Право на медицинскую помощь

Статья 19. Право на медицинскую помощь
 

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» 1. Каждый имеет право на медицинскую помощь. 2. Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования. КонсультантПлюс: примечание. Об оказании медицинской помощи трудящимся государств-членов Договора о Евразийском экономическом союзе и членам семей см. Договор, подписанный в г. Астане 29.05.2014. 3. Право на медицинскую помощь иностранных граждан, проживающих и пребывающих на территории Российской Федерации, устанавливается законодательством Российской Федерации и соответствующими международными договорами Российской Федерации. Лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, пользуются правом на медицинскую помощь наравне с гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. 4. Порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам определяется Правительством Российской Федерации. 5. Пациент имеет право на: 1) выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с настоящим Федеральным законом; 2) профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям; 3) получение консультаций врачей-специалистов; 4) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами; 5) получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья; 6) получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях; 7) защиту сведений, составляющих врачебную тайну; 8) отказ от медицинского вмешательства; 9) возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи; 10) допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав; 11) допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях — на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации. Открыть полный текст документа

Текст Ст. 41 Конституции РФ в действующей редакции на 2018 год:

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Комментарий к Ст. 41 Конституции Российской Федерации

1. Право на охрану здоровья — одно из важнейших социальных прав человека и гражданина в силу того, что здоровье является высшим неотчуждаемым благом человека, без которого утрачивают значение многие другие блага и ценности. В то же время оно не только личное благо гражданина, но и имеет социальный характер. Иными словами, не только каждый должен заботиться о своем здоровье, но и общество обязано принимать все необходимые меры, содействующие сохранению и улучшению здоровья его членов, препятствовать посягательству кого бы то ни было на здоровье граждан. Таким образом, в этом праве наиболее отчетливо проявляется мера взаимной свободы и ответственности личности и государства, согласование личных и общественных интересов*(183).

Право на охрану здоровья закреплено в таких международных документах, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Устав Всемирной организации здравоохранения.

Особая значимость здоровья нашла отражение и в документах, принятых в рамках ООН на рубеже тысячелетий*(184). Достаточно отметить, что из восьми целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия ООН, половина имеют прямое отношение к праву на охрану здоровья*(185). За последние годы все органы и структуры ООН выразили озабоченность реализацией этого права, подтверждением чему служит значительное число резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, Комиссии по правам человека ООН, решений ЭКОСОС, Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин и других органов.

Наряду с международно-правовыми актами и Конституцией Российской Федерации основополагающую роль в законодательном регулировании вопросов охраны здоровья играют Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1. Основы регламентируют отношения граждан, органов государственной власти, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан. Согласно ст. 1 Основ, охрана здоровья граждан — это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья*(186).

Согласно определению Всемирной Организации здравоохранения (ВОЗ) под здоровьем понимается состояние полного физического, духовного и социального благополучия*(187). С юридической позиции здоровье выражается в возможности реализовать право личности и общества на обладание и распоряжение им. Социально-экономические аспекты рассматриваются как критерии физического и интеллектуального потенциала общества для создания материальных и духовных ценностей. Частное значение здоровья с точки зрения психофизиологии может отражать уровень физической и умственной работоспособности при осуществлении различных видов труда*(188). От состояния здоровья населения зависит и качество труда, социально-демографические процессы воспроизводства поколений, воспитание и обучение предшествующими поколениями последующих*(189). Главная причина многих смертей кроется в социальных факторах, т.е. в том, насколько хорошо отлажена работа системы жизнеобеспечения и безопасности граждан. Если у человека нет нормальной работы, позволяющей достойно зарабатывать, комфортабельного жилья, возможности полноценно отдыхать, питаться, то уровень его здоровья резко падает.

Право на охрану здоровья закрепляется данной статьей Конституции РФ за каждым. Иностранным гражданам, находящимся на территории России, также гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами России. Лица без гражданства, постоянно проживающие в России, и беженцы пользуются правом на охрану здоровья наравне с российскими гражданами, если иное не предусмотрено международными договорами России.

Этому праву корреспондирует обязанность государства охранять здоровье людей (ст. 7 Конституции РФ). Государственный контроль охраны здоровья раскрывает гуманистический характер демократического государства.

