Главный государственный инспектор Российской Федерации по охране и эксплуатации земли, а также его заместители.
  2. Главные государственные инспекторы отдельных регионов РФ по охране и эксплуатации земли, а также их заместители.
  3. Главные городские и районные госинспекторы по охране и эксплуатации земли, а также их заместители.

Примеры самозахвата

Обратимся к ситуациям, в которых самовольно захватываются ЗОП, к чему они могут привести и почему эти ситуации не являются законными.

Сосед захватил часть дороги, поставив гараж

Постройки, как известно и понятно каждому, должны находиться на территории земли их владельца, причем по указанным нормам, соблюдая все отступы согласно пожарной безопасности и другим нормам.

Строительство гаража не требует разрешения, не подведено какому-либо контролю, но гараж, тем не менее, должен находиться в границах ЗУ. Но бывают такие случаи, когда хозяин построил гараж так, что его часть выходит на дорожную зону, являющуюся ЗОП, что незаконно и является поводом для обращения в Росреестр.

Незаконная установка забора на ЗОП

На сайте Росреестра предоставлена информация о деятельности организации и их борьбе с правонарушениями.

На их сайте можно найти много примеров незаконного обращения с ЗОП.

Один из них заключался в том, что в Оренбургской области мужчина обнес свой земельный участок забором, захватив часть дороги, из-за чего движение по ней стало затруднительным.

Хозяин участка может либо выплатить штраф в размере от 5 до 10 тысяч рублей, либо получить право на расширение участка, чтобы избежать сноса забора. Такой поступок является правонарушением, так как по ЗК РФ, огораживая свой земельный участок, владелец должен сделать отступ перед проезжей частью, в противном случае, дверь/калитка должна открываться в сторону участка, а не на дорогу. Выносить же забор за пределы ЗУ – противозаконно.

Незаконное строение

Если положение гаража на участке не регламентировано, то хозяйственные постройки некапитального типа и капитальные строения обложены правилами расположения их на участке, постройка дома вообще требует разрешения на строительство.

Именно поэтому строение вне участка, находящегося не в личной собственности, а на ЗОП является существенным правонарушением. Поэтому, когда сосед решил возвести посреди дороги сарай – это повод обратиться за проверкой.

Перегородили дорогу, нет доступа на земельный участок

Дорога и подступ к дому – общественная зона, преграждение пути по ней чем угодно – гаражом, забором, собачьей будкой или сараем – это незаконно.

Самозахват жилого помещения и участка общедолевой собственности

Перед тем, как рассмотреть такой пример, ознакомимся с понятием общедолевой собственности. Этот вопрос регулирует уже Жилищный Кодекс Российской Федерации, статьи 37 и 162.

По ЖК РФ, общедолевая собственность – это такие места общего пользования (имущество в том числе), которые принадлежат собственникам помещений многоквартирного дома, при условии что доля общедолевой собственности пропорциональна площади квартиры собственника, а также при условии, что выдел и отказ от этих долей запрещен по закону.

Что касается состава общедолевого имущества, то к нему можно отнести:

  1. помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном;
  2. территории крыш;
  3. ограждающие ненесущие и несущие конструкции многоквартирного;
  4. земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;

Так вот, что касается примера, то в практике часто случается, когда один из жильцов производит захват общего имущества в многоквартирном доме.

Например, сосед самовольно захватил колясочную и, установив стену, включил ее в площадь своей квартиры. Это произошло без сбора подписей соседей, а также без получения на то разрешения. Такое случается часто, в большинстве случаев – безнаказанно.

Куда обращаться и жаловаться, при неправомерных действиях правообладателей земельных участков?

Что же делать в том случае, если были замечены, непосредственно коснулись или мешают жить совершенные неправомерное действия по отношению к ЗОП, и какие органы контролируют процесс правосудия относительно таких нарушений. Начнем с того, что саму ситуацию, согласно Земельному Кодексу РФ, должны держать под контролем следующие органы и лица:

  1. Госземконтроль (это уполномоченный государственный орган).
  2. ОМС или Земельный контроль муниципалитета (он должен быть уполномоченным ОМС).
  3. Органы, которые осуществляют территориальное общественное самоуправление, либо иные объединение/организации, носящие общественный характер, и Земельный контроль общественного направления (куда входят гражданские лица, заинтересованные в проблеме).
  4. Субъекты землепользования, к которым причисляются владельцы, собственники, пользователи, арендаторы (в период выполнения ими хозяйственной деятельности). Иными словами – Земельный контроль производственного направления.

По законодательству, основываясь на постановлении Правительства РФ №689 от 15 ноября 2006 «О земельном государственном контроле», чтобы обратиться в связи с нарушением пользования землями общего пользования, нужно лишь подать обращение, либо жалобу от юридического или физического лица в Управление Росреестра.

Это заявление/обращение будет являться основанием для начала проверки указанного участка, на котором произведены нарушения, касающиеся землепользования.

Как писать заявление, как предоставить доказательства?

Согласно информации, предоставленной Управлением Росреестра, заявление можно подать несколькими разными способами:

  1. В офисах Росреестра и Кадастровой палаты. Для этого необходимо узнать на сайте о расположении офисов и их приемных часах.
  2. Почтовым отправлением. Документ можно отправить в главный офис, либо в территориальное отделение, адреса которых также можно легко найти на сайте.
  3. В МногоФункциональных Центрах.
  4. Заказать выездное обслуживание. Услуга на безвозмездной основе пока что предоставляется лишь ветеранам войн и инвалидам 1 и 2 групп.
  5. В электронном виде через личный кабинет на сайте Росреестра.

Воспользовавшись одним из указанных способов, необходимо заполнить заявление по указанной форме, которую также взять на сайте Росреестра. Доказательствами считаются фото/видеоматериалы, которые необходимо приложить к заполненному заявлению.

Незаконный захват участка в СНТ

Заселение до получения надела в аренду, без права пользования им или вообще заселение на чужой/бесхозный участок – такие могут возникнуть проблемы в садовых товариществах.

Также в СНТ существуют пожарные водоемы или, например, общественные колодцы – обнесение их забором без возможности пользоваться ими у членов СНТ – это неправомерное действие, за которым следует юридическая ответственность.

Захламление общих территорий

Когда ЗОП используются в качестве свалки, это незаконно по нескольким причинам. Во-первых, такие свалки могут служить преградой для использования ЗОП по назначению. А во-вторых, свалки – это достаточно вредные территории, и, если они находятся в местах, для них не предназначенных, это может обернуться вредом здоровью граждан и экологии. В захламлении сложно искать виновное лицо, так как к нему могут быть причастны многие граждане.

Как оформить в собственность (приватизировать) участок ЗОП?

Для этого до того, как начать им распоряжаться, необходимо подать ходатайство на получение права расширения участка и приватизации ЗОП. Этот процесс имеет нюансы, так как получение разрешения зависит от того, какое имеет предназначение желаемая зона.

Незаконное выделение и регистрация земельного участка в СНТ

Все участки СНТ для регистрации их на владельца должны быть приватизированы, оформлены в управлении СНТ.

Этапы для получения участка проходят через государственные организации, но если случилось так, что это было сделано незаконно, соседи и члены садового товарищества могут смело оформлять коллективную жалобу или одиночные заявления в Управление Росреестра.

Для того, чтобы пользование ЗОП не причиняло неудобств гражданам, необходимо знать о правилах пользования ими и правах на эти территории, которые принадлежат самим гражданам.