Жалоба на должностное лицо

Содержание

Административное исковое заявление об оспаривании действий или бездействия должностного лица

08 февраля 2018 1873 Административное исковое заявление на действия должностного лица подается в суд вне зависимости от того, подавалась ли жалоба вышестоящему должностному лицу. О правилах составления и подачи такого заявления читайте в нашей статье.

Обжалование действий должностных лиц по КАС РФ

Административный иск на судебного пристава-исполнителя

Образец административного искового заявления на судебного пристава

Документы, прикладываемые к иску об оспаривании действий должностных лиц, по КАС РФ

Общие правила оспаривания действий должностных лиц по КАС РФ

Правила подачи иска на действия должностных лиц

Обжалование действий должностных лиц по КАС РФ

На основании ст. 218 Кодекса административного производства Российской Федерации (далее — Кодекс) могут быть обжалованы решения, действия или бездействие:

  • органов госвласти;
  • муниципалитетов;
  • судейской экзаменационной комиссии или квалификационной коллегии;
  • других органов и организаций, которые наделены публичными полномочиями;
  • должностных лиц (далее — чиновники), в том числе судебных приставов-исполнителей, на оспаривании действий которых мы подробнее остановимся ниже;
  • госслужащих и муниципальных служащих.

Произведенные действия указанными лицами или допущенное ими бездействие могут оспорить те, чьи права были нарушены:

  • физлица;
  • юрлица;
  • другие лица,

Также обжалование действий должностных лиц по КАС РФ в интересах граждан в определенных случаях могут осуществлять:

  • прокурор;
  • уполномоченный по правам человека;
  • другие органы и организации.

Административный иск на судебного пристава-исполнителя

Ст. 218, 360 Кодекса, а также ст. 121 закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ дают право на судебное обжалование постановлений, вынесенных приставами, а также совершенных ими действий или допущенного бездействия при работе по исполнительным документам. Административное исковое заявление на действия судебного пристава может быть направлено в суд как без предварительного обжалования его действий вышестоящему должностному лицу, так и в случае несогласия с итогами рассмотрения жалобы таким лицом (п. 1 ст. 218 Кодекса).

Среди часто встречающихся поводов для подачи административного иска (АИ) можно назвать:

  • действия по обращению взыскания на заложенное имущество (определение Самарского облсуда от 17.11.2017 по делу № 33-14070/2017);
  • неознакомление и невручение акта о наложении ареста (определение ВС Республики Татарстан от 10.11.2017 по делу № 33а-16938/2017);
  • списание денежных средств со счета, открытого в кредитной организации (определение ВС Республики Карелии от 13.11.2017 № 33а-3617/2017);
  • истребование документов от лица, не являющегося участником процесса (определение Санкт-Петербургского горсуда от 06.06.2017 по делу № 2а-501/2017).

Образец административного искового заявления на судебного пристава

Образец административного иска на судебного пристава-исполнителя можно скачать по ссылке: Образец административного искового заявления на судебного пристава.

В соответствии со ст. 220 Кодекса АИ на действия чиновников, в том числе на пристава, должен содержать следующие обязательные атрибуты:

  • наименование судебного органа;
  • данные административного истца (для юрлица: наименование, юрадрес, информацию о госрегистрации, контактные данные, Ф. И. О. представителя и сведения о наличии у него высшего юридического образования; для физлица: Ф. И. О., адрес регистрации, дату рождения, номер телефона, адрес электронной почты);
  • должность пристава-исполнителя, его Ф. И. О.;
  • дату и место, когда было совершено обжалуемое действие или допущено бездействие; реквизиты оспариваемого решения;
  • данные о том, в чем выразилось бездействие, в том случае, если предъявляется административный иск на бездействие судебного пристава;
  • данные об исполнительном документе, в связи с исполнением которого осуществлены обжалуемые действия или допущено бездействие;
  • информацию о тех правах, которые нарушены произведенными действиями или допущенным бездействием;
  • нормативно-правовые акты, на соответствие которым действия или бездействие необходимо проверить;
  • сведения о ранее подаваемой жалобе, если она подавалась;
  • требование о признании действий или бездействия судебного пристава незаконными;
  • список приложений;
  • дату составления и подпись истца.

