Срок службы аккумулятора автомобиля

Содержание

Эксплуатация аккумуляторных батарей на автомобилях и срок их службы определяется внутренними правилами производителя и ГОСТом. Для личного транспортного средства аккумуляторная батарея будет работать настолько хорошо, насколько качественно происходит ее обслуживание. Каков срок службы аккумулятора автомобиля? Современные АКБ в среднем работают на легковых автомобилях ориентировочно до 5 лет, но правильная эксплуатация позволяет увеличить этот срок.

Негативные факторы, сокращающие эксплуатацию АКБ

Если вы вдруг обнаружили, что аккумулятор находится в разряженном состоянии, необходимо узнать причину для возможности проведения ремонта или его замены.

К причинам разрядки аккумуляторов относится множество факторов:

  • Характер езды владельца транспортного средства, простои в пробках, небольшие расстояния с частыми пусками мотора, при которых устройство полноценно не восполняет заряд, часто находится в разряженном состоянии.
  • Превышение нормы током утечки, даже во время стоянки автомобиля будет разряжаться батарея.
  • Неисправная бортовая автомобильная сеть влияет на отсутствие заряда от генератора.
  • Короткое замыкание, как смертный приговор батарее, может произойти из-за прорыва сепаратора. Замыкание происходит по причине осыпавшейся обмазки пластин на дно корпуса из-за вибрационного воздействия.
  • Коррозийные процессы, повреждающие пластины и соединительные мостики.
  • Глубокий разряд, активизирующий процесс сульфатации пластин.
  • Перезаряд аккумулятора при подаче высокого напряжения на выводы батареи.
  • Неправильное крепление агрегата. При слабой его закрутке на поворотах может вылетать батарея, что приведет к замыканию клеммы, либо может ее сломать.
  • Экстремальные температурные условия эксплуатации.

По причине того, что батарея часто не получает необходимого заряда, в ней происходит сульфатация. Это влияет на снижение емкости и уменьшение сроков службы аккумулятора. Процессу подвержены свинцово-кислотные АКБ, на пластинах которых при выходе из строя или при хроническом недозаряде выделяется свинцовый сульфат. Для недопущения проблемы нужно знать нормы заряда аккумуляторной батареи.

Кстати, устаревшие щелочные аккумуляторы работали гораздо дольше.

Как продлить эксплуатацию аккумулятора самостоятельно?

Чтобы продлить срок службы АКБ, необходимо изучить правила эксплуатации и средний срок службы в соответствии с ГОСТом. Аккумуляторную батарею контролируют регулярно, особенно напряжение на выводах (при плюсовой температуре — 12,5 В). При недостаточном показателе напряжения необходимо ее зарядить.

Процедуру зарядки аккумулятора выполняют в несколько действий:

  1. Снять с автомобиля устройство и очистить его от загрязнений.
  2. Осмотреть состояние выводов, а при наличии окисления провести чистку наждачной бумагой.
  3. Вывернуть пробки.
  4. Проверить уровень электролита. При низком его уровне следует долить дистиллированной воды.
  5. Зарядное устройство подсоединяется с открытыми пробками и включается в сеть для зарядки.

Зарядка проводится малым током до 2 А на протяжении 14 часов, а по завершении необходимо проверить плотность электролита ареометром. Если плотность низкая, выполните коррекцию. При обратной сборке батареи проводится ее установка, крепление к автомобилю. Батарею периодически очищают в процессе эксплуатации, проводят осмотр корпуса на наличие повреждений, очищают клеммы.

Реальное время работы АКБ

Согласно ГОСТу, срок службы сурьмяной автомобильной батареи — 2 года (при пробеге не более 90 000 км), необслуживаемого аккумулятора — 4 года (пробег не более 100 000 км).

Реальный же срок службы автомобильного аккумулятора зависит от ряда факторов:

  • сезонность эксплуатации;
  • какой пробег совершен автомобилем;
  • наличие встроенной электроники, правильность ее подключения;
  • стабильность функционирования автомобильных регуляторов напряжения, генератора;
  • приоритетный режим температур эксплуатации;
  • качество обслуживания АКБ.

С учетом этих факторов можно правильно продлить срок службы аккумулятора.

Более быстрому сроку выхода из строя подвержены АКБ автомобилей с интенсивной эксплуатацией (такси, специальный транспорт, служебные автомобили и пр). Электроды в них изнашиваются пропорционально пробегу транспортного средства, а также нагрузку добавляет дополнительная электроника.

Сроки жизни батарей на таких авто не превышают 1,5 лет вместо указываемых производителем 4 лет. При правильном уходе за аккумулятором личного авто замену проводят не чаще одного раза в 4 года, а при нормальном вождении — гораздо реже. Продлению эксплуатации агрегата способствует его качество, в частности, дольше эксплуатируется продукция известных брендов, грамотно подобранная под определенную марку и модель автомобиля.

Рекомендации экспертов и опытных водителей

Можно воспользоваться множеством полезных советов экспертов и опытных автовладельцев, которые позволяют существенно увеличить работу автомобильного аккумулятора.

Приведем наиболее популярные рекомендации, которые используются на практике многими водителями:

  • не допускать использование батареи в разряженном состоянии, ни в каких ситуациях;
  • выжимать полностью сцепление, чтобы пуск двигателя был легким;
  • когда двигатель не запустился с первого раза, последующий запуск выполнять через 1 минуту;
  • при проведении чистки батареи проверить вентиляционные отверстия на наличие грязи;
  • перед тем, как поставить машину на стоянку, следует отключить все энергопотребители;
  • периодически заряжать батарею специальными устройствами;
  • проверять бортовую сеть с периодическим замером напряжения на выводах аккумулятора с работающим двигателем;
  • отрегулировать работу двигателя и зажигание;
  • контролировать плотность и уровень электролита, при необходимости корректировать состояние.

