Введение в заблуждение

Что считается введением в заблуждение

Отношения купли-продажи достаточно сложные и многогранные, как в бытовом, так и в юридическом аспектах. Покупателя легко ввести в заблуждение, но, тем не менее, законодательство и государство пристально следят за недобросовестными продавцами и помогут разрешить любую спорную ситуацию.

Что такое обман или заблуждение покупателя

Введение в заблуждение покупателя – это действия, направленные на то, чтобы обманным путём заставить субъекта правоотношений совершить необходимые обманщику действия, либо не совершать никаких действий вовсе.

Введение в заблуждение потребителя регулирует закон о защите прав потребителей. Кроме того, вопросы обмана потребителя рассматриваются в статье 14.7 КоАП РФ (кодекс, который регулирует правонарушения в сфере административного права). В уголовном процессе обман потребителя рассматривается лишь в случае, если введение в заблуждение по УК РФ прошло в рамках статьи 180 (использовались чужие товарные знаки).

Как могут ввести в заблуждение?

Отличие оригинальной продукции бренда Adidas от подделки

Способов обмана покупателей существует множество, но их можно условно разделить на несколько подтипов:

  1. В сфере торговли часто обмеривают, обвешивают и обсчитывают покупателей. Все эти действия попадают под юрисдикцию понятия «введение в заблуждение» и регулируется соответственными статьями УК, КоАП и Законом о защите прав потребителя.
  2. Возможно введение покупателя в заблуждение относительно марки товара либо его производителя.
  3. При договоре розничной купли-продажи заявленные свойства товара должны соответствовать его фактическим возможностям. Если этот принцип нарушен, покупатель также может говорить о введение в заблуждение.
  4. Продавец может скрыть дефекты товара. По закону покупателю могут продать товар с дефектом, если его об этом предупредили, и он согласился на такие условия. Это не касается продуктов питания (когда срок годности уже истёк, а их всё равно реализуют).

Читайте как получить гарантию на Айфон.

информация о том, как составить жалобу на бездействие сотрудников полиции.

советы по составления жалобы на авдоката.

Как доказать введение в заблуждение

Пути доказательства введения в заблуждение зависят от того, по какой именно причине гражданин считает, что его права были нарушены.

Проще всего доказать несоответствие товарной марки на товаре действительности. Известные бренды никогда не ограничиваются лишь своим названием на товаре. Например, кроме определённого ценза качества, специальные надписи и маркировки на брендовых сумках находятся на всех застёжках, а иногда и на подкладке. Также у многих вещей бренда есть особые швы для внутренней обработки.

Отличие оригинальной продукции бренда Converse от подделки

Немного сложнее доказать факт обвеса либо обмеривания. Если факт обмана был замечен во время покупки, редко потребители начинают разбирательство и оформление жалоб, хотя имеют на это полное право. В случае, если покупатель заметил обвес (либо обмеривание), он должен немедленно обратиться к другим гражданам для того, чтобы они стали свидетелями случившегося.

После чего необходимо на месте составить жалобу, подтвердив её их подписями. Таким образом, можно наказать недобросовестного продавца, но на деле службе по защите прав потребителей сложно оперировать подобными заявлениями в единичной форме. Для того, чтобы продавец понёс реальное наказание, необходимо хотя бы 5 жалоб за короткий промежуток времени.

Если оказывающих услуги сотрудников, которые ввели гражданина в заблуждение, на данный момент нет на рабочем месте, они могут быть вызваны начальством, либо дело также возможно решить без их присутствия.

Ответственность

Ответственность за обман потребителя зависит от того, под какую юрисдикцию попадает правонарушение – административную или уголовную.

В случае, если незаконные действия попадают под действие КоАП, то наказанием за реализацию товара путём обмана потребителя будет:

  1. Для гражданина — от 3 до 5 тысяч рублей за обмеривание, обвешивание, обсчёт гражданина, либо за обман покупателя в вопросе потребительских свойств.
  2. В аналогичных ситуациях должностные лица должны выплатить от десяти до тридцати тысяч либо от двенадцати до двадцати тысяч соответственно.
  3. Юридические лица выплачивают штрафы от двадцати до пятидесяти либо от ста до пятисот тысяч рублей соответственно.

Если совершённое правонарушение регулируется статьёй за обман потребителя предусмотренной в уголовном кодексе, наказания значительно отличаются:

  1. Штраф от 100 до 300 тысяч рублей либо обязательные работы от 480 часов, либо исправительные работы от двух лет, либо тюремное заключение от двух лет со штрафом – за использование товарного знака вне закона.
  2. Также в статье предполагается ужесточение наказания в случае, если преступление совершалось неоднократно, совершалось несколькими субъектами предварительно договорившись либо организованной группой.