Документы, прикладываемые к иску об оспаривании действий должностных лиц по КАС РФ

К АИ об оспаривании действий чиновников на основании п. 1 ст. 126, п. 3 ст. 220 Кодекса следует приложить:

  • копию АИ или уведомление о его вручении участникам процесса, если он был отправлен по почте;
  • документ, подтверждающий уплату госпошлины;
  • документы, которые свидетельствуют о том, что осуществленные действия или допущенное бездействие чиновника были неправомерны;
  • доверенность и документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юробразования, в том случае, если в процессе участвует представитель (обязательное участие представителя в данной категории дел не требуется);
  • жалоба и ответ на нее, если таковая подавалась до обращения в суд.

В случае непредставления указанных документов, а также при несоответствии заявления требованиям, рассмотренным в предыдущем разделе, суд оставляет АИ без движения (п. 3 ст. 222 Кодекса).

Общие правила оспаривания действий должностных лиц по КАС РФ

Условиями обжалования произведенных действий или допущенного бездействия чиновников являются:

  • нарушение законных прав и интересов истца;
  • создание препятствий для реализации истцом его законных прав и интересов;
  • незаконное возложение на истца дополнительных обязанностей.

Обязанность по доказыванию того, что обжалуемыми действиями или бездействием были нарушены права истца или лица, в чью защиту подается АИ, лежит на лице, обратившемся с иском (п. 11 ст. 226 Кодекса). Чиновник или госорган, чьи действия обжалуются, должны доказать:

  • наличие полномочий на совершение произведенного действия или допущенного бездействия;
  • соблюдение порядка осуществления обжалуемого действия или бездействия;
  • основания для производства действия или допущения бездействия, которые оспариваются;
  • соответствие осуществленного действия или допущенного бездействия нормативно-правовым актам, регулирующим данные правоотношения.

В том случае, если оспариваются действия или бездействие должного лица либо госслужащего, в качестве второго ответчика привлекается госорган, в котором служат указанные лица (п. 2 ст. 221 Кодекса).

Правила подачи иска на действия должностных лиц

Рассматриваемый АИ подается с учетом общих правил подачи иска по КАС РФ:

  • АИ подается в форме письменного документа, подписанного истцом или его представителем, наделенным такими полномочиями. В документе надлежит проставить даты, когда заявление было подписано (п. 1 ст. 125, п. 1 ст. 220 Кодекса).
  • АИ может быть подан посредством заполнения специальной формы на сайте суда. В том случае, если иск содержит в себе ходатайство о применении мер предварительной защиты, АИ заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью (пп. 8, 9 ст. 125, п. 1 ст. 220 Кодекса).
  • АИ подается с приложением документа, свидетельствующего об уплате госпошлины. Размер последней установлен в п. 7 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации и составляет 300 руб. для физлиц и 2 000 руб. для юрлиц. О правилах уплаты пошлины читайте: Госпошлина по административному исковому заявлению.
  • АИ должен быть подан в сроки, установленные в ст. 219 Кодекса. Так, общий срок для оспаривания действий и бездействия чиновников составляет 3 месяца. Однако для некоторых категорий дел установлены более короткие сроки. Например, оспаривание действий судебного пристава-исполнителя возможно в течение 10 дней с того момента, как истцу стало известно о том, что его права нарушены (п. 3 ст. 219 Кодекса). Пропущенный срок подачи АИ может быть восстановлен при условии, что причиной его пропуска стало несвоевременное рассмотрение жалобы или другая уважительная причина (пп. 6, 7 ст. 219 Кодекса).

***

Таким образом, АИ на осуществление действия или допущения бездействия должностным лицом подается физлицами и юрлицами, чьи права были нарушены, а также прокурором, уполномоченным по правам человека и другими организациями в защиту лиц в случаях, предусмотренных Кодексом. Необходимым условием подачи такого иска является нарушение обжалуемыми действиями прав и законных интересов лиц, в чью защиту подается заявление.

RusЮрист Читайте по теме 16 июля 2018 852 0 21 июня 2018 601 0 Все новое и интересное для юриста — в нашей e-mail рассылке! Юрист? Присоединяйся, обсуждай, спрашивай — в наших группах!

