Продажа квартиры по субсидии

Порядок заключения договора купли-продажи квартиры с использованием субсидии на покупку жилья

22.03.2018Андрей

Появление государственных программ поддержки отдельных категорий граждан для приобретения недвижимости стало причиной увеличения числа сделок с использованием (частичным или полным) субсидированных средств. О том, кому и каким образом выдаются государственные денежные сертификаты, как их потратить на получение квадратных метров – в этой статье.

Понятие субсидии на квартиру

В настоящее время действуют как федеральные, так и региональные программы, направленные на выделение денег из госбюджета. Условия получения финансовой помощи и критерии для постановки в очередь нуждающихся граждан могут незначительно отличаться в субъектах РФ.

Субсидия представляет собой единоразовую безвозмездную денежную выплату, возвращать которую придется только при несоблюдении цели и правил использования. Пособие выдаётся гражданам, соответствующим предъявляемым требованиям, в виде сертификата на указанную денежную сумму. Ее размер зависит от регионального значения:

  • нормы площади на каждого члена семьи;
  • стоимости квадратного метра.

Документ имеет ограниченный срок действия, в течение которого его владелец вправе распорядиться выделенными средствами. Субсидия предназначается на покупку жилой недвижимости, но характеристики приобретаемого с использованием средств сертификата жилья (вторичка, новостройка и т.д.) могут различаться в зависимости от программы (ФЗ N 181 от 24 ноября 2005 г., Постановление Правительства РФ N 153 от 21 марта 2006г., ФЗ N 5 от 12 января 1995 г., ФЗ N 256 от 29 декабря 2006 г.и т.д.).

До подачи документов на субсидию гражданам полезно изучить особенности ее выделения и использования.

Порядок получения

Чтобы претендовать на государственный сертификат, россиянам необходимо соответствовать условиям его предоставления и быть признанными нуждающимися в улучшении условий проживания (ст.50, 51 ЖК РФ). Список категорий, которым полагается господдержка, варьирует в субъектах РФ, в общем случае это:

  • многодетные и малообеспеченные семьи;
  • молодые специалисты, трудоустроенные в сельской местности;
  • работники бюджетной сферы;
  • военнослужащие с определенным стажем выслуги;
  • дети, оставшиеся без попечения родителей;
  • ветераны ВОВ и другие.

Процедура получения субсидии начинается с постановки в очередь, для чего в уполномоченную организацию (как правило, комитет либо отдел в местном исполнительном органе) предоставляется заявление и пакет документов:

  • удостоверения личности родителей и детей;
  • свидетельство о браке;
  • справка о положенных льготах;
  • доказательства необходимости улучшения условий проживания;
  • заверенные копии трудовых книжек работающих членов семьи;
  • справки от работодателя о доходах и из банка – о наличии собственных денежных средств.

Полный перечень зависит от вида субсидии и региона проживания.

О постановке в очередь граждане получают уведомление, после чего предстоит ожидать получения сертификата и поступления денег на специальный блокированный банковский счёт.

Срок выдачи субсидии зависит от количества нуждающихся в конкретном субъекте РФ, достаточности средств в местном бюджете, скорости рассмотрения заявлений уполномоченным органом.

В каких случаях не выдается?

Далеко не все россияне соответствуют установленным законодательством требованиям, но и тем, кто попадает в категорию льготников, может быть отказано в получении сертификата. Случается это по причине:

  • выявленного намеренного ухудшения жилищных условий;
  • утраты права на получение субсидии;
  • наличия жилья, факт владения которым скрывался от государства;
  • предоставления неверных сведений или неправильно оформленных документов;
  • изменения состава семьи.

Заключение договора купли-продажи квартиры с использованием субсидии

Государственные средства, составляющие часть оплаты стоимости жилья, перечисляются на счёт бывшего собственника после тщательной проверки уполномоченными органами юридической чистоты недвижимости, правильности оформления права собственности на нее, наличия обременений и прочих моментов.