В случае, когда автомобиль долгое время простаивает, желательно отсоединять клеммы. Но лучшим вариантом будет его снять, выполнить зарядку и отдельно хранить в удобном месте.

Следует отметить, что при неправильной эксплуатации самый лучший, качественный аккумулятор, независимо от указанного срока его службы, может прийти в негодность за несколько месяцев эксплуатации. Для долгой, продуктивной работы желательно учесть факторы, влияющие на быстрый износ, рекомендации специалистов. Немаловажное значение имеет и грамотный выбор изделия при покупке.

Идеальный аккумулятор для автомобиля подбирается не по признаку дорогого, мощного и надежного агрегата, а наиболее подходящий под ваш автомобиль. Грамотный выбор АКБ предполагает учитывание таких показателей, как диаметр и полярность клемм, габариты. В техническом паспорте транспортного средства указаны все параметры, нагрузки стартера при пуске двигателя. Разумным выбором станет приобретение устройства, соответствующего показателям и рекомендациям производителя транспортного средства. Не лишними будут рекомендации специалистов сервисов технического обслуживания и компаний, реализующих продукцию этого вида.

Было полезно? — Сохраните информацию в социальных сетях:

Проверяем аккумулятор перед покупкой: 3 вопроса, требующие ответов

Покупая автомобильный или мото аккумулятор в магазине или на рынке, всегда нужно быть готовым к сюрпризам. Как показывает практика, пока еще есть немало недобросовестных продавцов, которые не брезгуют самыми грязными методами наживы. Впрочем, дело не только в этом.

Существует целый ряд ситуаций, когда проблемы с батареей выявить без тщательной проверки просто невозможно. А заниматься ей без просьбы покупателя вряд ли кто-то будет. Поэтому, как говорится, спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Итак, приведем три несложных правила, которые во избежание проблем, стоит неукоснительно соблюдать у прилавка перед приобретением дорогостоящей детали.

На что обратить особое внимание?

  1. Дата выпуска.

Это крайне важный параметр, ведь вам могут вполне продать залежалый товар, что в случае с аккумулятором означает одно – прослужит он недолго, ведь после длительного хранения, да еще и в ненадлежащих условиях, его пластины могут просто осыпаться. Считается, что предельным сроком хранения батареи является срок, равный 2 годам. Некоторые современные модели, изготовленные по кальциевой технологии или AGM аккумуляторы, могут пролежать на складе без последствий и дольше. Но, все же, от покупки слишком старой АКБ лучше отказаться.

Стоит отметить, что унифицированных норм маркировки аккумуляторных батарей, в зависимости от даты изготовления нет, поэтому на АКБ различных производителей она находится в разных местах. Так, например, аккумуляторы BOSCH и VARTA имеют маркировку из 24 символов, в которой четвертая по счету цифра означает год, а пятая с шестой позиции в номере месяц производства. Это значит, что батарея с номером G2С2060520991 536528 82E 09 выпущена в 2012 году, в июне месяце. У других производителей приняты другие обозначения. Узнать о них можно при помощи того же продавца.

  1. Напряжение на клеммах

Если аккумулятор 12-тивольтовый, то этот параметр, как ни странно, должен находиться в пределах 13-13.5 Вольт без нагрузки. Если оно составляет 12 и менее Вольт, значит, батарея, либо разряжена за счет долгого хранения, либо неисправна. Однако в любом случае покупать ее не стоит, даже если продавец горит желанием все исправить, воспользовавшись зарядным устройством для автомобильного аккумулятора.

  1. Состояние корпуса

Тщательно проверьте пластиковый корпус аккумулятора на предмет механических повреждений, сколов и трещин, которые могут появиться вследствие транспортировки, неправильной погрузки или разгрузки. Если таковые имеются, покупать батарею категорически не рекомендуется, так как в процессе эксплуатации за счет вибрации эти дефекты могут стать причиной полного выхода АКБ из строя.

И в заключение обратите внимание на наличие гарантийного талона! Если импортная аккумуляторная батарея завезена в Россию официально, на нее обязательно распространяются гарантийные обязательства производителя. Обычно гарантия составляет от 12 до 24 месяцев. Но для того чтобы воспользоваться ей, необходимо иметь чек, а также гарантийный талон с печатью магазина. Иначе в случае поломки замену или ремонт АКБ придется оплачивать из собственного кармана.

Срок службы необслуживаемого аккумулятора автомобиля

Все источники питания аккумуляторного типа разделяются по группам: обслуживаемые элементы, изделия, подвергающиеся минимальному обслуживанию, необслуживаемые продукты. Значительная часть современных видов транспорта оснащена необслуживаемыми устройствами, поэтому владельцы задаются вопросом о том, какой срок службы они имеют, есть ли отличительные черты в принципе работы и так далее.

Традиционные АКБ требуют контроля со стороны самого владельца и мастера, нужно заряжать их постоянно, а также доливать дистиллированную воду. Если пренебрегать необходимостью совершения этих операций, батарея быстро становится негодной.

Необслуживаемые автомобильные аккумуляторы являются герметично запаянными, поэтому расход воды на их эксплуатацию сводится к минимуму.