Жалоба в прокуратуру на действия должностного лица

P&L Архив юридических документов

Заявитель является бабушкой внучки. Матерь ребенка является матерью одиночкой. С самого рождения ребенка, фактически, его воспитанием занимается заявитель. Дочь заявителя поставлена на учет в органе опеки и попечительства, как неблагополучная семья. Домой заявителю периодически приезжали работники социальной службы, органа опеки и попечительства и каких-либо претензий или нареканий по поводу содержания и воспитания малолетнего ребенка не имелось. Однако к заявителю приехала, начальник Управления органа опеки и попечительства и увидев ребенка во дворе, играющего с собакой, заявила, что ребенок живет в будке и у него не ухоженной вид. Заявитель хочет пояснить, что ребенок просто играл во дворе, соответственно одежда у него испачкалась. К заявителю приехали работники полиции и некий работник органа опеки и попечительства, насильно отобрали ребенка и отвезли в больницу. Заявитель считает что отобрание ребенка было осуществлено с нарушением норм семейного законодательства.

Прокурору __________ городской прокуратуры
__________________________
адрес: __________________________
__________________________
проживающей по адресу:__________________________
(зарегистрирована по адресу:_________________________).

ЖАЛОБА
на действия должностных лиц

Я, ___________________, являюсь бабушкой ______________________, _____________ г.р.
Матерью ребенка является моя дочь __________________, _____ г.р. Она является — матерью одиночкой. С самого рождения ребенка, фактически, его воспитанием занимаюсь я.
Мы все зарегистрированы по адресу: ____________________, а фактически проживаем в пос. ________ __________ района.
С __________ года моя дочь поставлена на учет в органе опеки и попечительства, как неблагополучная семья.
С указанного времени к нам домой периодически приезжали работники социальной службы, органа опеки и попечительства и каких-либо претензий или нареканий по поводу содержания и воспитания малолетнего ____________ не высказывались.
Однако первого ___________ года к нам приехала, начальник Управления органа опеки и попечительства по ___________ муниципальному району, увидев ребенка во дворе, играющего с собакой, заявила, что ребенок живет в будке и у него не ухоженной вид. Хочу пояснить, что ребенок просто играл во дворе, соответственно одежда у него испачкалась. Мой внук никогда не жил в будке, так как у меня есть возможность обеспечить его жильем – это и квартира в г. _________, а также жилой дом в пос. ________.
Мне государство доверяет воспитание чужих детей, я работаю преподавателем музыки в школе и за все время педагогической деятельности, ни разу не было замечаний в мой адрес.
Второго ____________ года с утра приехали работники полиции и некий работник органа опеки и попечительства, отделив нас от ребенка, насильно отобрали моего внука ________________________ и отвезли в больницу.
Придя в больницу, чтобы повидаться с внуком меня и дочь в палату к нему не пустили, сказав, что им даны такие указания органом опеки и попечительства по __________ муниципальному району.
Спустя неделю внука перевели в приют «_________».
В соответствии со ст. 77 Семейного кодекса РФ при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится.
То есть отобрание ребенка происходит, когда родители (либо иные лица при невмешательстве родителей) либо избивают ребенка, либо сознательно и умышленно морят его голодом, либо лишают жилья. Данных обстоятельств в нашей семье не имелось.
Таким образом отобрание ребенка было осуществлено с нарушением норм семейного законодательства. Так как согласно требованиям вышеуказанной статьи п.2 немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

КАК РЕШИТЬ ЮРИДИЧЕСКУЮ ПРОБЛЕМУ ЗА 3 ШАГА

Заполните форму обратной связи. По возможности подробно простыми словами опишите ваш вопрос. Для письменного ответа укажите обратный адрес вашей электронной почты.

В течении дня юрист ответит вам на почту с разъяснением ситуации и рекомендациями что делать дальше. В окончательных рекомендациях юрист сообщит вам какие документы нужно составить и их получателей.

После получения от нашего юриста списка необходимых документов зайдите на наш бесплатный архив юридических документов и найдите вам нужный. Вставьте персональные данные, почтовые реквизиты, адрес получателя и отправляйте по назначению.

Заказать звонок!

Юрист бесплатно ответит на все ваши вопросы

Нюансы жалобы на действия должностного лица в 2019 году

  • Жалоба
  • 07.12.2017
  • 5.4K Просмотров
  • 1 минута на прочтение

Каждому гражданину приходится периодически сталкиваться с различными государственными органами и должностными лицами.