По истечении отведённого времени выносится решение о правомочности выплаты субсидии или обоснованном отказе. При положительном вердикте стороны приступают к оформлению договора купли – продажи. В этой ситуации продавец получает причитающиеся ему деньги после регистрации перехода права владения квартирой к новому хозяину и предоставления соответствующего подтверждения в орган, отвечающий за выплату денег по сертификату.

Отличительная особенность отчуждения жилья по субсидии – наличие существенного промежутка времени между подписанием договора о передаче квадратных метров и получением денег продавцом.

Перечень документов

Для продажи квартиры владелец подготавливает стандартный пакет бумаг:

  • удостоверение личности;
  • правоустанавливающие документы на недвижимость;
  • технический план и кадастровый паспорт;
  • справка о состоянии финансово-лицевого счета и отсутствии задолженности по оплате коммунальных услуг.

В зависимости от программы получения сертификата может потребоваться оформление дополнительных бумаг (заключение об оценочной стоимости недвижимости и др.).

Отчуждение жилья, совладельцем которого является ребенок, невозможно без нотариального заверения сделки (поправки к ФЗ N 218 от 13 июля 2015 г.) и согласия органов опеки (ст.28, 37 ГК РФ). Подобные меры направлены на соблюдение прав несовершеннолетних, которым законодательством РФ гарантируется предоставление пригодных для проживания условий (ст.60 СК РФ).

Отчуждение квартиры, нажитой супругами в браке, считается совместным имуществом и при продаже требует подписанного нотариусом разрешения супружеской половины (ст.34 СК РФ, ст.256 ГК РФ).

Форма договора и его регистрация

Заключение договора происходит в письменной форме, предусмотренной для сделок купли – продажи недвижимости (ст.434, 550 ГК РФ). Переход права собственности на жилое помещение в обязательном порядке надлежит зарегистрировать. Только после этого сделка считается совершённой, а соглашение о ней – действительным (ст.551, 558 ГК РФ).

Подтверждение права владения купленной квартирой выдаётся новому хозяину в форме выписки из Единого госреестра, которая с 2017 года заменила свидетельство о собственности (ст.2 ФЗ N 360 от 3 июля 2016 г.).

Получение ключей от жилья сопровождается подписанием акта приема – передачи, подтверждающим отсутствие взаимных претензий у сторон сделки (ст.556 ГК РФ).

Образец договора

Документ о передаче права владения и распоряжения недвижимым имуществом служит основанием для государственной регистрации сделки (ст.14 ФЗ N 218 от 13 июля 2015 г.). Договор приобретения жилплощади на средства сертификата составляется по форме, предусмотренной для сделок купли – продажи квартиры. В нем надлежит отразить:

  • реквизиты сторон;
  • характеристику и точное местоположение объекта сделки;
  • порядок взаиморасчётов;
  • права и обязанности сторон;
  • форс-мажорные обстоятельства.

Оплата возможна одним из трёх способов:

  • полное погашение стоимости жилья деньгами сертификата;
  • доплата из собственных средств покупателя;
  • оформление ипотеки на оставшуюся часть необходимой суммы.

Как правило, выделенных по госсубсидии денег недостаточно для приобретения квадратных метров, поэтому покупатель часть средств изыскивает самостоятельно. Передача продавцу платы за квартиру состоит из двух частей: безналичное перечисление государственных субсидированных средств через банковскую ячейку и доплата со стороны нового владельца. Этот порядок прописывается в договоре.

При оформлении займа под остаток стоимости недвижимости сертификат передается на хранение в банк до полного погашения кредита (субсидия выступает в качестве первоначального взноса).

Наложение залога на квартиру до перечисления всех денег по сертификату служит дополнительной гарантией для продавца. Покупатели не всегда соглашаются на подобные меры, поэтому указанная “подстраховка” осуществляется по обоюдному согласию сторон сделки и прописывается отдельным пунктом в договоре.

Приобретение квартир по субсидии – явление не редкое, в целом не представляющее трудности для бывшего и нового владельцев жилья. Основная причина расторжения договоренности между сторонами – отказ уполномоченных органов в выплате денежных средств, по причине чего собственнику приходится вновь собирать необходимые для продажи документы и искать другого покупателя.

Поделиться публикацией с друзьями