Необходимость именно государственного регулирования охраны здоровья рождается в понимании того (к которому уже пришла современная западная либеральная теория), что рыночная экономика не способна, вопреки существующим либерально-догматическим воззрениям, полностью обеспечивать все сферы жизни. Существуют такие сферы общественной жизни, которые частично или целиком не вписываются в концепции рынка по причине своей гуманистической природы, противоречащей рыночным законам, выражающимся в формуле «эгоизм каждого — благо для всех». И здравоохранение наряду с наукой, культурой, искусством и т.п. — одна из сфер жизни, где должно присутствовать государственное вмешательство, регулирование и финансирование, даже при самых высоких уровнях развития рыночной экономики. Большинство демократических стран пришли к схеме смешанных экономик, при которых рынок подвергается в необходимой мере государственному вмешательству, осознав опасность оставления социальной сферы на волю рынка, который не в состоянии решать задачи удовлетворения множества социальных потребностей общественной жизни. Эти задачи могут решаться только целенаправленной социальной политикой государства. И краеугольным камнем в здании этой политики лежит такая конституционная декларация, как рассматриваемое право на охрану здоровья, задающая вектор развития и гарантирующая, что человек, имеющий свободу распоряжаться своим временем и жизнью, вольный принимать решение трудиться или не трудиться, никогда не останется без поддержки его главной ценности — жизни.

Закрепление комментируемой статьей права на охрану здоровья за каждым означает также, что государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ч. 2 ст. 19 Конституции РФ). Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи гражданам России обеспечивается в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Такая Программа разрабатывается ежегодно. В настоящее время действует Программа на 2008 г., утвержденная постановлением Правительства РФ от 15 мая 2007 г. N 286*(190).

В соответствии с комментируемой статьей медицинская помощь для граждан оказывается за счет средств обязательного медицинского страхования и средств соответствующего бюджета (федерального, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципальных образований).

2. Обязанность государства финансировать федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения — важная гарантия права граждан на охрану здоровья. Появление этой нормы в Конституции РФ было обусловлено, в большей мере, кризисной ситуацией в системе здравоохранения в начале 90-х гг. XX в.

Государство в эпоху довольно резкого перехода к рыночным отношениям было поставлено на грань банкротства и значительно уменьшило ассигнования, предназначенные для медицины. Закрывались обнищавшие научно-исследовательские медицинские институты, врачам не выплачивали вовремя зарплату, не хватало медсестер, чей оклад был неправдоподобно мал, больницы и поликлиники не могли приобрести новое оборудование, инструменты и лекарства. Надо добавить, что льготы при покупке необходимых лекарственных средств полагались лишь ветеранам войны, инвалидам и некоторым другим социальным категориям. Ведь тогда в России почти остановилось производство, в том числе приборостроение и фармацевтическая промышленность, а импорт медицинского оборудования и лекарственных препаратов был крайне дорогостоящим*(191).

Вследствие этого здоровье россиян резко ухудшилось, начался демографический кризис — смертность превысила рождаемость. Мужчины нередко не доживали до пенсионного возраста — 60 лет*(192). «В ту эпоху экономической неустойчивости, — поясняет известный кардиолог и академик Российской Академии медицинских наук Р. Оганов, — люди больше всего страдали от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, поскольку испытывали постоянный стресс — от потери работы, невыплат зарплаты и невозможности содержать семью. Работодатели в коммерческих организациях заставляли людей безвозмездно трудиться сверхурочно, что тоже подрывало их здоровье»*(193).

Отсутствие экономических рычагов, стимулирующих с помощью материальной заинтересованности увеличение объема и улучшение качества медицинской помощи, постепенно привело к кризису в системе здравоохранения*(194).

Таким образом, в сложившихся в то время обстоятельствах фиксирование в Конституции РФ финансирования федеральных программ охраны и укрепления здоровья, включающих в себя комплексные мероприятия по профилактике заболеваний, оказанию медицинской помощи, медицинскому образованию населения, развитию отдельных форм здравоохранения было продиктовано острой необходимостью срочного разрешения кризисных проблем на самом высоком уровне.

Проведение государственной политики в области охраны здоровья граждан, разработка, утверждение и финансирование программ развития здравоохранения возлагаются на Правительство Российской Федерации и правительства субъектов Федерации. Среди федеральных программ можно назвать Федеральную целевую программу «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002- 2006 годы)», в которую вошли семь подпрограмм: «Сахарный диабет», «Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России», «Вакцинопрофилактика», «О мерах по развитию онкологической помощи населению Российской Федерации», «О мерах по предупреждению дальнейшего распространения заболеваний, передаваемых половым путем», «Неотложные меры по предупреждению распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (Анти-ВИЧ/СПИД)», «Совершенствование Всероссийской службы медицины катастроф» *(195).