Но не всегда человек согласен с принятым соответствующим сотрудником решением, да и его действия (бездействия) могут оказаться неправомерными.

Для обеспечения гражданину возможности защиты прав и интересов, законодательство предусматривает механизм подачи административных и судебных жалоб на действия должностных лиц.

Общие моменты

Российское законодательство относит к должностным лицам людей, которые постоянно либо временно осуществляют функции представителей власти.

Иными словами, к ним относятся различные чиновники и госслужащие, уполномоченные совершать определенные действия и принимать соответствующие решения.

Но при осуществлении обязанностей должностного лица нередко происходят различные правонарушения. В результате права и интересы гражданина могут оказаться нарушенными.

В этой ситуации законодательство предоставляет человеку возможность защищать свои интересы, подавая различные жалобы в установленном законодательством порядке.

Существуют два вида жалоб, каждый из которых обладает определенными особенностями.

Административные жалобы направляются в вышестоящую организацию или непосредственному руководителю лица, с чьим бездействием (действием) связано обращение заявителя.

Судебные жалобы могут быть рассмотрены только судом.

Юрисдикция

Обычно первым этапом в обжаловании различных неправомерных действий должностного лица становится подача административной жалобы в вышестоящую инстанцию или вышестоящему должностному лицу.

Это наиболее простой вариант обжалования решений. Иногда эта процедура является обязательной перед обращением в суд.

Например, жалоба на действия должностного лица налогового органа, сначала подается обязательно в вышестоящий налоговый орган и лишь потом можно обжаловать полученное решение в суде.

Подача жалобы допустима при любых видах правонарушений в действиях (бездействиях) должностного лица, принятия неправомерных решений и т. д.

Если обжаловать действия не удалось в административном порядке, это можно сделать в суде.

Жалобы в службы безопасности и прокуратуру призваны в большинстве случаев инициировать проверку законность действий (бездействия) должностного лица.

Иногда такие обращения могут привести и к возбуждению уголовных дел, если в действиях должностного лица будет установлен факт совершения преступления.

Структура заявления

Законодательство не устанавливает строгих форм для составления обращений в различные инстанции или суды граждан с жалобами.

Это должно было облегчить подготовку заявления, ведь изложении информации может происходить в любом удобном для заявителя виде и последовательности.

Но на практике для людей, далеких от юриспруденции это только усложнило задачу по подготовке заявления.

Специалисты рекомендуют пользоваться уже устоявшейся схемой для составления подобных обращений.

Это не только ускоряет процесс подготовки заявления, но и существенно облегчает его понимание. А значит, решение по обращению будет принято более точное и максимально быстро.

Приведем примерную структуру документа в следующей таблице:

Шапка Основная часть Просительная
Данные адресата жалобы, данные заявителя, данные лица, чьи действия обжалуются Подробное описание позиции заявителя (какие-действия должностного лица он считает неправомерными и почему) Конкретные просьбы заявителя (провести проверку, отменить постановление и т. д.), дата составления документа, список приложений

Образец документа

Еще больше упростить подготовку документа можно воспользовавшись образцом документа в качестве шаблона.

Найти подходящий пример в интернете не сложно. Образец жалобы на действия должностного лица можно скачать здесь.

Но стоит понимать, что любой шаблон при использовании нужно обязательно доработать с учетом конкретной ситуации.

Просто подставить свои данные в соответствующие поля – недостаточно. Особенно надо уделить внимание основаниям жалобы.

Задача заявителя убедить адресата в том, что действия должностного лица были неправомерными и нужно принять меры для устранения нарушений прав и интересов.

Сроки рассмотрения претензии

Обычно обращение граждан могут рассматриваться до 30 дней, а при необходимости срок этот могут продлевать еще максимум на 1 месяц.

Но для жалоб на действия должностных лиц сроки рассмотрения существенно сокращены.

Так, административная жалоба должна быть рассмотрена максимум за 15 дней, а в суде разбирательство должно проводиться максимум за 10 дней.

По результатам рассмотрения жалобы принимается соответствующее решение, а заявителю отправляется ответ.

В нем указываются принятые меры для устранения нарушений, а если в удовлетворении требований было отказано, то дается соответствующая мотивировка.

Отказ без обоснования причины недопустим.

Правила подачи

Несмотря на отсутствие строгих бланков для составления жалоб на действия (бездействия) должностных лиц, законодательство устанавливает определенные требования к данным документам и правила по их подготовке.

Соблюдение этих норм при подготовке обращения является обязательным. Иначе его просто оставят без рассмотрения.

Приведем основные требования и правила составления жалобы на действия должностного лица:

Заявление должно быть составлено в письменном виде Устно подать жалобу на действия должностного лица нельзя, конечно, обратиться к соответствующим уполномоченным сотрудникам можно и устно, но толку от таких обращений не будет и лучше сразу подготовить заявление в письменном виде. Но отправить его можно как на бумажном носителе, так и через электронные сервисы.
Обязательно должна присутствовать информация о заявителе (Ф.И.О. и адрес) По возможности следует привести также контактный номер телефона для уточнения возможных вопросов
Недопустимы нецензурные выражения Оскорбления или угрозы в тексте обращения
Текст заявления обязательно должен читаться По возможности лучше оформить обращение на компьютере
Бумажные заявления Обязательно должны быть подписаны заявителем

Видео: обжалование незаконных действий должностных лиц

Жалоба на неправомерные действия должностного лица

К сожалению, практически каждому гражданину периодически приходится сталкиваться с неправомерными действиями тех или иных должностных лиц.

Они не должны оставаться без внимания и нужно обязательно использовать предоставленную законодательством возможность подавать различные жалобы для защиты своих законных прав и интересов.

Не всегда жалобу легко подготовить самостоятельно и в этой ситуации нужно не пренебрегать помощью профессиональных юристов и обязательно обращаться за консультациями и получением поддержки по составлению документов.

Только профессионал сможет сразу составить заявление не только с учетом всех требований законодательства, но привести необходимые доводы для подтверждения позиции заявителя.

В вышестоящую организацию

Первое куда можно обратиться с жалобой на неправомерные действия должностного лица — это вышестоящая организация или непосредственные руководители этого лица.

Подать такое обращение можно как в бумажном, так и в электронном виде.

Именно вышестоящее руководство может быстро провести проверку действий конкретного сотрудника, и дать им соответствующую оценку, после чего принять решение и меры для устранения нарушения.

В УСБ

Если действия должностного лица имеют признаки коррупционных, то с жалобами на них можно и нужно обращаться в Управление собственной безопасности.

Прием таких обращений ведется не только через интернет или на бумажном носителе по обычной почте, но также и по телефонам горячей линии.

Даже при обращении по телефону нужно обязательно оставить свои данные (Ф.И.О. и адрес), а также контактный номер для связи по вопросам, которые могут возникнуть при разбирательстве по жалобе.

В прокуратуру

Прокуратура занимается контролем за соблюдением законодательства РФ на всей территории страны.

По обращению гражданина организация должна проверить законность действий конкретного должностного лица.

Если будет установлено, что они были неправомерны, то прокуратура может выдать предписание об устранении нарушений.

В полномочия также входит возбуждение уголовных дел и выступление на стороне государственного обвинения.

Но такие крайние меры принимаются только в ситуациях, когда действия должностного лица явно имеют преступный характер (взятки, вымогательство и т.п.).

В суд

Один из самых эффективных способов добиться устранения нарушения прав и интересов, которое произошло в результате действий должностного лица — обратиться с заявлением в судебные органы.

Сделать это можно в течение 3 месяцев с того момента, как стало известно заявителю о нарушении его прав и интересов.

Очень важно не упустить этот срок. Его, конечно, можно восстановить, но сделать это не всегда просто, а иногда и невозможно в принципе.

Заявителю придется приложить больше усилий при подготовке заявления в суд для того, чтобы доказать правомерность своих требований.

Но обычно эффективность от такого обращения высока, даже если по административным жалобам были получены отказы.

Неправомерные действия должностного лица должны обязательно обжаловаться гражданами, иначе ситуация будет только усугубляться.

Уверенные в своей безнаказанности чиновники продолжат еще активней нарушать права и интересы граждан.

И нужно использовать все предоставленные законом методы защиты, в том числе и подачу жалоб.