Это нужно знать – что входит в гарантию на автомобиль и как получить гарантийный ремонт.

Как подать жалобу в ФАС — не пропустите!

Как оформить претензию

Защитить свои права в случае введения в заблуждение можно несколькими путями. Первый из досудебных – это оформление претензии к производителю продукции.

Претензия о введении потребителя в заблуждение не имеет статьи, соответственно форма такого обращения не регулируется законодательством. Однако существует несколько выработанных практикой критериев, о которых стоит помнить при составлении документа:

  1. В претензии обязательно указывается дата и время покупки товара (написаны на чеке), полное ФИО заявителя, контактные данные.
  2. Приложить копию чека либо другого документа, подтверждающего оплату.
  3. Описать проблему, которая возникла с товаром в следствии обмана (например, разительно отличается качество).

Если производитель не отвечает, либо покупатель просто не желает поддерживать контакт после введения в заблуждение (по статье) у него есть несколько альтернативных вариантов защиты своих интересов:

  1. Можно обратиться в общественное региональное объединение потребителей. Это негосударственная организация, поэтому она не может самостоятельно наложить какие-либо санкции на недобросовестного продавца, но может помочь с оформлением документов и юридическим сопровождением вопроса.
  2. Кроме того, после обмана покупателя (по статье) потребитель может написать официальную жалобу в региональное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей.
  3. Если покупателя ввели в заблуждение по статье УК, жалобу нужно сразу направлять в органы МВД или в прокуратуру.

Также в претензии необходимо подчеркнуть, что за обман потребителя КоАП РФ предусматривает наказание в виде административного штрафа до двадцати тысяч рублей.

Что делать в случае игнора

Игнорирование претензии – это отсутствие какого-либо ответа от продавца, который предположительно совершил правонарушение. Негативный ответ считать игнорированием претензии нельзя.

Если продавец проигнорировал претензию покупателя, то защита прав потребителя по его заявлению переходит в юрисдикцию служб по защите прав потребителей либо прокуратуры, в зависимости от совершённого правонарушения.

Если цель покупателя – восстановить свои блага или вернуть деньги, ему лучше обратиться в службу по защите прав потребителей. Дела рассматриваются этим органом намного быстрее, и они имеют реальные рычаги давления на продавцов.

Если же покупатель хочет наказать сторону, которая вводит потребителя в заблуждение, то при наличии оснований лучше сразу идти в прокуратуру, так как после прокурорского разбирательства этот продавец, скорее всего, лишится своего права осуществлять торговлю (этим товаром либо в принципе, в зависимости от обстоятельств).

Для того, чтобы не стать жертвой обмана, лучше всего совершать покупки брендовых вещей только в специализированных магазинах (перед покупкой попросив лицензию, либо проверив информацию о торговой точке через интернет), а в случае с обвесом либо обмером просто проявлять бдительность, и не совершать покупки повторно в том месте, где когда-то были обмануты. Лучший рычаг давления на продавца – это снизить спрос на его товар.

Вконтакте Facebook Twitter Google+ Мой мир Комментировать Получите юридическую консультацию по телефону или прямо на сайте. Это совершенно бесплатно! Москва и область (круглосуточно) +7 499 703-52-27 Санкт-Петербург +7 812 627-16-08 Бесплатно по России +7 800 555-67-55 доб. 553 Бесплатная юридическая помощь

  • 95% успешных дел
  • Конфиденциально
  • Профессиональные юристы

Задать свой вопрос юристу

Ранее в Уголовном кодексе размещалась статья, в которой приводилось наказание за обман покупателя или потребителя услуг. В 2003 ст 200 УК РФ вышла из обращения, переквалифицировавшись в отдельный закон. Наказание за обман в значительном или крупном размере предполагает уголовную ответственность, включая штраф, обязательные работы и даже лишение свободы. Все зависит от обстоятельств дела, при котором было совершено преступление.

О чем статья УК?

Статья за обман потребителя излагает виды ответственности за совершение преступления.

В ней 2 части:

  1. В первой говорится о наказании за обмеривание, введение в заблуждение относительно свойств, качества товара в значительном размере.
  2. Во второй – о наказании за деяние, совершенное ранее судимым по такой статье лицом, группой лиц по сговору или в крупном размере.

Примечание: значительный размер составляет сумму, превышающую 10% от МРОТ, крупный размер – не менее 1 МРОТ.