Преимущества элементов

Учитывая основные технические параметры этих элементов, можно обнаружить несколько положительных свойств:

  • для полноценной работы аккумулятора требуется лишь проведение подзарядки;
  • модели могут работать, независимо от их текущего и основного положения;
  • аккумуляторы способны вырабатывать большое количество тока;
  • срок службы при должном использовании довольно продолжительный.

Виды устройств

Обычно агрегаты, которые не подлежат обслуживанию, производятся в двух разновидностях:

  • Гибридные устройства – позволяют получить отрицательные электроды, предполагают использование кальция. Если нужно получить положительные частицы, используются сурьма, свинец.
  • Кальциевые элементы – производство их базируется на основании сплава из кальция и свинца. В сравнении с другими элементами, стоят дороже, а срок их службы увеличен.

Недостатки необслуживаемых АКБ

Основной минус заключается в невозможности контроля электролита и добавления дистиллированной воды.

Несмотря на небольшое количество недостатков этого вида устройств, их стоит выделить и отметить в обязательном порядке.

  1. Относительно обслуживаемых моделей они имеют более высокую цену.
  2. Низкие температуры оказывают негативное влияние на их работоспособность и срок службы.
  3. Если в автомобиле наблюдается неисправное электрическое оборудование, то срок службы мгновенно сокращается, устройства могут быстро выйти из строя.

Что важно знать

Если хотите, чтобы срок службы ваших изделий был как можно дольше, то необходимо принимать во внимание ряд нюансов в ходе эксплуатации моделей. Непригодность устройств к ремонту требует повышенного внимания со стороны водителя к состоянию автомобиля в целом.

Основные правила использования необслуживаемых агрегатов:

  • При низких температурах у агрегатов способность к принятию заряда сводится к нулю, так что, если часто и недолго пользуетесь авто во время морозов, можно уменьшить срок их службы. Для устранения неполадок рекомендуется сделать процесс запуска двигателя более простым, соблюдая нормы работы стартера.
  • Учитывая влияние на состояние элемента исправности электрического оборудования автомобиля, необходимо постоянно отслеживать тот факт, чтобы работал генератор, не было утечек.
  • Следите за тем, чтобы клеммы АКБ были чистыми, иначе, если устройство будет плохо закреплено, это значительно сократит срок его службы и вызовет преждевременный выход из строя.
  • Элементы могут свободно пребывать в разряженном состоянии, и для устранения разрушений необходимо обеспечить периодическую подзарядку.

Резюме

Таким образом, соблюдая базовые правила ухода за элементами и системами, вы сможете продлить срок их службы и обеспечить продуктивную работу.

Что влияет на срок службы аккумулятора?

Надо понимать, что аккумулятор для автомобиля – как второе «сердце». Без него машина никуда не поедет, как и без двигателя. Давайте разберемся в факторах, которые влияют на продолжительность работы абсолютно любой аккумуляторной батареи.

Электрооборудование

Любое оборудование, требующее постоянной подзарядки электричеством, категорически не переносит разряженное состояние. В автомобиле присутствует множество электрических систем, которые постоянно подпитываются энергией. Представим, что одно из таких устройств находится в неисправном состоянии и требует для своей работы гораздо больше электричества, чем в нормальном состоянии. Прибор будет постоянно «забирать» лишний заряд. А что, если таких приборов будет несколько? Со временем батарея начнет постоянно разряжаться, поскольку электрооборудование станет слишком требовательным. Такую проблему можно встретить в каждой второй машине, поскольку владельцы обращают на нее внимание только тогда, когда ситуация достигает своего апогея и автомобиль каждый раз заводится только после подзарядки аккумулятора или через «прикуривание». В таких случаях спасает только замена батареи.

Состояние генератора

Щелочные аккумуляторы постоянно подзаряжаются от автомобильного генератора. Данное устройство настроено под точную подачу энергии, не больше и не меньше. Здесь все зависит от уровня напряжения. При низком напряжении генератору будет не хватать мощности для поддерживания стабильной работы и подзарядки оборудования. В результате чего срок эксплуатации сильно сокращается.

Высокое напряжение также не есть хорошо для стабильной работы. Электролит начинает выкипать, пластины осыпаются. В результате разложения (сульфатации) может произойти короткое замыкание. После этого можно смело идти в магазин за новым, поскольку восстановлению он не подлежит.

Температура и вибрация

Эти два внешних фактора также немаловажны при работе устройства. Перегрев двигателя, высокая температура за бортом – все это повышает температуру самого оборудования, в результате чего химические процессы проходят гораздо быстрее. Это приводит к разрушению изнутри. При низкой температуре аккумулятор может замерзнуть, если вовремя не выявить его разряженное/недозаряженное состояние. Повлиять на этот внешний фактор никто в силе. В конструкции почти всех автомобилей аккумуляторная батарея находится прямо под капотом, что позволяет погоде и температуре двигателя свободно вилять на его техническое состояние. Вибрация влияет на срок жизни так же, как и на стационарные аккумуляторы. Полностью исключить фактор «встряски» невозможно, особенно в условиях плохих дорог. Но минимизировать его можно – все зависит от стиля езды владельца.

Также, сюда можно отнести другие факторы поведения владельца:

  • Контроль за напряжением и уровнем зарядки;
  • Правильно выбранное зарядное устройство для аккумулятора;
  • Условия поездок. В городе автомобиль чаще всего приходится заводить и глушить, что приводит к более быстрому износу.

АКБ Техцентр © 2018 Копирование информации с сайта только с письменного разрешения администрации.