Вышеназванная Федеральная целевая программа направлена на стабилизацию эпидемиологической ситуации (рост заболеваний социального характера) путем совершенствования имеющихся и организации вновь образованных служб, связанных с этой проблемой. Программой предусмотрено укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений, центров медицины катастроф, научно-исследовательских институтов и центров, которые будут осуществлять профилактику, своевременное выявление, диагностику и лечение современными методами с внедрением новых технологий.

3. В целях обеспечения конституционного права на охрану здоровья Конституция РФ запрещает сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей. Наличие этой конституционной нормы гарантирует гражданам Российской Федерации свободу доступа к информации, защиту от умышленного утаивания информации, от распространения заведомо недостоверных или ложных сведений о состоянии окружающей среды, эпидемиях, катастрофах и т.д. (см. комментарий к ст. 42). Сокрытие фактов такого рода влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом*(196). Так, Уголовный кодекс РФ в ст. 237 предусматривает ответственность за сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей*(197). Кодекс РФ об административных правонарушениях содержит гл. 13 об административных правонарушениях в области связи и информации, нормы которой предусматривают ответственность за нарушения правил распространения обязательных сообщений, воспрепятствование распространению продукции средствами массовой информации*(198). Если сокрытие фактов или обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, нанесло физический, материальный или моральный вред, он подлежит возмещению виновными лицами или организациями в соответствии с Гражданским кодексом РФ (гл. 59)*(199). Нормы трудового законодательства в качестве основных обязанностей работодателя закрепляют информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья (ст. 212 ТК РФ)*(200).

Право пациента на получение медицинской помощи

Право на медицинскую помощь является одним из основных социально-экономических прав человека. Статья 41 Конституции РФ гарантирует право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь, т.е. независимо от принадлежности к гражданству того или иного государства. Гражданам медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. О бесплатной медицинской помощи в Вы можете прочитать в статье “Бесплатная медицинская помощь в Российской Федерации”. Эта же статья Основного закона закрепляет, что в Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. А сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом. Например, ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает ответственность за сокрытие или искажение экологической информации; ст. 237 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает ответственность за сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей.

Гарантии права на медицинскую помощь в отраслевом законе

Пункт 1 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” (далее – Закон об охране здоровья граждан) также, как и Конституция РФ, гарантирует каждому (независимо от гражданства) право на медицинскую помощь. В соответствии с Конституцией РФ право на бесплатную медицинскую помощь имеют граждане, такая помощь оказывается в медицинских учреждениях определенной организационно-правовой формы и формы собственности. В п. 2 ст.19 отраслевого закона это право в отличие от норм Основного закона, ограничивается только гарантированным объемом. Согласно этой норме медицинская помощь без взимания платы оказывается каждому в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Но при этом каждый имеет право на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования. Подробнее об этом читайте в статье “Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи”. Исключением из этого правила являются иностранные граждане, проживающие и пребывающие на территории Российской Федерации. Для них право на медицинскую помощь устанавливается законодательством Российской Федерации и соответствующими международными договорами Российской Федерации. Правила оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.03.2013 № 186. Подробно о праве иностранных граждан на получение медицинской помощи можно прочитать в статье “Права иностранных граждан на получение медицинской помощи в Российской Федерации”. Лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, пользуются правом на медицинскую помощь в том же объеме, что и граждане Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Характеристики предоставляемой медицинской помощи

Нормы Закона об охране здоровья граждан определяют какой должна быть предоставляемая медицинская помощь, а именно:

  • Доступной, что следует из п. 6 ст. 4, ст. 10, ст.11;
  • Своевременной, что следует из п. 3 ч.1. ст.6, ч. 2 ст.70;
  • Безопасной, что следует из п. 2 ч. 5 ст.19, п.5 ч.1 ст. 79;
  • Качественной, что следует из п. 3 ч. 5 ст.19, ч.2 ст. 70;
  • Гуманной, что следует из п.п. 4, 11 ст. 19, п.п. 1,2 ч.1 ст. 6.

Общие требования к услуге как безопасной и качественной, независимо от сферы деятельности, в которой она оказывается, устанавливаются в ст. 7 и ст. 4 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 “О защите прав потребителей” (далее – Закон о защите прав потребителей).