Изложение и основные положения

Необходимость уголовной ответственности за обман потребителей решает суд. За обмеривание или обман покупателя в организациях, которые занимаются продажей товаров или оказанием услуг населению, ИП в значительном размере предусмотрены штраф, обязательные или исправительные работы.

Если потребителя обмануло лицо, ранее судимое за такое деяние, совершено группой лиц или в крупном размере, то наказание выбирается из лишения свободы или должности.

В каких случаях применяется, виды наказаний и сроки?

Обман потребителей, принесший значительный ущерб, наказывается:

  • штрафом на 100-200 МРОТ или зарплатой за 1-2 месяца;
  • обязательными работами на 180-240 ч;
  • исправительными работами на 1-2 года.

Если деяние совершено ранее судимым за обман потребителя лицом, группой по сговору или организованной, в крупном размере, то все участники преступления получают 2 года тюрьмы и лишаются должности на 3 года.

Комментарии к статье 200

Содержание преступления заключается в обмане потребителя.

Комментарии к статье:

  1. Действиями по обману покупателя или потребителя услуг являются уменьшением количества товара по сравнению с тем, за которое он заплатил, недостача при выдаче сдачи за покупку, обман при подсчете денег, полагающихся за купленный товар. Также потребителя могут ввести в заблуждение относительно качеств товара (замена низшего сорта на высший, продажа фальсификата, завышение сложности работ или услуг).
  2. Сейчас правовая база к статье содержится в ФЗ №2300 «О защите прав потребителей». В нем указано, что потребитель – это гражданин, который приобретает товары или использует услуги и работы для личных бытовых нужд. Эти действия не должны сопровождаться получением прибыли.
  3. Недостаток товара – несоответствие его стандарту. Существенный недостаток – делает недопустимым использование товара в соответствие с его целью. Либо он не может быть устранен, либо на его устранение необходимы большие затраты. Либо вследствие него у потребителя появляются значительные лишения того, на что он рассчитывал.
  4. Субъект деяния – служащие организаций, которые реализуют товары, оказывают услуги. Субъектом могут становиться и ИП.

Не влияет на квалификацию форма организации или вид собственности. Если потребителя обманывают иные лица, то деяние квалифицируется по 159 статье как мошенничество.

Уголовная ответственность наступает в случае совершения ущерба значительного или крупного размера. Определение данных размеров ущерба приведены в примечании в статье. Преступление окончено в момент обмана. Субъективная сторона – прямой умысел.

Что показывает судебная практика по данной статье?

По статье 200 УК РФ ранее была обширная практика, так как обман и введение потребителей в заблуждение встречаются повсеместно.

Примеры дел:

  • Гражданка М. приобрела в магазине туфли, которые надела в тот же вечер. При покупке у них не было явных дефектов, но после часовой прогулки у них отпали оба каблука. Гражданка пришла в магазин сдать их обратно, так как был гарантийный срок и она не была виновна в нанесении дефекта товара. Магазин обвинил ее в последнем, отказался принимать обувь. Тогда она обратилась в суд для защиты своих прав. По решению суда, магазин был признан виновным в продаже некачественного изделия. Его обязали заплатить штраф и моральный ущерб М.
  • Гражданин Г. сдал свое пальто в химчистку, чтобы устранить жирное пятно на воротнике. Забирая вещь обратно, он обратил внимание на то, что пятно не до конца выведено, его видно при дневном и вечернем освещении, плюс на подкладке была испорчена ткань. Он заявил на химчистку в суд за оказание ненадлежащих услуг. После рассмотрения дела в сторону химчистки было выдвинуто обвинительное решение. Владельца обязали возместить Г. стоимость пальто, выплатить моральный ущерб.
  • Группа граждан занималась торговлей, владела несколькими палатками на рынке, продавала фрукты и овощи. Все чаще на них стали жаловаться покупатели. Граждане постоянно обвешивали, давали неполную сдачу, а иногда продавали под видом свежих некачественные продукты. Следствие обратило внимание на эти инциденты, завело дело. В результате руководитель группы получил 3 года лишения свободы, плюс ему вменили штрафные санкции.

Какие решения чаще всего выносятся по статье?

При введении в заблуждение потребителя статья обычно указывает на обвинительные решения. Так как из Уголовного кодекса она сейчас исключена, по ФЗ ответственность наступает аналогично. В 2017 по нему рассматривалось 360 тысяч дел. 77% из них закончилось обвинительными решениями, 3% оправдано.

Что чаще всего является отягчающими и смягчающими обстоятельствами?

Усилить меру ответственности и увеличить срок наказания судьи могут, если преступники обманули потребителя на крупную сумму, использовали для реализации своих действий сговор или организацию группы, если ранее были судимы за аналогичное деяние.