Эксплуатация: средний срок службы аккумулятора автомобиля

Когда человек покупает машину, он редко задумывается о реальном сроке ее службы. А зря, потому что прослужит она ровно столько, насколько заботливо хозяин будет относиться к каждому её узлу. Условия хранения, режим эксплуатации, частота обслуживания — все это будет влиять на ресурс автомобиля. Стартерная батарея, как один из часто заменяемых узлов, красноречиво это показывает.

Куда уходит заряд АКБ

Аккумулятор работает ничуть не меньше, чем другие узлы в конструкции и точно так же взаимодействует и с системами автомобиля, и с внешней средой. Корректировать и смягчать влияние на стартерную батарею — прямая обязанность водителя, если он хочет, чтобы аккумулятор прослужил долго и работал безотказно. Правда, не все зависит от нас с вами, как от простых владельцев. На срок службы батареи также оказывает влияние технологический процесс сборки в условиях производства, и что не менее важно, срок доставки АКБ с конвейера под капот нашей машины. И вот тут мы не должны забить первый гвоздь в крышку утилизационного контейнера. Срок поставки батареи должен быть минимальным, а дата ее изготовления обязательно указана на упаковке. Лучший вариант — это когда батарея максимально оперативно поступает в работу.

Технологический процесс сборки аккумулятора в условиях производства также влияет на его эксплуатационные качества

С того момента, как мы установили батарею под капот, до полного исчерпания ее ресурса мы не можем влиять на температурные условия работы АКБ. Поэтому, с учетом нашего климата, производитель устанавливает минимальный эксплуатационный срок службы батареи таким, каким он мог бы быть при средних условиях эксплуатации. Если указывается средний термин в 5-6 лет, это совсем не значит, что батарея погибнет день в день. В хороших руках аккумулятор живет до 8-10 лет. Не стоит относиться и к качеству исполнения купленной батареи, как по определению идеальному. Разрядную мощность аккумулятора при безукоризненном исполнении каждого из его элементов обеспечивают блоки пластин. Именно эти плоские пластины получают заряд от ЗУ или из бортовой электрической системы, чтобы после ее расходовать на пуск двигателя и на нужды других потребителей.

Все процессы, связанные с зарядом и разрядом электродов, происходят в среде электролита, водного раствора серной кислоты. Электролит проникает в каждую частичку электрода, поддерживая и сопровождая каждый цикл зарядки и разрядки. Плотность электролита снижается во время разрядки и повышается во время зарядки аккумулятора. При низкой плотности электролита его стойкость к замерзанию заметно снижается, поэтому много неухоженных АКБ выходят из строя именно в зимний период эксплуатации. Если плотность электролита ниже нормы и падает на критический уровень, он может замерзнуть, а это приведет к разрушению пластин и всего корпуса АКБ, в результате чего придется покупать новую батарею.

Видеоролик о сроке службы аккумулятора и правильной его зарядке

Срок службы аккумулятора батареи

Каждый производитель устанавливает тот самый пяти- семилетний гарантийный срок службы, учитывая процент отказа конкретной модели АКБ. Если количество отказных устройств не превышает 1%, тогда производитель ставит именно такой срок службы. Но он-то не учитывает, что батарея будет эксплуатироваться в далеко не идеальных условиях.

Вот что разрушает АКБ в первую очередь и что стремительно сокращает срок ее службы:

  • Зарядка высокими токами. Это приводит к перегреву электролита, возможному его закипанию, что сказывается на его качестве. В результате зарядки повышенным током может произойти коробление пластин, осыпание и сульфатация секции. А повышение температуры в батарее в общем, уже приводит к разрушению сепараторов.
  • Постоянный перезаряд батареи. Перезаряд так же вреден, как и систематический недозаряд. Он происходит из-за того, что в автомобильной электросети неисправны элементы, которые отвечают за корректную зарядку АКБ во время движения. Как следствие, электролит перегревается, вода из него испаряется, а его плотность может увеличиться до предела осыпания пластин-электродов.
  • Перегрев аккумулятора. Физический перегрев корпуса АКБ может происходить в жару, когда электролит прогревается до температуры более +35°C. В этом случае деструктивные процессы в аккумуляторе ускоряются.
  • Загрязнение электролита. Особенно это относится к обслуживаемым батареям, но и необслуживаемые тоже могут пропускать в аккумуляторные банки пыль и грязь. При загрязнении электролита до определенного предела секция просто замыкает накоротко.
  • Качество электролита. Такое встречается редко, но если залить в АКБ некачественный электролит, приготовленный из технической серной кислоты, можно увеличить вероятность выхода батареи из строя.

На фото — аккумулятор, на котором негативно сказывается и систематический недозаряд, и перезаряд

  • Качество дистиллированной воды. Если вода, которая используется для долива во время обслуживания АКБ недистиллированная или ее качество вызывает подозрения, лучше не лить такую воду в батарею.
  • Короткое замыкание в цепи. Это мгновенная смерть АКБ.
  • Низкое напряжение бортовой электросети. При работе батареи на пониженном неноминальном зарядном токе в течение длительного срока она постоянно разряжается, не получая нужного количества заряда. В это время снижается плотность электролита, а в холодное время года резко падает ее емкость. Здесь очень важно вовремя подзаряжать батарею от стационарного зарядного устройства. Это касается и необслуживаемых батарей.
  • Размерзание электролита. Мы уже вкратце касались этого явления, но повторимся — плотность электролита, особенно в зимний период, должна контролироваться как можно чаще. Иногда такое происходит, потому что электролит, разведенный с дистиллированной водой, не успел перемешаться, часть воды осталась наверху, вследствие чего батарея размерзается.
  • Пусковое устройство слишком высокой мощности. Батарея может буквально взорваться из-за того, что электролит моментально вскипает, если при холодном пуске используется пусковое устройство, несовместимое по параметрам с АКБ.
  • Слишком глубокий мгновенный разряд батареи стартерными токами может привести к быстрому осыпанию пластин, короткому замыканию внутри батареи.

Совокупность даже нескольких этих причин может в кратчайший срок уничтожить батарею. Но все ли АКБ так сильно зависимы от температур и токов? Или, может, есть конструкция, которая лишена влияния этих факторов? Посмотрим на основные конструкции АКБ, пластин и электродов, тогда станет все понятно.

Как зависит ресурс батареи от ее конструкции

Все аккумуляторы, которыми мы пользуемся, по большому счету могут быть только обслуживаемыми или необслуживаемыми. Последние — понятие довольно условное, поскольку и они требуют ухода, а индикатор заряда в их корпусах зачастую показывает неточную информацию о степени разряда. Даже гелевые батареи, типа AGM (Absorbed Glass Material), которые максимально эффективно используют объем за счет густого электролита и герметичных корпусов, и то разряжаются раньше срока, если за ними не следить.

Обычные же АКБ, малосурьмяные (свинцово-кислотные), свинцово-кальциевые или гибридные, литиевые, имеют разный ток саморазрядки и разный расход дистиллированной воды. Первый вид батарей может потерять около 40% емкости за 8 месяцев простоя. Вторая группа может потерять около 50% емкости за год, а аккумуляторы группы Са/Са, которые выпускаются без пробок, теряют половину емкости за 18 месяцев бездействия. Но какой аккумулятор бы не выбрали для замены вышедшего из строя, следует разобраться в причинах, а только потом устанавливать новую батарею.

Автомобильный аккумулятор: конструкция и сроки службы

Автомобильный аккумулятор является той частью автомобиля, срок эксплуатации которого зависит от множества факторов и может закончиться очень быстро. В этой статье мы расскажем о конструкции и мерах по увеличению срока службы аккумулятора в автомобиле.

Конструкция автомобильного аккумулятора

Автомобильный аккумулятор всегда состоит из шести блоков, в которых могут располагаться как отрицательные, так и положительные пластины. Все пластины разделены между собой сепараторами. При покупке нового аккумулятора вам может попасться, как модель сухозаряженной АКБ, так и залитая аккумуляторная батарея. Сухозаряженный аккумулятор отличается долгим сроком хранения на складах без эксплуатации. Срок хранения может доходить до 4-5 лет.

Срок службы стандартного автомобильного аккумулятора

Стандартный автомобильный аккумулятор служит в машине от 3 до 6 лет. Окончание срока службы батареи заметно по такому признаку: автомобильный аккумулятор зарядился, но заряд держит недолго. К факторам, влияющим на продолжительность срока службы аккумулятора в автомобиле, можно отнести:

– температура окружающей среды,

– регулярный контроль батареи,

Меры по увеличению срока службы аккумулятора

В таблице ниже указаны меры, которые следует применять для увеличения срока службы аккумуляторной батареи автомобиля.

Для разных сезонов года заливают разные виды электролита. Так летом в аккумулятор заливают электролит плотностью 1,2 г на кубический сантиметр, а зимой при температуре не ниже минус 15 градусов по Цельсию – 1,24 г на кубический сантиметр. Так мы можем достигнуть минимизации сульфатизации пластин аккумулятора и увеличить срок эксплуатации.

Также стоит обратить внимание на стартер двигателя. Стартер должен запускать двигатель с полоборота. Если стартер будет работать вдвое дольше при запуске мотора, то срок службы аккумуляторной батареи уменьшится в полтора раза, так как стартер всегда берет на себя много тока.

Сколько служит автомобильный аккумулятор

Современные автомобильные аккумуляторные батареи в среднем исправно служат несколько лет, но при небрежном отношении к ним и без должного обслуживания могут выйти из строя раньше времени.

Виды аккумуляторных батарей

Аккумулятор в автомобиле необходим для накопления электроэнергии при запуске двигателя внутреннего сгорания (ДВС), если накопитель не будет обладать нужной мощностью, мотор не запустится, что автовладельцу значительно усложнит жизнь.

На российском рынке различных АКБ представлено очень много – батареи различаются:

  • по габаритам;
  • бренду и модели;
  • типу;
  • способу крепления;
  • полярности;
  • материалу корпуса.

Еще АКБ бывают обслуживаемыми и необслуживаемыми, у каждого типа аккумуляторов есть свои преимущества и недостатки. По материалам изготовления современные АКБ бывают двух основных типов – свинцово-кислотные и гелевые, но последние пока еще не получили широкого распространения, так они быстро выходит из строя при неисправном бортовом электрооборудовании.

У батареи может быть разный корпус – пластмассовый или эбонитовый, пластик последнее время применяется практически повсеместно. Аккумуляторы с эбонитовым корпусом проще всего обслуживаются и даже ремонтируются, но они в продаже встречаются все реже, так как имеют свои недостатки:

  • эбонит легко повреждается при ударах и других механических воздействиях (например, при сжатии);
  • эбонитовые АКБ довольно дорогие.

Аккумуляторные батареи бывают различной мощности, и чем больше емкость, тем крупнее они в размерах. Выбирая аккумулятор, необходимо ориентироваться на количество потребителей электроэнергии в автомобиле – недостаточная по емкости АКБ быстрее выйдет из строя.

Средний срок службы аккумулятора

Точно ответить на вопрос, сколько должна служить аккумуляторная батарея, сложно, ресурс АКБ зависит от многих факторов:

  • завода-изготовителя (марки изделия);
  • условий эксплуатации;
  • ухода за аккумулятором;
  • региона.

Считается, что средний срок службы аккумулятора – от трех до пяти лет, но есть данные, когда АКБ (например, фирмы Bosch) могла прослужить исправно чуть ли не десятилетие. Если имеются проблемы с электрооборудованием, и при этом не ухаживать за батареей, ее можно вывести из строя и на втором году эксплуатации. Приходит в негодность батарея раньше времени:

  • при выкипании дистиллированной воды из банок. Закипать АКБ при перезарядке может: во время подачи слишком большого тока зарядным устройством, в случае неисправности реле-регулятора, если оно не ограничивает верхний предел напряжения;
  • при постоянных перегрузках, допустим, двигатель часто запускается в мороз на густом моторном масле, не соответствующем сезону;
  • в случае неисправного электрооборудования или электропроводки. Если в электрической схеме есть утечка тока, аккумулятор во время стоянки автомобиля разряжается. Также утечка происходит, если корпус аккумулятора масляный и грязный – грязь становится проводником, и батарея разряжается.

Как продлить срок службы АКБ

Чтобы аккумулятор служил как можно дольше, необходимо придерживаться нескольких простых правил:

  • в зимний период нельзя допускать сильного разряда батареи. В холодное время года нагрузка на АКБ увеличивается, и при слабой зарядке происходит сульфатация свинцовых пластин в банках (разрушение). Если при запуске холодного двигателя стартер плохо крутит, лучше не насиловать батарею, а подзарядить ее;
  • необходимо производить регулярное обслуживание аккумулятора – очищать его корпус от грязи, содержать в чистоте клеммы, если АКБ обслуживаемая, проверять уровень электролита в банках, при необходимости доливать дистиллированной воды;
  • нужно следить, чтобы аккумуляторная батарея была надежно закреплена. Если при движении автомобиля АКБ будет болтаться, возникает вибрация, она приведет к осыпанию свинцовых пластин;
  • требуется следить за состоянием электрооборудования автомашины – саморазряд приводит к преждевременному старению аккумулятора.

Также продлить срок службы аккумулятора можно с помощью регулярной подзарядки. Летом рекомендуется заряжать АКБ один раз в 4-5 месяцев, и одного подзаряда хватает практически на весь весенне-летний период. Зимой восстанавливать емкость аккумуляторной батареи следует чаще – один раз в 2 месяца.

Как правильно зарядить аккумулятор

АКБ заряжают с помощью специального устройства, в магазинах продаются «зарядники» разных типов и мощности. Есть зарядные устройства (ЗУ) обычные и зарядно-пусковые, последние способны не только восстановить емкость батареи, но и прокрутить двигатель для запуска, если аккумулятор сел.

ЗУ питается от напряжения обыкновенной бытовой сети 220 Вольт, чтобы вернуть работоспособность АКБ, обычно требуется от 4 до 10 часов. Чем аккумулятор мощнее, тем дольше его требуется заряжать, еще длительность процедуры зависит от силы тока, подаваемого на клеммы батареи.

Но слишком большой ток подавать нельзя, он не должен превышать одной десятой доли от общей емкости АКБ. Например, если аккумулятор имеет емкость 65 Ампер-часов, то ток зарядки не может быть больше 6,5 А. Следует еще придерживаться одного правила – для зарядки сильно разряженного аккумулятора сначала подается небольшой ток, тем самым восстанавливается плотность в банках, затем ток увеличивают.

Гелевые аккумуляторы

В отличие от обычных свинцово-кислотных гелевые АКБ имеют больший срок службы, увеличенную емкость, в несколько раз быстрее заряжаются. Еще плюсы таких батарей:

  • они практически не требуют обслуживания;
  • способны работать в любом положении (можно перевернуть);
  • без последствий допускают глубокий разряд;
  • выдерживают большой пусковой ток.

Но все преимущества перечеркивают серьезные минусы, из-за которых гелевые АКБ не слишком популярны среди автомобилистов, к недостаткам относится:

  • высокая стоимость батарей;
  • критичное отношение к холоду;
  • нетерпимость к перезаряду – при повышенном напряжении выкипает дистиллированная вода, и АКБ быстро выходит из строя.

Гелевые аккумуляторы удобны в применении в южных регионах России, в условиях холодной зимы лучше их не приобретать, если автовладелец эксплуатирует машину круглогодично.

Особенности эксплуатации аккумуляторной батареи зимой

Чтобы АКБ не выходила из строя преждевременно, важно соблюдать правила эксплуатации и хранения аккумулятора зимой:

  • если стартер при холодном запуске плохо крутит, нужно дать АКБ «отдохнуть» – нельзя допускать полной разрядки. Чтобы восстановить работоспособность батареи, ее необходимо снять с автомобиля и отнести в тепло для отогревания;
  • в условиях холодной зимы не будет лишним на машину установить предпусковой обогреватель, он обеспечит бесперебойный пуск двигателя, обережет аккумулятор от преждевременного разрушения пластин в банках;
  • необходимо в двигатель заливать зимнее масло с низкой температурой застывания;
  • если автомобиль стоит в гараже на длительном хранении, АКБ рекомендуется унести в теплое помещение, и в любом случае следует отсоединить клеммы, если аккумулятор остается на машине;
  • пред запуском мотора нужно проверять натяжение ремня генератора. Если натяжка будет слабая, батарея не зарядится в нужной степени;
  • при прогреве двигателя зимой в мороз не следует сразу нагружать электрическую сеть – включать фары, стеклоочистители и т.д., нужно подождать, пока охлаждающая жидкость прогреется до рабочей температуры.

Соответственно, необходимо соблюдать чистоту, грязь на аккумуляторе способствует утечке тока и разрядке АКБ.

Обслуживаемые аккумуляторные батареи

Продлить срок службы аккумуляторной батареи можно путем поддержания ее рабочего состояния:

  • регулярной проверки плотности электролита;
  • добавления дистиллированной воды;
  • подзарядки с помощью зарядного устройства.

Плотность проверяют с помощью ариометра, нормальным показателем для зимы считается значение в пределах 1,28-1,29 г/см², летом плотность должна находиться в пределах 1,25-1,27 г/см². Электролит в банках должен покрывать пластины на 5-7 мм выше их верхней кромки, и если раствора мало, следует добавлять дистиллированной воды. Электролит доливать в банки нельзя – так можно загубить аккумуляторную батарею.

В статье использовались материалы с сайтов: http://portalmashin.ru/service/electrics/srok-sluzhby-neobsluzhivaemogo-akkumulyatora-avtomobilya.html, http://akb-center.ru/chto-vliyaet-na-srok-sluzhby-akkumulyatora/, http://avtomotospec.ru/poleznoe/srok-sluzhby-akkumulyatora-avtomobilya.html, http://motormania.ru/auto-articles/avtomobilnyj-akkumulyator-konstrukciya-i-sroki-sluzhby.html, http://avtobrands.ru/skolko-sluzhit-avtomobilnyj-akkumulyator/,

Отчего зависит срок эксплуатации аккумулятора автомобиля и как его продлить

AkbInfo.ru информационный сайт об аккумуляторах Newsmaker 20 декабря 2015, Воскресенье в 17:38:36 13 комментария

Все запасные части автомобиля имеют ограниченный срок службы. Это касается и автомобильного аккумулятора. Но в этом случае длительность эксплуатации аккумулятора зависит не только от качества исполнения, но и от обслуживания АКБ. Срок эксплуатации аккумулятора автомобиля в среднем составляет 3–4 года при гарантии производителей в 1–2 года. Но благодаря правильному и регулярному обслуживанию аккумуляторная батарея может прослужить вам гораздо дольше.

Что нужно контролировать при эксплуатации АКБ?

К сожалению, при эксплуатации аккумулятора часто незаметно, когда приближается время выхода АКБ из строя. Он работает нормально, а в один прекрасный момент перестаёт крутить стартер. Поэтому нужно регулярно нужно проводить диагностику аккумуляторной батареи, даже если она пока функционирует нормально. Что же нужно контролировать в аккумуляторе?

С момента изобретения аккумуляторных батарей их конструкция практически не изменилась. Поэтому контролируются одни и те же параметры:

  • Уровень электролита;
  • Плотность электролита;
  • Напряжение (в идеале по банкам);
  • Степень зарядки батареи. Можно проверить на автомобиле в момент пуска двигателя; Лучше снять с авто и проверять нагрузочной вилкой.

Раньше, когда население использовало только отечественные автомобили, аккумуляторы были «вечными». Сурьмянистые батареи тех времён были обслуживаемые и пригодны для ремонта. Содержимое банок можно было спокойно заменить и использовать АКБ дальше. Запчастей тогда не хватало, и такой подход вполне себя оправдывал.

Но время не стоит на месте и в нашей стране появились иностранные автомобили. В них аккумуляторы уже предстали в основном в необслуживаемом варианте. Новые модели имели меньший срок службы, но они не требовали никакого вмешательства со стороны владельца. В данной концепции производители автомобилей просто сделали аккумулятор расходным материалом типа фильтров и свечей.

Современный автолюбитель даже не задумывается, сколько служит автомобильный аккумулятор, как его обслуживать и какие параметры контролировать. В случае выхода из строя АКБ он просто покупает новый аккумулятор и ездит дальше. В среднем срок службы современных батарей составляет 3–4 года. Но при правильном обслуживании срок службы аккумулятора автомобиля вполне можно продлить до 7–8 лет и даже дольше.

Что влияет на срок службы и причины выхода АКБ из строя

Для понимания того, как правильно эксплуатировать аккумуляторную батарею, нужно понять факторы, сокращающие срок его службы.

Процесс коррозии в аккумуляторе

С этой проблемой производители АКБ пытаются справиться с момента их изобретения. Одним из первых шагов в этом направлении было добавление сурьмы с состав свинцовых пластин. В дальнейшем было испробовано много различных добавок, в том числе кальций. Легирование свинцовых пластин в большинстве случаев приводит к увеличению расхода воды. Поэтому здесь всегда присутствует определённый компромисс.

Глубокий разряд аккумуляторной батареи

Если аккумулятор сильно разрядился и находился некоторое время в таком состоянии, то в нём развивается сульфатация пластин. Сульфат свинца образуется на поверхности пластин и уменьшает площадь их контакта с серной кислотой. В результате сокращается ресурс аккумулятора автомобиля. Но дело не только в этом.

При сильном разряде плотность электролита в аккумуляторе снижается. В состоянии, близком к полной разрядке, электролит в батарее может замёрзнуть при — 5–7 градусах Цельсия. Лёд покоробит свинцовые пластины или приведёт к разрушению корпуса. В этом случае ремонт аккумулятора автомобиля не поможет и такая АКБ уже непригодна для использования.

Сульфатация — настоящий бич кислотных аккумуляторов

Короткое замыкание в АКБ

Короткое замыкание – это моментальный выход из строя для аккумулятора. В случае нового аккумулятора такое может произойти при заводском браке. Для разделения свинцовых пластин в аккумуляторе используются сепараторы, разделяющие ячейки. Если комплектующие будут некачественные или нарушена технология сборки, то АКБ выйдет из строя.

Если свинцово-кислотный аккумулятор исправен и эксплуатируется длительное время, то замыкание может произойти из-за осыпания обмазки пластин. На дне корпуса постепенно образуется шлам. В лучшем случае просто понижается эффективность работы аккумулятора, а в худшем происходит замыкание свинцовых пластин разной полярности.

Обмазка осыпается в процессе эксплуатации, и производители реализуют ряд технологических мер для предотвращения этого процесса. Но осыпаться обмазка пластин может в результате вибрационного воздействия (езда по ямам, плохим дорогам и т. п.).

Возможно, вам будет интересна подробная статья про аккумулятор Варта.

Избыточный заряд

Перезаряд может произойти из-за неправильных условий зарядки АКБ. На клеммы подаётся напряжение выше допустимого, что приводит к нагреву и выкипанию воды из электролита. Кроме того, причиной избыточного заряда может стать неисправность в электрической сети автомобиля. В результате на АКБ подаётся повышенное напряжение, и аккумулятор служит значительно меньше. Поэтому важно знать норму заряда аккумулятора автомобиля. Советуем также прочитать о причинах перезаряда аккумулятора.

Другие факторы

Кроме того, на срок эксплуатации батареи влияет множество других менее значимых факторов. В частности, наличие в современном автомобиле большого числа потребителей электроэнергии. Это бортовой компьютер, мощные аудиосистемы, телевизоры, кондиционер, стеклоподъемники, системы безопасности и многое другое.

Питая такое количество устройств, аккумулятор быстро и довольно глубоко разряжается, а во время короткой поездки он не успевает зарядиться. Причём многие устройства могут «съедать» питание и на стоянке.

Такие глубокие разрядки и хронические неполные зарядки отрицательно сказываются на сроке эксплуатации аккумулятора. Если у вас в авто установлено множество потребителей электроэнергии, то стоит подумать об установке второго аккумулятора.

Большое влияние на срок эксплуатации оказывает температурный диапазон, в котором работает аккумулятор. Причём вредна как низкая температура окружающей среды, так и высокая. В мороз у электролита повышается вязкость, что ухудшает прохождение заряда. В жаркую погоду из электролита выкипает вода, что может привести к перезаряду.

Неблагоприятные температурные условия приводят к снижению ёмкости АКБ, ускорению осыпания электродов, увеличению коррозийных процессов. В результате сокращается срок службы аккумуляторной батареи.

Ниже можете посмотреть видео о том, как подготовить аккумулятор к зиме:

Что же делать? Как продлить жизнь аккумулятору?

Чтобы не пришлось покупать новую АКБ каждые 2–3 года, нужно регулярно следить за состоянием аккумулятора и соблюдать простые требования:

  • Уровень электролита. Не допускайте падения уровня электролита ниже нормы. Норма в большинстве аккумуляторов, это 10–12 миллиметров над поверхностью пластин. Измерять уровень можно обычной стеклянной трубочкой. При необходимости доливайте дистиллированную воду;
  • Плотность электролита. Она должна соответствовать климатической зоне, где используется аккумулятор. Для России плотность составляет 1,27 гр./см. куб. Помните, что для достижения требуемой плотности электролита, зарядки от генератора во время поездки недостаточно. Подробнее о том, какая кислота в аккумуляторе автомобиля, читайте в статье по ссылке. Обязательно раз в три месяца (а желательно в месяц) проводите зарядку батареи от стационарного зарядного устройства. Заряженный аккумуляторов с требуемой плотностью электролита меньше подвержен сульфатации пластин и служит дольше;
  • Состояние электрической сети автомобиля. Желательно корректно настроить регулятор напряжения в сети авто. Напряжение должно находиться в пределах 13,6–14,5 вольта. Кроме того, следует отрегулировать двигатель. Не нужно допускать ситуации, когда стартер крутит его по 10-15 секунд. В этот момент он потребляет большой ток и это сильно «сажает» АКБ;
  • Простой автомобиля. Если вы собираетесь на длительный срок оставить автомобиль на стоянке, то снимите клеммы с аккумулятора. В таких условиях он значительно дольше сможет сохранять заряд.

Если ваша АКБ вышла из строя и пора покупать новую, то можете прочитать статью про аккумулятор Аком.

Так, какой срок службы АКБ?

Однозначно можно определить только гарантийный срок службы. У большинства производителей он составляет 1–2 года. Если батарея имеет какие-либо производственные дефекты, то это проявляется на ранней стадии её эксплуатации. Для замены таких батарей и существует гарантийный срок. Если вас интересуют немецкие АКБ, можете прочитать подробную статью про аккумулятор Бош.
Реальный срок эксплуатации зависит от многих факторов и трудно назвать точное количество лет, которое будет служить аккумуляторная батарея. Как было показано выше, владелец автомобиля может эксплуатировать АКБ до 7–8 лет при среднем сроке жизни 3–4 года. Соблюдая простые правила, вы можете самостоятельно увеличить срок использования аккумуляторной батареи. Для начала почитайте о том, почему быстро разряжается аккумулятор на машине, и не допускайте такой ситуации.