Доступная и качественная медицинская помощь

Предоставляемая медицинская помощь в Российской Федерации должна быть доступной и качественной. Это требование вытекает из принципа доступности и качества медицинской помощи, который закреплен в п. 6 ст. 4 Закона об охране здоровья граждан. Закон, не раскрывает понятие доступной медицинской помощи, но дает определение “качества медицинской помощи” как совокупности характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата. Недостатком данного определения, по мнению специалистов, является отсутствие указания на необходимый критерий качества медицинской помощи — исполнение избранного метода лечения. Этот недостаток позволяет медицинским организациям в судах доказывать соответствие оказанной услуги критериям качества медицинской помощи даже при наличии тех или иных ошибок в лечении.

Меры обеспечения доступной и качественной медицинской помощи

Какими мерами обеспечивается предоставление доступной и качественной медицинской помощи?

  • Организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения;
  • Наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации;
  • Возможностью выбора медицинской организации и врача в соответствии с Законом об охране здоровья граждан;
  • Применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи;
  • Предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
  • Установлением в соответствии с законодательством РФ требований к размещению медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения;
  • Транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения;
  • Возможностью беспрепятственного и бесплатного использования медицинским работником средств связи или транспортных средств для перевозки пациента в ближайшую медицинскую организацию в случаях, угрожающих его жизни и здоровью;
  • Оснащением медицинских организаций оборудованием для оказания медицинской помощи с учетом особых потребностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья.

Своевременная медицинская помощь

Понятие своевременности или своевременной медицинской помощи действующее законодательство не содержит. При этом своевременность оказания медицинской помощи является одним из критериев, характеризующим качество медицинской помощи. При острых состояниях, обострении хронических заболеваний от своевременности медицинского вмешательства нередко зависит жизнь пациента. Осуществлять оказание услуги в срок, установленный правилами оказания отдельных видов услуг или договором об оказании услуг является обязанностью Исполнителя, установленной п. 1 ст. 27 Закона о защите прав потребителей. На федеральном уровне Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 утверждены Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг. На региональном уровне органами исполнительной власти субъектов РФ тоже могут устанавливаться Правила оказания платных медицинских услуг (например, Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 02.10.2013 № 944 “Об утверждении Правил оказания платных услуг гражданам и юридическим лицам государственными организациями системы здравоохранения города Москвы”). Правила установления таких сроков вышеуказанными документами не регламентируются, за исключением того, что требования к срокам устанавливаются по соглашению сторон договора, а также обязательного содержания в договоре сроков предоставления услуг. Также средние сроки предоставления медицинских услуг отражены в утверждаемых Минздравом России стандартах медицинской помощи. Стоит обратить внимание на такое близкое по значению понятие как сроки ожидания медицинской помощи. Они актуальны только для бесплатной медицинской помощи и содержатся в программах государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Безопасная медицинская помощь

Как и в случае со своевременностью медицинской помощи действующее законодательство не дает определения безопасной или безопасности медицинской помощи. Общее понятие “безопасности”, используемое в системе стандартизации здравоохранения, приводится в Приказе Минздрава РФ от 22.01.2001 № 12 “О введении в действие отраслевого стандарта “Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении”. Согласно данному документы безопасность — это отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба. Понятие безопасности товара (работы, услуги) содержится в преамбуле Закона о защите прав потребителей, под которой понимается безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги). Если из данного определения вывести определение безопасности медицинской услуги, то под таковой должна подразумеваться ее безопасность для жизни, здоровья, имущества пациента, окружающей среды при обычных условиях ее использования, а также безопасность процесса оказания медицинской услуги. Медицинская услуга, согласно Закону об охране здоровья граждан, включается в понятие медицинской помощи, но это не равнозначные понятия.

Гуманность медицинской помощи

Под гуманностью медицинской помощи понимают, как правило, гуманное отношение при ее оказании со стороны не только медицинских работников, но и иных работников медицинской организации, соблюдение этических и моральных норм, необходимость учитывать в этих целях физическое состояние пациента, по возможности соблюдение культурных и религиозных традиций. Например, допуск к пациенту священнослужителя, а в случае его нахождения на лечении в стационарных условиях — на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации. Важной характеристикой гуманности медицинской помощи является облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами.

Составляющие права на медицинскую помощь

Правомочия, составляющие право на медицинскую помощь, перечислены в п. 5 ст. 19 Закона об охране здоровья граждан. Это право пациента на:

  • Выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с настоящим Федеральным законом;
  • Профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
  • Получение консультаций врачей-специалистов;
  • Облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами;
  • Получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;
  • Получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях;
  • Защиту сведений, составляющих врачебную тайну;
  • Отказ от медицинского вмешательства;
  • Возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи;
  • Допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав;
  • Допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях — на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации.